Файл: Управление формированием затрат на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня рынок поставил компании в довольно неприятную ситуацию, победителями из которой выйдут те, кто продумывает свои действия не только на один ход дальше, чем его конкурент, но и планирует развитие компании в посткризисный период.

Проблемы, возникающие при функционировании системы управления затратами, являются общими для большинства предприятий. В этой связи становится актуальным динамический мониторинг затрат, позволяющий принимать оперативные управленческие решения и проводить необходимую корректировку планов при изменении внешних условий.

Промышленные предприятия в процессе производства и реализации продукции расходуют сырье, материалы, топливо, энергию, амортизируют основные фонды, оплачивают труд работников, несут расходы по обслуживанию и управлению производством, по реализации продукции, оплате услуг других организаций. Совокупность всех текущих затрат предприятия на производство и реализацию продукции, выраженных в денежной форме, образует себестоимость. Себестоимость продукции, представляя собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости – основополагающего признака рыночного хозяйственного расчета.

Проблема исследования состоит в том, что в современных условиях промышленные предприятия нуждаются в разработке более эффективной системы управления затратами, себестоимостью, которая бы учитывала особенности отечественных промышленных предприятий.

Теоретические и методические основы управления себестоимостью рассмотрены в трудах зарубежных экономистов, таких как Гуияр Франсис Ж., Келли Джеймс Н., Ламбен Жан-Жак и др. Эта проблема рассматривается и в трудах отечественных ученых Липсица И.В., Шеремета А.Д., Бланка И.А. и др.

Объектом исследования является ООО «Партнер».

Предмет исследования – затраты ООО «Партнер».

Цель данного исследования – разработать мероприятия, направленные на снижение затрат на предприятии.

1. Теоретические основы управления затратами

1.1. Сущность и определение понятия затрат

Переход отечественной экономики на рыночные отношения должен был кардинально изменить подход отечественных руководителей к процессу управления, так как сильная конкуренция требует от руководителей постоянного поиска резервов снижения затрат и изобретения новых научных подходов к управлению прибылью. Но если проанализировать существующие мнения экономистов в отношении процесса управления, то мы увидим, что далеко не все из них изменили свой подход к процессу управления:


Исследователь З. П. Румянцева под процессом управления понимает определенную совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на «входе» в продукт на «выходе» системы [49, с. 116].

Исследователь А. Молвинский под процессом управления понимает совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений [40, с.7].

Исследователь Л.В.Попова понимает под управлением предприятием процесс планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования действий персонала в целях получения установленного результата [44, с.20].

Вышеперечисленные определения позволяют сделать вывод, что многие авторы понимают под процессом управления – целенаправленную деятельность, направленную на достижение установленной цели. Что отчетливо характеризует сложившуюся на отечественных кондитерских предприятиях ситуацию, когда для выполнения установленной руководством цели используются значительно большие ресурсы, чем может получить предприятие в результате достижения этой цели. Это происходит из-за того, что в нашей стране еще распространено убеждение «цель оправдывает любые средства».

Но современная ситуация на отечественном кондитерском рынке все же вынуждает изменить отношение экономистов к процессу управления. В пользу этого говорит то, что появляются публикации, в которых под управлением понимают экономически обоснованную деятельность с ярко выраженным положительным результатом. Так, например, Б. А. Райзберг сравнивает процесс управления с дирижированием оркестром, в ходе которого дирижер легкими движениями своей, как бы волшебной палочки достигает гармонии звучания множества инструментов, четкого взаимодействия музыкантов-оркестрантов. Также Райзберг Б. А. считает, что управлением можно считать ситуацию, когда относительно небольшое по усилию и затратам воздействие приводит к ощутимому результату [30].

Исследователь О.Г.Туровец придерживается той же точки зрения и понимает под управлением предприятием систему целенаправленного воздействия на все стороны его деятельности в целях повышения эффективности его работы и получения максимальной прибыли [41, с.206].

Так, исследователи В.Э.Керимов и О.А.Роженецкий считают что под управлением себестоимостью продукции понимается планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявление резервов ее снижения [30. с.15].


В.В.Ковалев, трактуя термин «управление себестоимостью» делают, на наш взгляд, одно упущение – они считают, что управление себестоимостью является автономным от управления прибылью. Подобное утверждение неточно уже по тому, что основная экономия на затратах достигается снижением условно-постоянных затрат на единицу продукции, вследствие увеличения объемов производства, масштаб которого напрямую зависит от уровня цен и рентабельности продукции [31, с. 133].

Исследователь К.А. Раицкий считает, что процесс управления себестоимостью продукции носит комплексный характер и предусматривает решение всех вопросов, относящихся к формированию затрат [48, с.883].

На первый взгляд Н. А. Раицкий дает полное и научно обоснованное определение термину «управление себестоимостью», но под комплексностью он понимает решение тех вопросов, которые связаны только с процессом формирования себестоимости продукции и не считает нужным принять во внимание факторы, косвенно влияющие через процесс управления прибылью на себестоимость [48, с.885].

1.2. Методы анализа затрат

Непосредственными задачами анализа затрат являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат, оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических явлений, выявление резервов снижения себестоимости, изыскание путей их мобилизации.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

Исследователь Л.Н. Чечевицина выделяет следующие задачи анализа себестоимости продукции [22, с. 177]:

- объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

- обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

- содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

- выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции.


Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

Объектом учета и анализа расходов на изготовление продукции может быть как полная себестоимость, так и себестоимость отдельных изделий, узлов и деталей, отдельных технологических процессов и операций.

Для организаций с массовым характером производства и узкой номенклатурой выпускаемых изделий объектом учета может быть деталь. В этом случае целесообразно проводить анализ себестоимости единицы продукции по видам изделий. При серийном производстве возрастает номенклатура, и невозможным становится подетальный учет и анализ затрат, поэтому изучаются затраты на типовое изделие или узел (на планово-учетную единицу). При единичном производстве объектом учета и анализа становится заказ.

Одно из направлений анализа себестоимости – анализ себестоимости единицы продукции или расходов на один рубль товарной продукции.

Независимо от типа и условий производства, себестоимость товарной продукции можно представить как сумму произведений себестоимости единицы продукции по каждому наименованию выпускаемой продукции и количества изделий, а объем товарной продукции – как произведение количества продукции по каждому изделию на соответствующие цены. Себестоимость 1 руб. товарной продукции определяется по формуле (1.1):

, (1.1)

где Ус – себестоимость 1 руб. товарной продукции (уровень затрат),

Qi – объем выпуска изделий в натуральных показателях i-го наименования,

Nт – выручка от реализации,

ci – расходы или себестоимость одного изделия (единицы продукции),

рi – цена одного изделия,

n – количество наименований изделий в номенклатуре.

В свою очередь объем выпуска продукции в натуральных пока­зателях может быть представлен как произведение общего объема выпуска по сопоставимому перечню изделий на удельный вес соот­ветствующего изделия в общем объеме выпуска:

(1.2)

где Qi – объем выпуска изделий в натуральных показателях i-го наименования,

Qобщ – объем выпуска по сопоставимому перечню изделий,

Di – удельный вес соот­ветствующего изделия в общем объеме выпуска.

Тогда выражение (1.1) может быть преобразовано:

или , (1.3)

где Qобщ – объем выпуска по сопоставимому перечню изделий,

Di – удельный вес соот­ветствующего изделия в общем объеме выпуска,

ci – расходы или себестоимость одного изделия (единицы продукции),


рi – цена одного изделия.

В свою очередь, на себестоимость изделий каждого наименования влияет удельная величина затрат каждого вида. Условно эту зависимость можно представить формулой (1.4):

(1.4)

где m – количество видов затрат, реализованного сырья и материалов,

zj – величина затрат, ресурсов,

pj – цена за единицу ресурса j-го вида.

Таким образом, непосредственное влияние на изменение уровня расходов на 1 руб. товарной продукции оказывают следующие четыре фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:

- структура выпуска продукции;

- уровень расходов на производство единицы продукции;

- цены и тарифы на потребляемые материальные ресурсы.

На полную себестоимость, кроме перечисленных факторов, вли­яет объем выпуска продукции. Объем выпущенной продукции влияет на совокупную себестоимость всей товарной продукции, но при изучении уровня затрат этот показатель не учитывается.

Каждый из факторов, находящихся в детерминированной взаи­мосвязи с уровнем расходов, отражает действие множества объектив­ных и субъективных, внешних и внутренних условий организации производства и продажи готовой продукции. Уровень расходов, пере­считанный в сопоставимые цены, по видам (прямым материальным, прямым трудовым, накладным) отражает эффективность использова­ния определенных ресурсов и характеризуется как ресурсоемкость выпуска продукции или конкретного изделия [22, с. 49].

Для изучения взаимосвязи показателей, составляющих фактор­ную систему, на первом этапе целесообразно рассмотреть влияние факторов на себестоимость единицы продукции: структура выпуска, цена на ресурсы и удельная величина расходов на единицу выпуска. Удельная величина расходов на единицу выпуска продук­ции характеризует ее ресурсоемкость [17, с. 83].

Затраты необходимо пересчитать в сопоставимые цены. Мето­дика такого пересчета аналогична методике расчета индексов физи­ческого объема выпуска продукции и товарооборота. Материальные расходы, которые могут быть выражены в натуральных единицах, пересчитываются в сопоставимые цены умножением натурального показателя расходов за отчетный период на плановые (или базис­ные) цены. Расходы, которые учитываются только в стоимостной форме, пересчитываются в сопоставимые цены с помощью предва­рительно рассчитанных индексов отдельных статей или видов расходов (аналогично индексам физического объема товарооборота).

Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.