Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Главной задачей финансовых властей является нормативное регулирование бухгалтерского учета как одной из основополагающих сторон деятельности организации. Бухгалтерский учет должен быть предметом непрерывного и тщательного регулирования со стороны государства. В зависимости от того, как своевременно и обдуманно оно будет реагировать на изменение реалий экономической жизни, изобретая новые и корректируя устаревшие нормы в области бухгалтерского учета, будет зависеть качество финансовой отчетности, а, значит, и экономическая эффективность принимаемых решений.

За годы реформ, произошедших с момента падения СССР, когда старые нормы уже не действовали, а новые еще не разрабатывались, появилась «теневая экономика», которая не только снижала инвестиционную привлекательность России, но и тормозила ее развитие. Важным условием улучшения качества управления предприятиями и активизации инвестиционного процесса становится создание или реорганизация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Строгая иерархия, системная организованность и логическая последовательность в разработке норм бухгалтерского законодательства позволят обеспечить не только их постоянное исполнение всеми организациями, но и высокую степень прозрачности деятельности этих организаций, что позволит государству и прочим заинтересованным сторонам оценить нынешнее положение и перспективы развития экономики.

Помимо этого, актуальность данной темы связана еще и с тем, что в условиях экономического роста и финансового развития российской экономики многие отечественные компании осознали необходимость, а главное, получили возможность выхода за границы страны. Такой выход для российских компаний в условиях глобализации сопряжен с несколькими трудностями, одной из которых является несоответствие российского бухгалтерского законодательства международным стандартам бухгалтерской отчетности. Новые требования, предъявляемые российским компаниям за рубежом, предопределяют необходимость адекватной трансформации российского бухгалтерского учета. В настоящее время одной из главных проблем для российского общества является приведение действующей в стране системы бухгалтерского учета и отчетности к соответствующим требованиям рыночной экономики и международным стандартам.

Целью данной работы является изучение регулирования бухгалтерсуого учета в соотвествии с российскими и международными стандартами, для достижения поствленной цели были выделены следующие задачи:


- рассмотреть нормативное регулирование бухгалтерского учета;

- провести анализ международных стандартов бухгалтерского учета.

Объект исследования – регулирование бухгалтерского учета.

Предмет исследования - регулирования бухгалтерсуого учета в соотвествии с российскими и международными стандартами.

Структура работы состоит из введения, освноной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области бухгалтерского учета, материалы периодических изданий и сети Интернет.

Глава 1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета

1.1 Регулирование бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Нормативное регулирование бухгалтерского учета включает:

  1. нормативное правовое регулирование, которое осуществляется нормами права, содержащимися в соответствующих нормативных правовых актах;
  2. методическое регулирование, которое осуществляется методическими (техническими) нормами, содержащимися в соответствующих актах методического (нормативно-технического) характера.

Также важная роль в реализации нормативного регулировании бухгалтерского учета принадлежит учетной политике организации и актам Министерства финансов разъяснительного характера (актам толкования).

Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических политических, социально-экономических и культурных особенностей каждой страны. Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской

Федерации. Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

    1. обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
    2. составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию, представленную на рисунке 1.1[1].

Рис. 1.1 - Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Предприятия, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности, самостоятельно формируют свою учетную политику, руководствуясь законодательством! Российской Федерации о бухгалтерском учете и нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет.

В Росси и и дет реформ а бухгалтерского уч ета. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г., определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране.

Правительством РФ разработана и утверждена (постановлением от 6 марта 1998 г. № 283) «Программа реформирования бухгалтерского учета»[2] в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, ведется работа по устранению противоречий между российской системой бухгалтерского учета и общепризнанными в мире подходами к ведению бухгалтерского учета, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности. Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой учету, внедрение их в практику.

В Российской Федерации ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.

Первый уровень - законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете»[3].


Второй уровень - Положения по бухгалтерскому учету (федеральные стандарты), утверждаемые Министерством Финансов РФ и Правительством РФ. В настоящее время издано 24 Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету [4]. Например, Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации П БУ 1/2008 (приказ Министерства финансов РФ от 06.10.2008г. №106н); Положение по у у " т в ь о " У 2/2008 ( з

Министерства финансов РФ от 24.10.2008г. №116н); Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2006 (приказ Министерства финансов РФ от 25.12.2007г. № 147н); Положение по бухгалтерскому учету "Б^галтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (приказ Министерства финансов РФ от 06.07.1999 г. № 43н); Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально- производственных запасов" ПБУ 5/01.

Третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Например, к третьему уровню относятся План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению.

Четвертый уровень — документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации[4].

В процессе исторического развития общества возникли и постоянно совершенствовались национальные системы бухгалтерского учета. Национальная система бухгалтерского учета в Российской Федерации базируется на специфике экономических отношений и традиций государства. В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации бухгалтерский учет находится в ведении государства[5].

Федеральными законами предоставлено право регулирования отдельных аспектов бухгалтерского учета ЦБ РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др.


В процессе реформирования бухгалтерского учета в стране проводится переориентация нормативного регулирования с учетного процесса бухгалтерского учета на бухгалтерскую отчетность и использование в национальном регулировании бухгалтерского учета международных стандартов.

Для формирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, более всесторонне отвечающей зада ча м реформи рова ния бухгалтерского учета в Российской Федерации, необходимы значительные усилия для наполнения всех ее уровней. Речь идет в первую очередь о федеральном законе «О бухгалтерском учете», разработке отраслевых методических рекомендаций и переработке национальных стандартов, максимально приближенных к МСФО. Существующие проблемы в нормативном регулировании бухгалтерского учета бухгалтерской службы организаций, ведут к возникновению споров с контролирующими органами и аудиторами.

Основными направлениями дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности, на наш взгляд, являются:

  1. повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  2. создание инфраструктуры применения МСФО:
  3. изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности (при разумном сочетании деятельности органов государственной власти и усиление контроля качества бухгалтерской отчетности.

1.2 Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

России период проведения реформы системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета длится уже более 15 лет. За это время были осуществлены значительные преобразования, отечественный бухгалтерский учет существенно изменился и перешел на новый уровень развития. Вместе с тем процесс реформирования бухгалтерского учета пока не завершен. Так, с 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон №402-ФЗ),

Согласно ст. 4 Федерального закона №402-ФЗ законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона №402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.