Файл: Шрифты, их классификация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Антиква старого стиля

Характеризуется умеренной контрастностью, скруглением засечек в местах примыкания к основному штриху и наклоном осей овальных элементов. Формы шрифта пока еще зависимы от форм гуманистического минускула. Но с течением времени контраст станет более явным, засечки заострятся, и оси овалов станут практически вертикальными. Примером старой антиквы является шрифт ArnoPro. (см. рис 1.19)

Рисунок 1.19. Шрифт ArnoPro

  1. Переходная антиква

Разница между основными и соединительными линиями становится более явной. Такие шрифты до их пор пользуются популярностью. Пример: Georgia. (см. рис 1.20)

Рисунок 1.20. Шрифт Georgia

  1. Антиква нового стиля

Здесь появляется резкий контраст между основными и соединительными линиями. Засечки стали тонкими и длинными, овалы стали строго вертикальными, шрифт стремится к одноширинности. Этот шрифт связан с процессом гравирования на металле, а не с рукописным начертанием, как это было раньше. Пример: Bodoni. (см. рис 1.21)

Рисунок 1.21. Шрифт Bodoni

  1. Брусковая антиква

Уникальность этих шрифтов в том, что здесь почти отсутствует контраст, а засечки грубые и прямоугольные. В самом начале своего развития использовался как рекламный шрифт, шрифт для крупных носителей. Пример: Clarendon. (см. рис 1.22) Также вскоре возникли шрифты брусковой антиквы с односторонними засечками.

Рисунок 1.22. Шрифт Calendon

1.5 Гротеск

Гротески – это рубленые шрифты, возникшие в 19 в. в Англии. В отличие от антиквы, эти шрифты не имеют засечек вообще. Для них характерен минимальный контраст между основными и основными элементами, иногда даже и его полное отсутствие. Гротески делятся на старые, новые, гуманистические и геометрические.

  1. Старые гротески

Это гротески, обладающие моноширинностью, четкими геометрическими формами, маленьким, но заметным контрастом между штрихами. Поначалу использовались только как акцидентные шрифты, но к 20 в. стали использоваться для набора текста. Пример: Gothic. (см. рис 1.23)

Рисунок 1.23. Шрифт Gothic

  1. Новые гротески

Появились не так давно, в 50-х 20 в.. Отличаются большим изяществом, чем старые, минимальным контрастом, верхние выносные элементы равны величине прописных букв. Пример: Parangon. (см. рис 1.24)


Рисунок 1.24. Шрифт Parangon

  1. Геометрические гротески

Появились в 30-е годы 20 в. в Германии под воздействием конструктивизма. Основой для них являются простые геометрические формы. Отличаются эти шрифты разноширинностью, отсутствием контраста. Пример: Bank Gothic. (см. рис 1.25)

Рисунок 1.25. Шрифт Bank Gothik

  1. Гуманистические гротески

Появились примерно в то же время, что геометрические гротески. Однако гуманистические являются полной противоположностью. Отличаются заметным контрастном между основными и соединительными элементами. Эти шрифты пользуются большой популярностью в наше время. Пример: Myriad Pro. (см. рис 1.26)

Рисунок 1.26. Шрифт Myriad Pro

1.6 Рукописные шрифты

Рукописные шрифты, как понятно из названия, имитируют ручное письмо, то есть чей-то почерк. Они могут имитировать письмо любыми инструментами, будь то ширококонечное перо или же обычная ручка. Чаще всего используются для акциденции. Пример: Pushkin. (см. рис 1.27)

Рисунок 1.27. Шрифт Pushkin

1.7 Акцидентные шрифты

Это шрифты, неподходящие ни под одну из перечисленных групп, чаще всего это декоративные шрифты. Они могут быть абсолютно разными, орнаментальными, трехмерные и т.д. Пример: English Rose. (см. рис 1.28)

Рисунок 1.28. Шрифт English Rose

1.8 Классификация шрифтов по начертанию

По начертанию шрифты можно разделить на 3 основные группы.

  1. Наклон

В этой категории различают прямые, наклонные и курсивные шрифты.

Для прямого начертания характерен угол между основными штрихами и линией шрифта равный 90 градусам. В наклонных этот угол смещается вправо, обычно примерно на 15 градусов. Графема при этом остается неизменной. А вот при курсивном начертании строчные буквы меняют свой вид, здесь они имитируют рукописный шрифт, наклон остается тем же. (см. рис 1.29)


Рисунок 1.29. Наклон

  1. Плотность

Плотностью называется соотношение высоты и ширины буквы. Существуют нормальные, широкие, сверхширокие, узкие и сверхузкие шрифты. Широкие шрифты имеют ширину буквы (н,п) 90-110% от высоты, сверхширокие – выше 110%, узкие – 45-65%, сверхузкие – меньше 45%. (см. рис 1.30)

Рисунок 1.30. Плотность

  1. Насыщенность

Насыщенность шрифта – отношение толщины основного штриха строчных букв к их высоте. Уровень насыщенности может изменяться от сверхсветлого до сверхжирного, но чаще всего используются уровни от светлого (до 23%) до жирного (от 34%). (см. рис 1.31)

Рисунок 1.31. Насыщенность

1.9 Элементы буквенных знаков

Основными элементами начертания шрифта являются: основной штрих, соединительный штрих, плечо, засечка, узел, петля, капля, ухо, овал, полуовал, концевой элемент, базовая линия, выносной элемент, высота знака, внутрибуквенный просвет. Разберем каждый поподробнее. (см. рис 1.32)

Основной штрих – это главный вертикальный или наклонный штрих, это основа буквы. Основные штрихи, как правило, толще соединительных.

Соединительный штрих – горизонтальная, наклонная или изогнутая линия. Она соединяет основные штрихи.

Плечо – штрих, отходящий от основного штриха. Имеет скругленную форму. Мы можем его увидеть в буквах h, n.

Засечка – штрих по обеим сторонам основного штриха, расположен перпендикулярно. Используется в антикве.

Узел – место «сплетения» диагональных штрихов. Мы можем наблюдать это в буквах «Ж», «Я».

Петля – нижняя выносная замкнутая часть буквы. Используется в прописных версиях буквы «у», «д», «з».

Капля – это каплевидный элемент буквы, располагается на конце штриха. Например, в букве «а».

Ухо – почти то же самое, что и капля, только не свисает, а торчит в сторону от буквы. Может видеть это в правой части буквы «g».

Овал – самый яркий пример – это буква «О». Это округлый замкнутый элемент буквы.

Полуовал – это полуовальный элемент. Примыкает к основному штриху буквы.

Концевой элемент – мы привыкли называть его «хвостик». Это окончание штриха без засечки. Находится, например, в правой части буквы «а».

Базовая линия – линия, по которой строится слово, она воображаемая. Проходит по нижнему краю букв. Нижние выносные элементы остаются за ее пределами.


Выносной элемент – часть строчной буквы, которая выходит за пределы верхней или нижней границ строчных букв. Выносной элемент имеют такие буквы как «р», «у», «h».

Высота знака – это расстояние от базовой линии до верхней линии. Выносные элементы сюда, соответственно, не включаются.

Внутрибуквенный просвет – пустые области, находящиеся внутри буквы. Они могут быть как полностью внутри буквы («О»), так и частично («G»).

Рисунок 1.32. Элементы буквенных знаков

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Понятие кегля и гарнитуры шрифта

Теперь мы разберем такие основные характеристики шрифта как гарнитура и кегль. Я начну с гарнитуры.

Гарнитура подразумевает под собой определенный тип начертания символов, определенный дизайн, который разрабатывается художником. Гарнитуры можно разделись на 4 основные категории: с засечками, рубленые, акцидентные и рукописные. Подробно эти категории мы разобрали в первой главе этой работы. Но между этими классами существует много переходных гарнитур, а есть даже такие, которые не входят ни в одну группу, не поддаются существующей классификации. Также гарнитуру шрифта называют «семейством шрифтов». Это название она получила благодаря тому, что одна гарнитура состоит из нескольких шрифтов, которые используют похожие начертания символов. (см. рис 2.1)

Рисунок 2.1. Разные начертания одной гарнитуры

В наши дни можно найти совершенно любые гарнитуры – различных форм, размеров, со своим уникальным стилем. Гарнитур появляется все больше и больше, так как выбор гарнитуры – важная часть любого проекта, она определяет стиль, задает тон проекту. К выбору гарнитур всегда нужно подходить очень ответственно, так как именно от них зависит восприятие информации, важно не перегрузить яркой, выразительной гарнитурой свою работу, но, в то же время, гарнитура должна быть хорошо заметна, чтобы читатель не напрягал глаза и с легкостью усваивал информацию. Также гарнитура должна располагать аудиторию, а не отталкивать. Поэтому выбору гарнитуры нужно уделять большое внимание.

Кегль шрифта – это метрический параметр. Он определяет высоту символов в шрифте. Кегль включает в себя расстояние от нижнего выносного элемента до верхнего и оплечики (свободное пространство над и под буквой). Это свободное пространство нужно, чтобы сохранить воздух между строчками, чтобы элементы букв не находили друг на друга.


Как правило, кегль измеряется в пунктах (традиционная полиграфическая единица). Пункт измеряется в системе Дидо, которая принята в России и в Европе (0,376 мм), и может измеряться в системе Пика (англо-американская)(0,352 мм). Использование традиционных единиц измерения нам необходимо для того, чтобы сопоставлять величину шрифта с остальными элементами, присутствующими в документе или проекте – размером страницы, полями, размером полосы набора и т.д. К нашему времени сложились стандартные кегли: 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 18, 20, 24, 28, 32, 36, 42, 48 и 72 пункта. (см. рис 2.2)

Рисунок 2.2. Пример разных кеглей

Но это не значит, что если разным шрифтам задать один и тот же кегль, то буквы будут одинакового размера, символы разных гарнитур имеют разное начертание. Следует помнить, что кегль определяет высоту строки символов, а не их размер. (Рисунок 2.3)

Рисунок 2.3. Один кегль на разных шрифтах

2.2. Интерлиньяж шрифта

Интерлиньяж – это расстояние между базовыми линиями соседних строк. Это одна из важнейших составляющих, задающих внешний вид и влияющих на удобочитаемость. Именно поэтому нужно серьезно отнестись к его выбору.

Если расстояние будет слишком большим, текст будет разваливаться, читать его будет крайне неудобно. И наоборот, если расстояние будет слишком маленьким, то текст начнет сливаться, читать его будет также невыносимо.

Чтобы текст было удобно и комфортно читать, нужно подобрать оптимальный интерлиньяж. В различных программах интерлиньяж измеряется по-разному: в процентах, пунктах, пикселях.

Нет какого-то общего правила регулирования интерлиньяжа, все зависит от таких факторов как размер текста, шрифт, жирность, цвет, размер отступов. Проще всего опираться на длину строки и размер текста. В широких строках интерлиньяж должен быть больше, чтобы глазу было комфортнее. В узких строках, соответственно, интерлиньяж меньше.

Чем больше размер текста, тем меньше интерлиньяж. В заголовках, подзаголовках он должен быть меньше всех. При мелком тексте, чтобы читатель не щурился, интерлиньяж должен быть большой. (см. рис 2.4)

Рисунок 2.4. Интерлиньяж