Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовые нормы, регламентирующие бухгалтерский учет, содержатся в различных нормативных правовых актах, каждый акт действует во взаимной связи с другими нормативными правовыми актами и не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящего правотворческого органа. Совокупность нормативно-правовых актов образует 4-х уровневую систему (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в РФ

Уровень регулирования

Документы

Область регулирования

Примечание

Первый (законодательный)

Федеральные стандарты

Устанавливают:

определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете; допустимые способы их денежного измерения;

требования к учетной политике;

план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;

состав, содержание и порядок формирования информации,раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  1. упрощенные способы ведения бухгалтерского учета

обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами и не должны противоречить ФЗ «О бухгалтерском учете»

Второй (методологический)

Отраслевые стандарты

устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности

обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами и не должны противоречить федеральным стандартам

Третий (разъяснительный)

Рекомендации в области

бухгалтерского учета

принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета.

применяются на добровольной основе и не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам

Четвертый

(внутрихозяйственный)

Стандарты

экономического

субъекта

предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета

Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам


Таким образом, ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами (стандартами), имеющими разный статус.

В настоящее время отсутствует официальное определение понятия «система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета». По мнению К. А. Конева «Система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ и имеющих в своем составе нормы, прямо или косвенно устанавливающие единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Таким образом, К. А. Конев сводит в иерархическую структуру нормативно-правовые акты, так как нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета является его составной частью.

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета для наглядности представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета

Уровень иерархии

Нормативный правовой акт

Статус нормативных правовых актов

Первый уровень. Основной Закон РФ

Конституция РФ п. «р» ст.71; ст. 7, 34, 37, 39, 57, 75

Второй уровень. Международные договоры

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию; Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» и др.

Не являются внутренним законом РФ, однако применяются на ее территории, имеют приоритет над внутренним законодательством

Третий уровень. Федеральные конституционные законы

«О правительстве Российской федерации; «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Законы

Четвертый уровень. Федеральные законы

Федеральный закон №402-ФЗ, ГК РФ (части первая-четвертая); ТК РФ; НК РФ; КоАП РФ; УК РФ и др.

Пятый уровень. Указы и распоряжения Президента РФ

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» и др.

Подзаконные нормативные правовые акты

Шестой уровень. Постановления и распоряжения Правительства РФ

«О Министерстве финансов Российской Федерации»; «Об особенностях порядка исчисления» средней заработной платы» и др.

Седьмой уровень. Приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения Минфина России; указания, положения, инструкции Банка России

Нормативные правовые акты Минфина России и Банка России.

Нормативные документы, устанавливающие правила, нормы, нормативы, вводятся в действие нормативными правовыми актами Минфина России и Банка России

Восьмой уровень. Нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов субъектов РФ по установлению региональных налогов и сборов

Законы субъектов РФ по установлению региональных налогов и сборов (во исполнение норм разд. IX «Региональные налоги и сборы» НК РФ)

Нормативные правовые акты субъектов РФ по установлению региональных и местных налогов

Девятый уровень. Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований по установлению местных налогов

Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы г. г. Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению местных налогов (во исполнение норм разд. Х «Местные налоги» НК РФ)

Десятый уровень. Нормативные правовые акты организаций

Стандарты экономического субъекта; учетная политика организации и др.

Подзаконные нормативные правовые акты


Изложенная К. А. Коневым система нормативного правового регулирования полностью соответствует Федеральному закону №402-ФЗ и ее можно представить в виде четырех блоков.

Первый блок составляют законы: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон №402-ФЗ, другие федеральные законы.

Второй блок представлен подзаконными нормативными правовыми актами: указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; приказами, распоряжениями, правилами, инструкциями и положениями Минфина России и Банка России; нормативными правовыми актами организаций.

Третий блок состоит из нормативных правовых актов субъектов РФ: законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

К четвертому блоку мы относим международные договоры, которые не являются внутренними законами, но применяются на территории России и имеют приоритет над законами РФ, за исключением Конституции РФ.

Таким образом, система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета является десятиуровневой и состоит из четырех блоков (законов, подзаконных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов субъектов РФ по установлению региональных и местных налогов, международных договоров), где между элементами каждого уровня существует иерархическая связь.

1.3 Регулирование методологических и технологических вопросов организации бухгалтерского учета

Формирование рыночных отношений в стране заставило по-новому подойти к постановке учета на отдельных участках финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Ведь неэффективное его использование приводит к сокращению объемов производства или реализации, что в свою очередь уменьшает доходы предприятия, а, соответственно, отражается и на прибыли. Выявить и практически использовать эти резервы можно с помощью тщательного учета и аудита. Финансовый учет, как и управленческий учет необходим для того, чтобы администрация предприятия получала всю нужную информацию об имуществе, обязательствах, материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Бухгалтерский учет необходим для того, чтобы эффективно управлять работой предприятия. Первичный учет представляет собой начальную стадию системного и регистрации отдельных операций, характеризующих хозяйственные процессы и явления, происходящие на предприятии[6].


На этой стадии учетной работы первоначальные сведения о хозяйственных процессах и явлениях, возникающие на многочисленных участках, в цехах, на складах, пунктах приемки и отгрузки готовой продукции и других подразделениях предприятия, отражаются в первичных документах. В настоящее время государство существенно сократило свои функции в области методологического руководства бухгалтерским учетом и особенно в области бухгалтерской (финансовой) отчетности. Роль профессионального сообщества в организации и ведении бухгалтерского учета в РФ растет медленными темпами. Особенно это касается технологического и технического обеспечения учетного процесса. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и на положения по бухгалтерскому учету (стандарты), утвержденные Министерством финансов РФ являются основными в деле методологического обеспечения первичного учета.

Необходимо техническое обеспечение бухгалтерского дела для улучшения учетного процесса. Методические рекомендации, изданные в развитие положений по бухгалтерскому учету, не дают возможности бухгалтерским службам хозяйствующих субъектов выбрать наиболее разумные, рациональные приемы и способы обработки и получения необходимой информации, как для внутренних, так и для внешних потребителей. Что касается учетного процесса, технических приемов получения учетной информации наиболее рациональным способом и других аспектов бухгалтерского дела, то в стандартах они не находят отражения[7].

А необходимо ли усиление регулирования методологических и технологических вопросов организации бухгалтерского учета как системы в целом? В настоящее время, с развитием рыночных отношений в стране, предоставлением самостоятельности хозяйствующим субъектам в производственной и финансовой деятельности, возложением на них полной ответственности за финансовые результаты работы вряд ли целесообразна строгая централизованная регламентация технологических и технических приемов организации учетных процессов, осуществляемых непосредственно в организациях (на предприятиях).

Можно сделать вывод, что приоритетным является разработка национальных стандартов бухгалтерского учета (утверждение стандартов отнесено к ведению органов государственной власти), к международным стандартам финансовой отчетности. В документе, определяющем тактику и стратегию развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу, общего направления развития первичного учета может быть и достаточно. Но отсутствие в нем определения обязанностей органов государственной власти и профессиональных сообществ в этой области приводит к заключению, что проблеме первичного учета, являющегося основой подсистемы бухгалтерского дела, не придается должного значения» Прежде всего требует решения вопрос о том, в каком направлении следует развивать, первичную учетную документацию (первичный учет)[8] [6, с. 65–69].


Анализ специалистов показывает, что из общего объема первичных документов, обращающихся на среднем по размерам производственном хозяйствующем субъекте, первичные документы, охватываемые бухгалтерской службой, составляют 28 %; документы по нормированию — 15 %; документы по статистике — 10 %; технические документы — 13 %; документы по снабжению и сбыту, включая счета-фактуры по НДС — 18 %; производственные документы — 16 %. Федеральное агентство по статистике по согласованию с заинтересованными федеральными органами государственной власти (Министерством финансов РФ, Минэкономразвития России, Банком России и др.) разрабатывает и утверждает унифицированные первичные учетные документы, среди которых называем первичную учетную документацию по учету:

- труда и его оплаты;

- сновных средств и нематериальных активов;

- материалов;

- работ в капитальном строительстве;

- работ строительных машин и механизмов;

- кассовых операций;

- результатов инвентаризации.

Опыт применения унифицированных форм показал, что запрет даже на незначительные изменения в них не способствовал повсеместному применению таких форм. Поэтому хозяйствующим субъектам было представлено право при необходимости вносить в них дополнительные реквизиты. Что касается форматов бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, то их размеры являются рекомендательными и могут изменяться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Это не относится к объему реквизитов и формату бланков форм документов по учету кассовых операций и расчетных (банковских) документов. Их изменение проводится Федеральным агентством по статистике и Банком России.

В современной экономике появилось немало отраслей, которых не было еще несколько лет назад. Для отражения хозяйственных операций хозяйствующих субъектов таких отраслей (профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаций по управлению доверительным имуществам и т. д.), им предоставлено право разрабатывать и утверждать специализированные формы первичных учетных документов с сохранением перечня обязательных реквизитов. На построение форм первичных учетных документов влияет способ обработки и группировки содержащейся в них учетной информации[9].

Творческая работа бухгалтеров и научных работников часто дает весьма удачные и рациональные приемы учетной группировки с приспособлением или доработкой для этого форм первичных учетных документов. Например, в рабочем наряде по автотранспорту — путевом листе помимо реквизитов, необходимых для начисления оплаты труда водителю автомобиля, контроля за расходом бензина и др., предусмотрены показатели о пробеге автомобиля с грузом и без груза, о времени простоя под погрузкой и выгрузкой, нужные для статистических наблюдений эффективности использования автомобильного транспорта. Огромное значение имеет стандартизация документов. Чем компактнее форма документа и чем рациональнее расположены в ней реквизиты, тем проще ее заполнение и особенно контроль за правильностью содержащейся в ней информации.