Файл: "Формирование готовности детей к школе".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФГОС дошкольного образования предполагает организацию психолого-педагогического сопровождения в дошкольной образовательной организации, в связи с этим в числе прочих мероприятий должна быть организована диагностика разных аспектов готовности детей к школе. К сожалению, реальность такова, что далеко не во всех дошкольных образовательных организациях есть специалисты, педагоги-психологи, которые отвечают за организацию диагностики и оказание коррекционной помощи в подготовке детей к обучению в школе. Однако родители воспитанников, завершающих обучение в детских садах, все - таки хотят знать готов ли их ребенок к обучению. В связи с этим появляется противоречие, связанное с тем, что с одной стороны родители выпускников детских садов обеспокоены, и хотят знать готов ли их ребенок к поступлению в школу, а с другой стороны детские сады часто не готовы к организации диагностического обследования, с учётом требований новых нормативных актов (закона «Об образовании РФ», ФГОС ДО и ФГОС НОО). Возникает проблема, связанная с определением показателей психологической готовности, поиском и выбором оптимальных методов её диагностики, исходя из анализа требований ФГОС дошкольного образования и начального общего образования.

Понятие «психологическая готовность ребенка к школьному обучению» было предложено А.Н. Леонтьевым в 1948 году. На сегодняшний день учеными признано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, требующее комплексных психологических исследований, традиционно среди компонентов готовности исследователи выделяют готовность интеллектуальную, личностную, волевую. Психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Мною была разработана диагностическая программа на определение психологической готовности к обучению в школе, апробирована в детском саду в подготовительной группе. В результате диагностической деятельности обследовано 18 детей старшего дошкольного возраста.

Диагностическая программа, подобранная на основе анализа методов и подходов к диагностике психологической готовности сопоставления традиционных методик с целевыми ориентирами и требованиями нормативных документов состоит из двух этапов. Первый этап исследования включает исследование, которое проводится фронтально с детьми экспериментальной выборки. Методики, направлены на выявление уровня самооценки ребенка, Сенсомоторная координация (графические навыки, развитие тонкой моторики рук) Уменьшение импульсивных реакций (возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, способность управлять своим поведением, умение сосредоточиться, управление эмоциями) Степень сформированности мотивов (Мотивация учения, соподчинение мотивов). Второй этап диагностического обследования проводится в форме индивидуального собеседования с каждым ребенком. Задачи, которые решались на этом этапе, были направлены на исследование интеллектуальной лабильности и умственной работоспособности дошкольника. Также были направлены на изучение уровня внимания, точности передачи информации, волевой регуляции, личностных характеристик работоспособности и динамики работоспособности во времени.


Проведя комплекс методик оценки интеллектуальной, личностной и эмоционально-волевой сферы, я могла сделать итоговый вывод об уровне психологической готовности детей к обучению в школе.

Высокий уровень психологической готовности к обучению в школе выявлен в подготовительной к школе группе не был. Это дети с высокими показателями по 4 и более методикам и средними показателями по 2 методикам или с высокими показателями по 5 и более методикам. Дети с высоким уровнем психологической готовности к обучению в школе обладают достаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире, проявляют интерес к интеллектуальной деятельности, умеют планировать свою деятельность в процессе выполнения заданий и контролировать свои действия.Средний уровень психологической готовности к обучению в школе, по результатам исследования 3х компонентов психологической готовности, выявлен в группе у 12 детей (66%). Это дети, имеющие преимущественно средние показатели по 6 методикам. Ключевой особенностью выделенной группы детей является наличие среднего уровня развития воображения и мышления, а также произвольности в процессе интеллектуальной деятельности. В третью группу (низкий уровень психологической готовности) мы отнесли детей, которые показали преимущественно низкие результаты по всем методикам диагностического исследования. Таких детей выло выявлено 6 человек, что составило 33%. У данных детей выявлены низкие показатели относительно всех показателей, выявленных в процессе теоретического исследования. Они обладают недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире, пассивны в процессе интеллектуальной деятельности, не умеют планировать свою деятельность в процессе выполнения заданий и контролировать свои действия.

Результаты диагностической деятельности позволяют определить степень сформированности ключевых возрастных новообразований у детей на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, которые в дальнейшем станут базой формирования универсальных учебных действий в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС НОО.

Сочетание методик и форм проведения (фронтальной и индивидуальной) позволяют получить обширный фактический материал, обработка которого, дает необходимую информацию.

Полученные результаты позволили сформировать развёрнутые, по основным значимым новообразованиям когнитивной сферы, индивидуальные и групповые заключения для родителей, обследованных детей.


Можно сделать вывод, что данный диагностический комплекс можно рекомендовать к использованию специалистами, обладающими необходимым уровнем подготовки, как соответствующий целевым ориентирам нового Стандарта, и тем требованиям к диагностике детей старшего дошкольного возраста, которые обозначены в современных нормативных актах.

3.2 Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению к школе

Подготовка детей к успешному обучению в школе – приоритетная задача, которая в современной ситуации приобретает особую актуальность. Это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и в то же время с усложнением учебных требований, предъявляемых школой в связи с возросшей сложностью учебных материалов и информационной насыщенностью. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы 1-го класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В образовательной практике наблюдаются попытки форсированной подготовки ребёнка к школе, «притирки» содержания обучения детей дошкольного возраста к содержанию начального школьного обучения [1; 2].

Формирование готовности к школе имеет выраженную когнитивную направленность. Недостаточно уделяется внимания личностной, психофизиологической готовности, упускается из виду эмоциональная и социальная готовность.

Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова считают, что готовность к школьному обучению определяется уровнем физического, психического и социального развития ребёнка.

А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина и др. утверждают, что от того, насколько физически развит, здоров и закалён ребёнок, зависит его успех в школе [6]. К сожалению, физическое воспитание детей дошкольного возраста рассматривается изолированно от вопросов их готовности к обучению в школе.

Исследования показали, что группа «незрелых» к обучению в школе детей составляет 32%. В процессе обучения прослеживаются две тенденции: часть детей, не справляясь с учебной нагрузкой, формирует ряды отстающих и второгодников, а другая часть выполняет все требования школы, но ценой собственного здоровья.

Н.В. Зайцева доказала, что правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются необходимые условия для нормальной деятельности нервной системы [5].


Американский исследователь Г. Доман показывает взаимосвязь интеллектуальных и физических способностей человека [4]. Он утверждает, что высокоразвитый интеллект берёт своё начало в подвижности человека и деятельности рук. По убеждению автора, каждому ребёнку от рождения присущ высокий умственный потенциал, включающий в себя физическое функционирование и начинающийся именно с него.

Л.А. Венгер и А.Л. Венгер отмечают, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование. Однако в научной литературе чаще уделяется внимание психологической готовности детей к школе, зачастую она рассматривается независимо от физиологического развития ребёнка и представляет совокупность отдельных психологических качеств и свойств.

Известно, что лишь незначительная часть учащихся, оканчивающих школу, является здоровой. У выпускников отмечается целый ряд нарушений: замедление физического и психического развития, увеличение числа лиц с дисгармоничным развитием. Неудивительно, что среди первоклассников 50% имеют различные психосоматические заболевания. В интеллектуальном развитии от среднего уровня отстают 13% школьников, затруднения в учебе испытывают 25% детей, которые не могут полностью освоить программу общеобразовательной школы [8].

Можно выделить следующие элементы рассматриваемой модели: педагогическая цель, задачи, педагогические условия, участники педагогического процесса, компоненты готовности, принципы, средства, методы организации деятельности, где системообразующим фактором выступают ДОУ, семья и школа. Взаимосвязь и взаимообусловленность данных социальных институтов давно доказана (рис. 3).

Рис. 3 Модель формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Педагогическая цель – формирование готовности дошкольников к обучению в школе. Задачи нашего исследования: повышение уровня этой готовности и укрепление здоровья дошкольников. Для решения поставленных задач традиционные занятия по физическому воспитанию были дополнены инновационными компонентами: элементами коррегирующей гимнастики для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, элементами хатха-йоги, релаксацией, пальчиковой и ритмической гимнастикой, степаэробикой, контрастным закаливанием воздухом, гимнастикой для глаз, упражнениями для профилактики плоскостопия, комплексом «Школа мяча».

Необходимым элементом модели являются педагогические условия:


  • диагностика и оценка готовности дошкольников;
  • реализация по этим данным индивидуально-дифференцированного подхода; обеспечение взаимодействия педагогической, психологической и медицинской служб дошкольного образовательного учреждения;
  • признание занятий по физическому воспитанию значимой частью комплексного процесса формирования готовности;
  • организация взаимодействия всех служб ДОУ с родителями;
  • осуществление преемственности в работе ДОУ и школы.

Заключение

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) призвано не столько дать определённую сумму знаний и умений, сколько обеспечить готовность ребёнка к школе, которая связана со всеми гранями его личности – умственными, нравственными, физическими и др. Перед дошкольными учреждениями всегда ставилась задача подготовки детей к обучению в школе, и они имеют уникальную возможность для решения этой задачи, но не всегда и не везде ей уделяется должное внимание. Поэтому педагоги ДОУ и учителя начальных классов должны организовать деятельность ребёнка таким образом, чтобы он безболезненно смог принять новый статус школьника.

Анализ теоретических и практических аспектов данной проблемы позволил определить необходимость комплексного подхода к формированию готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе и включение в этот процесс психологической, физической, социальной и интеллектуальной компоненты. Для этого необходимо разработать и внедрить соответствующую модель и создать педагогические условия для её реализации.

Диагностика включает в себя обследование всех компонентов комплексного понятия подготовки детей к школе. Общая готовность подразумевает физическую и психологическую готовность, специальная – социальную и интеллектуальную. Охарактеризованый диагностический инструментарий для выявления уровня каждого компонента готовности, индивидуальные и групповые диагностические карты. Такой подход позволяет определить исходный уровень готовности каждого ребёнка, определить отстающий компонент, внести коррективы в педагогический процесс, дать индивидуальные рекомендации, задания и тем самым повысить общий уровень готовности.

Список использованной литературы