Файл: "Формирование готовности детей к школе".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблема мотивационной готовности является не достаточно разработанной, но существует большое количество методов, позволяющих изучать мотивационную сферу поступающего в школу ребенка. Педагоги интересуются вопросом мотивационной готовности детей к школе, прежде всего, потому, что на практике обнаруживается зависимость между характером мотивации и деятельностью, между мотивацией ученика и успешностью его обучения.

Представляет интерес более обстоятельное рассмотрение данной проблемы в связи с тем, что педагогам приходится постоянно сталкиваться с одной из традиционных проблем – проблемой низкой учебной мотивации. Недостаток учебной мотивации – одна из главных причин низких результатов учебы. Но для того, чтобы попытки разрешения данной проблемы стали более реалистичными, чтобы создать педагогические условия развития мотивации учащихся в учебной деятельности, представляется необходимым более тщательно и глубоко разобраться в теоретическом обосновании понятий мотива и мотивации, выявить причинно-следственные связи между организационной стороной образовательного процесса в школе, личностными и профессиональными качествами педагога и мотивационной сферой личности учащихся.

Как известно, переходный период от дошкольного к школьному детству является наиболее сложным и уязвимым периодом для каждого ребенка. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного к себе отношения. Необходимо иметь в виду не только то, чего он может достигнуть, но и то, каких физических и нервно-психических затрат ему это будет стоить.

Исследование проводилось в подготовительной группе ДОУ № 4 «Алёнушка» города Димитровграда. В исследовании принимали участие дошкольники 6-7 лет в количестве 60 человек.

1 этап. Формирование выборки исследования.

2 этап. Выбор методик, адекватных объекту и предмету исследования.

Были выбраны следующие методики:

1. Методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, результаты представлены на рисунке 1.


Рис. 1. Уровни школьной мотивации дошкольников 6 – 7 лет по методике Н.Г. Лускановой.

2. Опрос по методике Н.А. Нежновой «Беседы о школе» (Рис. 2).


Рис. 2. Уровни сформированности внутренней позиции дошкольников 6 – 7 лет по методике Н.А. Нежновой.

Так, старший дошкольный возраст и поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека.


Проведенное исследование показало, что половина детей (50%) в группе имеет высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. У этих детей достаточно сформирована внутренняя позиция школьника. Это говорит о положительном отношении ребенка к школе и о школьно-учебной мотивации.

Хорошую школьную мотивацию и начальную стадию формирования внутренней позиции школьника имеют 35% и 45% детей соответственно.

10% детей имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Один ребенок совершенно не проявляет интереса к школе. Он имеет низкий уровень школьной мотивации, при этом он находится в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Внутренняя позиция школьника у такого ребенка не сформирована.

Математико-статистический анализ результатов исследования показал, что расчетный коэффициент ранговой корреляции Спирмена попадает в зону значимости, следовательно, выдвинутая в начале исследования, гипотеза доказана.

Таким образом, ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы — результат социальных влияний.

2.2 Констатирующий эксперимент готовности детей к школе

Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка» [5, с. 89]. Данное понятие составляют три взаимосвязанные части – физическая, психологическая и педагогическая (или специальная) готовность [5, с. 90].

Важная составляющая готовности к школе – мотивационная готов ность, входящая в психологическую (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Н.И. Гуткина, М.Ю. Стожарова, В.Е. Судакова и др.) и предполагающая высокий уровень развития следующих мотивов:

  • учебно-познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям);
  • широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика);
  • позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.);
  • оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности);
  • внешний (подчинение требованиям родителей);
  • игровой (неадекватно перенесённый в учебную деятельность).

На практике недостаточно внимания уделяется развитию мотивации учения, чаще педагоги и родители стремятся к формированию системы знаний, умений и навыков, не придавая должного значения мотивам и потребностям ребёнка, недооценивая их при овладении учебной деятельностью.

Поэтому целью проведенной экспериментальной работы стало исследование особенностей формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста и разработка эффективной методики формирования мотивационной готовности на материале математики.

Проведённый констатирующий эксперимент позволил проанализировать уровень развития мотивационной готовности к школе старших дошкольников (60 детей) муниципального дошкольного образовательного учреждения № 4 «Алёнушка» города Димитровграда. Были использованы следующие методики: «Ранжирование мотивов учения», «Изучение мотивов учения», «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна Йирасека.

Цель методики «Ранжирование мотивов учения» – выявление ведущих мотивов учебной деятельности детей. Педагог проранжировал стандартные характеристики в отношении каждого ребенка группы по степени выраженности того или иного мотива (предлагалось 6 карточек, на одной стороне которых написаны характеристики поведения и действий ребёнка 6–7 лет, на другой – тип мотива, соответствующий данной характеристике).

Цель методики «Изучение мотивов учения» – выявление ведущих мотивов учебной деятельности. Детям в индивидуальном порядке предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. После прочтения каждого абзаца ребёнку показывали схематический, соответствующий содержанию рисунок – внешнюю опору для запоминания.

Среди тестов, определяющих функциональную готовность к школе, широкую известность имеет «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна Йирасека, состоящий из трёх заданий:

1) рисование мужской фигуры по памяти;

2) срисовывание письменных букв;

3) срисовывание группы точек.

Все три задания данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движения руки. Кроме того, тест позволяет определить в общих чертах интеллектуальное развитие ребёнка.

В ходе первичной диагностики общей готовности к школьному обучению мы выявили:

  1. уровень мотивационной готовности детей к школе в основном находится на среднем и низком уровнях (38 баллов по оценке педагога и 36 баллов по выбору ребёнка);
  2. 36 из 60 показали средний уровень развития общей готовности к школьному обучению, при этом уровень мотивационной готовности к школьному обучению у них в пределах от низких до средних значений;
  3. 10 детей показали низкий уровень мотивационной готовности;
  4. только 14 ребят из исследуемых групп показали нижний предел высокого уровня мотивационной готовности, т.е. предъявили учебный мотив как ведущий.

По итогам констатирующего эксперимента дети были разделены на 2 группы (по 30 чел. в каждой): контрольную и экспериментальную, примерно с одинаковым уровнем мотивационной готовности к школе.

На втором этапе исследования (формирующем) была определена и реализована система работ по формированию мотивационной готовности у детей экспериментальной группы через использование в учебно-педагогическом процессе развивающих игр и упражнений на математическом материале. В итоге реализованы направления:

  1. познавательно-развивающее (занятия с детьми, развивающие игры и другие мероприятия по формированию мотивационной готовности к школе);
  2. закрепляюще-развивающее (работа по организации взаимодействия с семьей);
  3. создание специальных развивающих условий и среды в ДОУ для стимулирования самостоятельности детей в развитии познавательного интереса и познавательных мотивов.

Система развивающих игр и упражнений, направленных на развитие познавательной активности и мотивационной готовности к учебной деятельности, носит интегрированный характер (включает элементы занятий по ознакомлению с художественной литературой, математикой, музыкой, физкультурой, изобразительной и трудовой деятельностью и т.д.).

Основные цели проведения занятий по развитию познавательной активности и учебной мотивации:

  • развивать интерес к знаниям и потребность в познавательной деятельности;
  • вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, учебных и практических задач, воспитать самостоятельность и инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;
  • целенаправленно развивать познавательные процессы (умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу);
  • развивать способности к простейшим обобщениям, умения использовать полученные знания в новых условиях;
  • научить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;
  • развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);
  • развивать речь: умение описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь чётко излагать свои мысли;
  • развивать творческие способности: самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность;
  • группу фигур, обладающую общим признаком;
  • развивать наглядно-образную, словесно-логическую и эмоциональную память;
  • развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление;
  • развивать способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления (о форме, размере, взаимном расположении предметов);
  • научить слушать и работать самостоятельно.

Параллельно с работой на занятиях с детьми проходила работа и с родителями: семинары «Как готовить ребёнка к школе?», «Развить желание учиться дома» и др., консультации «Чем я могу помочь своему ребёнку в подготовке к школе?», открыт уголок «Родителям будущего первоклассника».

В группе была организована специальная развивающая среда – «Уголок будущего первоклассника», включающая дидактические материалы для занятий, развивающих игр и упражнений, иллюстративный материал (картинки, фотографии), дневник успехов, в котором с помощью системы условных обозначений отмечаются успехи ребёнка на занятиях. Дневник успехов стимулирует детей к проявлению активности, помогает осознать значимость своих успехов, служит ориентиром эффективности форм и методов работы для педагога.

На момент проведения контрольного эксперимента и в контрольной, и в экспериментальной группе отмечена положительная динамика изменений по показателю развития мотивационной готовности к школе, при этом в экспериментальной группе результаты гораздо выше.

Проведенная повторная беседа-интервью позволила отметить различия в ответах детей. Дети экспериментальной группы чаще высказывали заинтересованность занятиями познавательного характера, выражали желание поскорее пойти в школу, причём большинство отметило, что им хочется узнать больше новой информации. Таким образом дети демонстрируют преобладание учебно-познавательного мотива.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости специальной, целенаправленной работы в ДОУ по формированию мотивационной готовности детей к школе.

3. Характеристика модели формирования готовности старших дошкольников в обучению в школе

3.1 Оценка психологической готовности детей к обучению в школе

В настоящее время вопросы психологической готовности детей к обучению в школе вновь становятся достаточно актуальными. Это связано, прежде всего, с введением в РФ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования нового поколения (далее ФГОС ДО), вступившего в силу 1 января 2014. Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, в связи с этим повышается значимость вопросов, связанных с определением новых подходов к проблеме диагностики готовности детей к обучению в современной школе.