Файл: Управление рентабельностью на предприятии ООО «ПК «ДЕЛЬТА».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАК ОБОБЩАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Рентабельность как экономическая категория

1.2. Методы анализа финансовых результатов

1.3 Методика анализа рентабельности производства

2 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ООО «ПТК «ДЕЛЬТА»

2.1 Общая характеристика предприятия

2.2 Анализ производства и реализации продукции

2.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

2.4 Анализ показателей рентабельности

2.5 Факторный анализ рентабельности

2.6 Анализ рентабельности отдельных видов продукции

3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ООО «ПТК «ДЕЛЬТА»

3.1 Применение нового оборудования

3.2 Снижение материалоемкости

3.3 Разработка мероприятий по снижению издержек

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Согласно данным таблицы 2.5, в структуре продаж основной удельный вес занимают продажи армирующего профиля: удельный вес данного вида продукции в целом за три года несколько снизился.

При этом незначительно снизилась доля продаж анкерных пластин: удельный вес данной продукции в общем объеме продаж снизился с 23,09% в 2012 году до 22,12% в 2014 году.

2.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Проведем оценку динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов ООО «ПТК «ДЕЛЬТА» по данным его бухгалтерской отчетности (см. табл. 2.6)

Таблица 2.6 - Анализ динамики финансовых результатов

В тысячах рублей

Наименование статьи

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Отклонение

2013/2012

Отклонение

2014/2013

+/-

%

+/-

%

Выручка

144 741

204 007

259 476

59 266

40,95

55 469

27,19

Себестоимость

103 823

156 116

189 479

52 293

50,37

33 363

21,37

Валовая прибыль

40 918

47 891

69 997

6 973

17,04

22 106

46,16

Коммерческие и управленческие расходы

30 313

39 236

51 413

8 923

29,44

12 177

31,04

Прибыль от продаж

10 605

8 655

18 584

-1 950

-18,39

9 929

114,72

Прочие доходы

30 944

15 829

85 531

-15 115

-48,85

69 702

440,34

Прочие расходы

37 555

37 020

104 047

-535

-1,42

67 027

181,06

Прибыль до налогообложения

3 994

-12 536

68

-16 530

-413,87

12 604

-100,54

Чистая прибыль

3 642

-11 928

-1 327

-15 570

-427,51

10 601

-88,87


Согласно данным таблицы 2.6, выручка предприятия с каждым годом растет: в сравнении с 2012 годом ее прирост составил 59 266 тыс. руб. или 40,95% в 2013 году и 55 469 тыс. руб. или 27,19% в 2014 году. Темпы роста себестоимости были выше темпов роста выручки в 2013 году и ниже темпов роста выручки в 2014 году.

В анализируемом периоде был отмечен значительный рост прочих доходов и расходов. В целом за три года они выросли почти втрое.

В 2014 году основной доход получен от реализации МПЗ – 3 825 тыс. руб., а также от реализации права требования долга – 11 420 тыс. руб., а основную долю прочих расходов составили проценты по кредитным договорам – 17 618 тыс. руб., а также услуги кредитных учреждений – 1 045 тыс. руб.

Сальдо от прочей деятельности на протяжении всех трех анализируемых периодов является отрицательным, что явилось причиной убытка, полученного по итогам 2013 года. В 2014 году предприятием была получена прибыль до налогообложения в размере 68 тыс. руб., однако в результате выплаты штрафных санкций чистый результат работы предприятия оказался отрицательным, хотя размер убытка и сократился по сравнению с 2013 годом.

В таблице 2.7 представим анализ структуры финансовых результатов

Таблица 2.7 - Структура финансовых результатов

В процентах

Наименование статьи

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Отклонение

2013/2012

Отклонение 2014/2012

Выручка

100,00

100,00

100,00

0,00

0,00

Себестоимость

71,73

76,52

73,02

4,79

-3,50

Валовая прибыль

28,27

23,48

26,98

-4,79

3,50

Коммерческие и управленческие расходы

20,94

19,23

19,81

-1,71

0,58

Прибыль от продаж

7,33

4,24

7,16

-3,08

2,92

Прочие доходы

21,38

7,76

32,96

-13,62

25,20

Прочие расходы

25,95

18,15

40,10

-7,80

21,95

Прибыль до налогообложения

2,76

-6,14

0,03

-8,90

6,17

Чистая прибыль

2,52

-5,85

-0,51

-8,36

5,34


На рисунке 2.2 приведена динамика доли прибыли в выручке за 2012-2014 годы.

Рисунок 2.2 - Динамика доли прибыли в выручке за 2012-2014 годы

Согласно данным таблицы 2.7, в целом за три года на предприятии выросла доля себестоимости, что привело к снижению доли валовой прибыли. Доля коммерческих расходов несколько сократилась, при этом значительно выросла роль прочих доходов и расходов в формировании финансового результата.

Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о финансовых результатах:

Таблица 2.8 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж

Показатели

Предыдущий период, тыс. руб.

Отчетный период, тыс. руб.

Абсолютное изменение, тыс. руб.

Относительное изменение, %

Выручка от продажи продукции, работ или услуг

204007

259476

55469

27,19

Себестоимость

156116

189479

33363

21,37

Коммерческие расходы

18794

29446

10652

56,68

Управленческие расходы

20442

21967

1525

7,46

Прибыль от продаж

8655

18584

9929

114,72

Индекс изменения цен

1

1,15

0,15

15,00

Объем реализации в сопоставимых ценах

204 007

225 631

21624

10,60

Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом.

1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.

Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 259476 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (259476/1,15), который составил 225631 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 110,6% (225631/204007*100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 10,6%. За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг увеличилась: 8655 * 0,1060 = 917 тыс. рублей.

2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.


Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

  • выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 225631 тыс. рублей;
  • коммерческие расходы базисного периода 18794 тыс. рублей;
  • прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам 225631–172664–18794–20442 = 13731 тыс. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 13731–8655*1,106 = 4158 тыс. рублей.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с большим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 189479–156116*1,106=16815 тыс. рублей.

4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет увеличения размера коммерческих расходов прибыль снизилась на 10652 тыс. рублей (29446-18794), а за счет увеличения размера управленческих расходов – на 1525 тыс. рублей (21967–20442).

Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:

  1. влияние объема продаж 917 тыс. рублей;
  2. влияние структуры ассортимента реализованной продукции 4158 тыс. рублей;
  3. влияние себестоимости -16815 тыс. рублей;
  4. влияние величины коммерческих расходов -10652 тыс. рублей;
  5. влияние величины управленческих расходов -1525 тыс. рублей;
  6. влияние цен реализации 33845 тыс. рублей;
  7. общее влияние факторов 917+4158-16815-10652-1525+33845= 9928 тыс. рублей. Разница в 1 тыс. руб. – за счет округления.

2.4 Анализ показателей рентабельности

Для оценки эффективности деятельности ООО «ПТК «ДЕЛЬТА» произведем расчет показателей прибыльности (рентабельности) и представим их в таблице 2.9.

Таблица 2.9 – Расчет и анализ коэффициентов рентабельности

Показатели

Порядок расчета

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Отклонение 2013/2012

Отклонение 2014/2013

Исходные данные для расчетов, тыс. руб.

Выручка

В

144 741

204 007

259 476

59 266

55 469

Валовая прибыль

ВП

40 918

47 891

69 997

6 973

22 106

Операционная прибыль

ОП

3 994

-12 536

68

-16 530

12 604

Прибыль от продаж

ПП

10 605

8 655

18 584

-1 950

9 929

Чистая прибыль

ЧП

3 642

-11 928

-1 327

-15 570

10 601

Собственный капитал

СК

132 700

119 764

96 749

-12 936

-23 015

Активы

А

318 062

320 745

293 614

2 683

-27 131

Оборотные активы

ОА

114 882

116 225

118 156

1 343

1 931

Внеоборотные активы

ВОА

203 180

204 520

175 458

1 340

-29 062

Себестоимость продукции

С

103 823

156 116

189 479

52 293

33 363

Затраты на производство и реализацию продукции

З

134 136

195 352

240 892

61 216

45 540

Коэффициенты рентабельности, %

Общая рентабельность

ОП / В * 100

2,76

-

0,03

-2,76

0,03

Рентабельность собственного капитала

ПП / СК * 100

7,99

7,23

19,21

-0,76

11,98

Рентабельность оборотных активов

ПП / ОА * 100

9,23

7,45

15,73

-1,78

8,28

Рентабельность внеоборотных активов

ПП / ВОА * 100

5,22

4,23

10,59

-0,99

6,36

Рентабельность активов

ПП / А * 100

3,33

2,70

6,33

-0,64

3,63

Рентабельность производства

ВП / С * 100

39,41

30,68

36,94

-8,73

6,27

Рентабельность продукции

ПП / З * 100

7,91

4,43

7,71

-3,48

3,28

Рентабельность чистой прибыли

ЧП/В*100

2,52

-

-

-2,52

-


На рисунке 2.5 приведена динамика коэффициентов рентабельности ООО «ПТК «ДЕЛЬТА» в 2012-2014 годах.

Рисунок 2.5 - Динамика коэффициентов рентабельности ООО «ПТК «ДЕЛЬТА» в 2012-2014 годах

Согласно данным таблицы 2.15, несмотря на увеличение объемов производства и реализации, эффективность работы предприятия недостаточно высока. В 2013-2014 годах компания получила убыток по основной деятельности. Тем не менее, рентабельность продукции в 2014 году увеличилась на 3,28%. Кроме того, увеличились показатели финансовой рентабельности компании.

2.5 Факторный анализ рентабельности

Далее проведем факторный анализ рентабельности ООО «ПТК «ДЕЛЬТА».

Для факторного анализа будем использовать метод цепных подстановок. Тогда прирост рентабельности продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным будет определяться следующим образом:

- влияние изменения себестоимости на динамику рентабельности продукции:

Δρс = РП1 / С1 – РП1 / С0, (2.1)

- влияние изменения объема реализованной продукции на динамику рентабельности продукции:

Δρрп = РП1 / С0 – РП0 / С0, (2.2)

Исходные данные для факторного анализа приведены в таблице 2.10.

Таблица 2.10 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности продукции ООО «ПТК «ДЕЛЬТА»

Показатель

2013

2014

Отклонения

Выручка (В), тыс. руб.

204 007

259 476

55 469

Себестоимость продаж, тыс. руб.

103 823

156 116

52 293

Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб.

39 236

51 413

12 177

Совокупная себестоимость (С), тыс. руб.

143 059

207 529

64 470

Прибыль от продаж (Пп), тыс. руб.

10 605

8 655

-1 950

Рентабельность продаж Рпп,%

5,2

3,34

-1,86

Произведем расчет влияния данных факторов на снижение рентабельности продукции в 2014 году по сравнению с базисным 2013 годом.