Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня рынок поставил компании в довольно неприятную ситуацию, победителями из которой выйдут те, кто продумывает свои действия не только на один ход дальше, чем его конкурент, но и планирует развитие компании в посткризисный период.
Проблемы, возникающие при функционировании системы управления затратами, являются общими для большинства предприятий. В этой связи становится актуальным динамический мониторинг затрат, позволяющий принимать оперативные управленческие решения и проводить необходимую корректировку планов при изменении внешних условий.
Промышленные предприятия в процессе производства и реализации продукции расходуют сырье, материалы, топливо, энергию, амортизируют основные фонды, оплачивают труд работников, несут расходы по обслуживанию и управлению производством, по реализации продукции, оплате услуг других организаций. Совокупность всех текущих затрат предприятия на производство и реализацию продукции, выраженных в денежной форме, образует себестоимость. Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости – основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета.
Проблема исследования состоит в том, что в современных условиях промышленные предприятия нуждаются в разработке более эффективной системы управления затратами, себестоимостью, которая бы учитывала особенности отечественных промышленных предприятий.
Теоретические и методические основы управления себестоимостью рассмотрены в трудах зарубежных экономистов, таких как Гуияр Франсис Ж., Келли Джеймс Н., Ламбен Жан-Жак и др. Эта проблема рассматривается и в трудах отечественных ученых Липсица И.В., Шеремета А.Д., Бланка И.А. и др.
Объектом исследования является ООО «Партнер».
Предмет исследования – затраты ООО «Партнер».
Цель данного исследования – разработать мероприятия, направленные на снижение затрат на предприятии.
1. Теоретические основы управления затратами
1.1. Сущность и определение понятия затрат
Переход отечественной экономики на рыночные отношения должен был кардинально изменить подход отечественных руководителей к процессу управления, так как сильная конкуренция требует от руководителей постоянного поиска резервов снижения затрат и изобретения новых научных подходов к управлению прибылью. Но если проанализировать существующие мнения экономистов в отношении процесса управления, то мы увидим, что далеко не все из них изменили свой подход к процессу управления:
Исследователь З. П. Румянцева под процессом управления понимает определенную совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукт на «выходе» системы [49, с. 116].
Исследователь А. Молвинский под процессом управления понимает совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений [40, с.7].
Исследователь Л.В.Попова понимает под управлением предприятием процесс планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования действий персонала в целях получения установленного результата [44, с.20].
Вышеперечисленные определения позволяют сделать вывод, что многие авторы понимают под процессом управления – целенаправленную деятельность, направленную на достижение установленной цели. Что отчетливо характеризует сложившуюся на отечественных кондитерских предприятиях ситуацию, когда для выполнения установленной руководством цели используются значительно большие ресурсы, чем может получить предприятие в результате достижения этой цели. Это происходит из-за того, что в нашей стране еще распространено убеждение «цель оправдывает любые средства».
Но современная ситуация на отечественном кондитерском рынке все же вынуждает изменить отношение экономистов к процессу управления. В пользу этого говорит то, что появляются публикации, в которых под управлением понимают экономически обоснованную деятельность с ярко выраженным положительным результатом. Так, например, Б. А. Райзберг сравнивает процесс управления с дирижированием оркестром, в ходе которого дирижер легкими движениями своей, как бы волшебной палочки достигает гармонии звучания множества инструментов, четкого взаимодействия музыкантов-оркестрантов. Также Райзберг Б. А. считает, что управлением можно считать ситуацию, когда относительно небольшое по усилию и затратам воздействие приводит к ощутимому результату [30].
Исследователь О.Г.Туровец придерживается той же точки зрения и понимает под управлением предприятием систему целенаправленного воздействия на все стороны его деятельности в целях повышения эффективности его работы и получения максимальной прибыли [41, с.206].
Так, исследователи В.Э.Керимов и О.А.Роженецкий считают что под управлением себестоимостью продукции понимается планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения [30. с.15].
В.В.Ковалев, трактуя термин «управление себестоимостью» делают, на наш взгляд, одно упущение – они считают, что управление себестоимостью является автономным от управления прибылью. Подобное утверждение неточно уже по тому, что основная экономия на затратах достигается снижением условно-постоянных затрат на единицу продукции, вследствие увеличения объемов производства, масштаб которого напрямую зависит от уровня цен и рентабельности продукции [31, с. 133].
Исследователь К.А. Раицкий считает, что процесс управления себестоимостью продукции носит комплексный характер и предусматривает решение всех вопросов, относящихся к формированию затрат [48, с.883].
На первый взгляд Н. А. Раицкий дает полное и научно обоснованное определение термину «управление себестоимостью», но под комплексностью он понимает решение тех вопросов, которые связаны только с процессом формирования себестоимости продукции и не считает нужным принять во внимание факторы, косвенно влияющие через процесс управления прибылью на себестоимость [48, с.885].
1.2. Методы анализа затрат
Непосредственными задачами анализа затрат являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат, оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических явлений, выявление резервов снижения себестоимости, изыскание путей их мобилизации.
Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.
Исследователь Л.Н. Чечевицина выделяет следующие задачи анализа себестоимости продукции [22, с. 177]:
- объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
- обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
- содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
- выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.
Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.
Объектом учета и анализа расходов на изготовление продукции может быть как полная себестоимость, так и себестоимость отдельных изделий, узлов и деталей, отдельных технологических процессов и операций.
Для организаций с массовым характером производства и узкой номенклатурой выпускаемых изделий объектом учета может быть деталь. В этом случае целесообразно проводить анализ себестоимости единицы продукции по видам изделий. При серийном производстве возрастает номенклатура, и невозможным становится подетальный учет и анализ затрат, поэтому изучаются затраты на типовое изделие или узел (на планово-учетную единицу). При единичном производстве объектом учета и анализа становится заказ.
Одно из направлений анализа себестоимости – анализ себестоимости единицы продукции или расходов на один рубль товарной продукции.
Независимо от типа и условий производства, себестоимость товарной продукции можно представить как сумму произведений себестоимости единицы продукции по каждому наименованию выпускаемой продукции и количества изделий, а объем товарной продукции – как произведение количества продукции по каждому изделию на соответствующие цены. Себестоимость 1 руб. товарной продукции определяется по формуле (1.1):
, (1.1)
где Ус – себестоимость 1 руб. товарной продукции (уровень затрат),
Qi – объем выпуска изделий в натуральных показателях i-го наименования,
Nт – выручка от реализации,
ci – расходы или себестоимость одного изделия (единицы продукции),
рi – цена одного изделия,
n – количество наименований изделий в номенклатуре.
В свою очередь объем выпуска продукции в натуральных показателях может быть представлен как произведение общего объема выпуска по сопоставимому перечню изделий на удельный вес соответствующего изделия в общем объеме выпуска:
(1.2)
где Qi – объем выпуска изделий в натуральных показателях i-го наименования,
Qобщ – объем выпуска по сопоставимому перечню изделий,
Di – удельный вес соответствующего изделия в общем объеме выпуска.
Тогда выражение (1.1) может быть преобразовано:
или , (1.3)
где Qобщ – объем выпуска по сопоставимому перечню изделий,
Di – удельный вес соответствующего изделия в общем объеме выпуска,
ci – расходы или себестоимость одного изделия (единицы продукции),
рi – цена одного изделия.
В свою очередь, на себестоимость изделий каждого наименования влияет удельная величина затрат каждого вида. Условно эту зависимость можно представить формулой (1.4):
(1.4)
где m – количество видов затрат, реализованного сырья и материалов,
zj – величина затрат, ресурсов,
pj – цена за единицу ресурса j-го вида.
Таким образом, непосредственное влияние на изменение уровня расходов на 1 руб. товарной продукции оказывают следующие четыре фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:
- структура выпуска продукции;
- уровень расходов на производство единицы продукции;
- цены и тарифы на потребляемые материальные ресурсы.
На полную себестоимость, кроме перечисленных факторов, влияет объем выпуска продукции. Объем выпущенной продукции влияет на совокупную себестоимость всей товарной продукции, но при изучении уровня затрат этот показатель не учитывается.
Каждый из факторов, находящихся в детерминированной взаимосвязи с уровнем расходов, отражает действие множества объективных и субъективных, внешних и внутренних условий организации производства и продажи готовой продукции. Уровень расходов, пересчитанный в сопоставимые цены, по видам (прямым материальным, прямым трудовым, накладным) отражает эффективность использования определенных ресурсов и характеризуется как ресурсоемкость выпуска продукции или конкретного изделия [22, с. 49].
Для изучения взаимосвязи показателей, составляющих факторную систему, на первом этапе целесообразно рассмотреть влияние факторов на себестоимость единицы продукции: структура выпуска, цена на ресурсы и удельная величина расходов на единицу выпуска. Удельная величина расходов на единицу выпуска продукции характеризует ее ресурсоемкость [17, с. 83].
Затраты необходимо пересчитать в сопоставимые цены. Методика такого пересчета аналогична методике расчета индексов физического объема выпуска продукции и товарооборота. Материальные расходы, которые могут быть выражены в натуральных единицах, пересчитываются в сопоставимые цены умножением натурального показателя расходов за отчетный период на плановые (или базисные) цены. Расходы, которые учитываются только в стоимостной форме, пересчитываются в сопоставимые цены с помощью предварительно рассчитанных индексов отдельных статей или видов расходов (аналогично индексам физического объема товарооборота).
Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.