Файл: Шрифты, их классификация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В данной работе речь пойдет о шрифтах, их классификации и применении. Шрифт так же можно назвать произведением искусства, так как он не берётся из ниоткуда, его создают художники или дизайнеры. Поэтому будь то картина или фотография – шрифт является авторским произведением.

Изучаемая тема актуальна по причине того, что наша современная реальность – это информационная эпоха. Так или иначе, компьютер стал частью жизни людей. Соответственно работая с технологиями, мы сталкиваемся с задачей выбора шрифта.

В сегодняшнем «информационном» обществе весьма значима способность шрифта заинтересовывать или останавливать внимание. Для текстов нашей эпохи в газетах, журналах, электронных системах обмена информацией лишь ясности и удобочитаемости недостаточно. В настоящее время реклама товаров потребления, автомобилей, продуктов питания и того подобного, старается избежать типичных шрифтов, исключение только в том случае, если подобный шрифт является частью товарного знака.

Целью данного исследования заключается в изучение классификации шрифтов. Под грамотным и эффективным применением шрифтов подразумевается знание основных типов шрифтов и шрифтовых групп и понимание художественно – технических качеств шрифтов.

Объектом исследования является шрифт. Это графический рисунок начертания букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт – это один из основных изобразительных элементов текстового печатного издания.

Предметом исследования выступает классификация шрифтов по группам. Согласно данной классификации, все шрифты разбиваются на 4 базовых категории с последующим разделением внутри каждой отдельной категории.

Достижение цели исследования определило решение следующих задач:

  • Изучить историю возникновения шрифтов;
  • Проанализировать классификации и характеристики шрифтов;
  • Изучить особенности шрифтов;
  • Определить возможности использования шрифтов.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. История появления и развития шрифта

История шрифта начинается еще в глубокой древности, когда зарождалась письменность. Людям стало необходимо фиксировать какую-то информацию, закреплять в памяти важные события, передавать какие-либо новости. Тогда и возникли предпосылки для возникновения системы письменных знаков. Далее мы рассмотрим, с чего начиналось развития шрифта, и как шрифты менялся, подстраиваясь под требования общества.


  1. Пиктографическое письмо.

Самыми первыми письменными знаками были пиктограммы – наскальные рисунки первобытных людей. Тогда не существовало единого стандарта изображения, которому все придерживались, поэтому у каждого племени были свои рисунки. Наносили на камни их с помощью клыков крупных животных или другими острыми и крепкими приспособлениями. (см. рис 1.1)

Рисунок 1.1. Пиктографическое письмо

  1. Идеографическое письмо.

Общество развивалось, человечество начало создавать цивилизации, в Китае и Египте пиктографию вытеснила идеография, начали появляться идеограммы (иероглифы). Этот этап можно назвать началом развития письменности. При помощи реалистичного знака-изображения могло обозначаться целое слово, сначала это были изображения животных, растений, названия предметов, а затем и действий. Это уже была система графических форм, так как последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи. (см. рис 1.2)

Рисунок 1.2. Идеографическое пиьсмо

  1. Слоговое письмо

Следом после идеографии появляется слоговая письменность. Знаком уже обозначался слог, часть будущего слова. Эта письменность была очень объемной, но зато можно было описать намного больше мыслей, более четко их описать. Писали тогда на папирусе. Слоговое письмо существовало в Древнем востоке, в Японии, Корее и Китае. (см. рис 1.3)

Рисунок 1.3. Слоговое письмо

  1. Буквенно-звуковое письмо.

Время шло, графические знаки совершенствовались. Появилась буквенно-звуковая система. Отличалось она тем, что на письме уже различались отдельные звуки – фонемы. Фонемы могли отражать звуковые особенности языков в зависимости от того, как их произнесешь. Теперь письмо отображало человеческую речь. Этот этап принято считать началом буквенной письменности. Эта система стала основой для формирования письменности многих народов мира. В зависимости от языка шрифты (алфавиты) народов имеют разное количество букв. Самым первым появившимся шрифтом считается древнегреческий, он состоял из отрезков и геометрических фигур. (см. рис 1.4)

Рисунок 1.4. Буквенно-звуковое письмо

Теперь мы разберем развитие шрифтов латинского и кириллического алфавита.


1.2 Латинский алфавит

  1. Капитальное квадратное письмо

Самый древний почерк латинского письма называется «капитальным». Этот шрифт прост, но выразителен. У букв капитального шрифта пропорции таковы, что буквы вместе с засечками вписываются в квадрат. Построен шрифт с помощью геометрических форм – квадрат, треугольник, круг. В это время надписи выполнялись на папирусах или пергаменте, высекались на каменных плитах. В будущем латинское письмо стало международным. (Рисунок 1.5)

Рисунок 1.5

  1. Капитальное рустическое письмо

Рустическое письмо отличалось меньшей строгостью, свободой исполнения, буквы имели декоративную ромбовидную форму.

Буквы имели пропорции 5:3, вертикальные линии были тонкие, горизонтальные – жирные. Слова иногда разделялись точками, так как письмо было сплошное. (см. рис 1.6)

Рисунок 1.6. Капитальное рустическое письмо

  1. Унциальное письмо

К 4 в. сформировалось унциальное письмо. Оно было необходимо для переписки литературных текстов. Этому письму характерны округлые формы, выносные линии, оно все еще оставалось сплошным. Все это способствовало быстроте написания. Вскоре для повседневного письма появился курсив. Унциальным письмо называется, потому что буква составляла 1/12 часть строки – унцию. (см. рис 1.7)

Позже появился полуунциал. Он был переходным к минускульному письму. (см. рис 1.8)

Рисунок 1.7. Унциал Рисунок 1.8. Полуунциал

  1. Каролингский минускул

«Минускул» в переводе с латинского — «маленький». Самый рациональный и совершенный из всех типов латинского средневекового письма. К 7 в. первоначальный минускул изживает себя, претерпевает изменения и получает свое завершение в каролингском письме, названном в честь правления во Франции династии Каролингов. Благодаря своей универсальности, этот алфавит послужил основой для всех будущих европейских шрифтов (Готического, письма эпохи возрождения, наборных гарнитур). Писали тогда на восковых табличках. (см. рис 1.9)

Рисунок 1.9. Каролингский минускул

  1. Готическое письмо

Готическое письмо существовало в эпоху господства готики в архитектуре и искусстве. Оно получило широкое распространение по всей Европе — в Германии, Франции, Англии и др. Этот шрифт явился новой ступенью в развитии латинской письменности. Изменилась форма, преобладали острые штрихи, что затрудняло чтение, так как письмо стало очень темным. (см. рис 1.10)


Рисунок 1.10. Готическое письмо

  1. Гуманистическое письмо (Антиква)

14 в., появляется новый вид письма, совершенно отличающийся от готического – гуманистическое письмо. Гуманисты полностью возродили каролингский минускул, применив эстетические мерки Ренессанса. Ошибочно полагая, что это письмо античных времен, они назвали его антиквой. Старинная антиква возникла в эпоху Возрождения, переходная – в эпоху барокко, новая – в эпоху классицизма. (см. рис 1.11)

Рисунок 1.11. Гуманистическое письмо

  1. Египетские или брусковые шрифты

Появились в Англии в начале19 в. Поначалу эти шрифты использовались в рекламе. Отличительной чертой являются прямоугольные засечки, которые совпадают по толщине с вертикальными элементами букв. (см. рис 1.12)

Рисунок 1.12. Брусковый шрифт

  1. Рубленые шрифты

У букв этого шрифта такая же структура, как и у антиквы. Отличие в том, что здесь отсутствуют засечки. Основные и соединительные шрифты имеют одинаковую толщину. Среди них выделяются гротески – неконтрастные гарнитуры. (см. рис 1.13)

Рисунок 1.13. Рубленые шрифт

1.3 Кириллический алфавит

Еще до христианства славяне пользовались алфавитом, напоминающим скандинавские руны. Этой письменностью владел ограниченный круг людей. Но с принятием христианства появилась новая азбука. Создали ее братья – Кирилл и Мефодий. Кирилл создал азбуку на основе греческого унциального письма. Она отличалась четкой и ясной графикой знаков.

В истории древнерусского шрифта выделяются следующие основные каллиграфические варианты кириллицы.

  1. Устав (11 в.)

Это самая ранняя форма кириллического письма. Не имеет строчных букв. Буквы имеют квадратные пропорции. В строке они расставляются свободно, промежутков между словами нет. (см. рис 1.14)

Рисунок 1.14. Устав

  1. Полуустав (14 в.)

Полуустав является более скорописной формой устава. В полууставе имеются строчные и прописные буквы. Буквы округлены, слова и предложения разделены промежутками, появляются сокращения, различные надстрочные знаки, ударения и система знаков препинания. Письмо приобретает заметный наклон. (см. рис 1.15)


Рисунок 1.15. Полуустав

  1. Скоропись (15 в.)

Скоропись – логическое продолжение полуустава, скорописная форма кириллицы. Она использовалась как в официальных документах, так и в письмах. В скорописи появляется возможность индивидуального почерка. Характеризуется округлыми буквами и мелкими размерами букв, так как гусиное перо легко позволяло создавать криволинейные сегменты любого размера, в том числе и небольшого. Скоропись способствовала развитию искусства каллиграфии. (см. рис 1.16)

Рисунок 1.16. Скоропись

  1. Русская вязь

Особое декоративное письмо, употреблявшееся с 15 в. для выделения заглавий. В рукописных книгах для акцентирования начала главы или абзаца использовалась буквица. Первоначально вязь была изобретена в Византии и оттуда попала на Русь. Вязь позволяла соединить текст с орнаментом, превратить и то и другое в единое целое. Буквы вязи различны по высоте, точнее, высота каждой части буквы различны по высоте. (см. рис 1.17)

Рисунок 1.17. Русская вязь

  1. Гражданский петровский шрифт

Это шрифт, введённый в России Петром I для печати светских изданий. Предпосылкой для создания гражданского шрифта стала мода на латиницу, которая распространилась в среде образованных русских людей в конце 17 в. Гражданский шрифт стал компромиссом между сторонниками традиций и теми, кто стремился к максимально полному заимствованию западной культуры. Помимо введения нового рисунка букв, подвергся пересмотру и состав алфавита: исключены надстрочные знаки и некоторые дублетные буквы полуустава, узаконена буква «Э», утверждены арабские цифры вместо буквенных обозначений чисел, упорядочена пунктуация и применение прописных букв в наборе. (см. рис 1.18)

Рисунок 1.18. Гражданский петровский шрифт

1.4 Классификация шрифтов по группам.

Антиква

Это семейство шрифтов, обладающих следующими чертами: наличие засечек, контраст вертикальных и горизонтальных линий. Для них характерно чередование широких вертикальных и узких соединительных штрихов (то же самое возникает при письме ширококонечным пером). Чаще всего применяется в документациях, учебниках, книгах, деловых газетах.