Файл: Управление рентабельностью на предприятии ООО «ПК «ДЕЛЬТА».pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КАК ОБОБЩАЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Рентабельность как экономическая категория
1.2. Методы анализа финансовых результатов
1.3 Методика анализа рентабельности производства
2 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ООО «ПТК «ДЕЛЬТА»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ производства и реализации продукции
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
2.4 Анализ показателей рентабельности
2.5 Факторный анализ рентабельности
2.6 Анализ рентабельности отдельных видов продукции
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ООО «ПТК «ДЕЛЬТА»
3.1 Применение нового оборудования
Согласно данным таблицы 2.5, в структуре продаж основной удельный вес занимают продажи армирующего профиля: удельный вес данного вида продукции в целом за три года несколько снизился.
При этом незначительно снизилась доля продаж анкерных пластин: удельный вес данной продукции в общем объеме продаж снизился с 23,09% в 2012 году до 22,12% в 2014 году.
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Проведем оценку динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов ООО «ПТК «ДЕЛЬТА» по данным его бухгалтерской отчетности (см. табл. 2.6)
Таблица 2.6 - Анализ динамики финансовых результатов
В тысячах рублей
Наименование статьи |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Отклонение 2013/2012 |
Отклонение 2014/2013 |
||
+/- |
% |
+/- |
% |
||||
Выручка |
144 741 |
204 007 |
259 476 |
59 266 |
40,95 |
55 469 |
27,19 |
Себестоимость |
103 823 |
156 116 |
189 479 |
52 293 |
50,37 |
33 363 |
21,37 |
Валовая прибыль |
40 918 |
47 891 |
69 997 |
6 973 |
17,04 |
22 106 |
46,16 |
Коммерческие и управленческие расходы |
30 313 |
39 236 |
51 413 |
8 923 |
29,44 |
12 177 |
31,04 |
Прибыль от продаж |
10 605 |
8 655 |
18 584 |
-1 950 |
-18,39 |
9 929 |
114,72 |
Прочие доходы |
30 944 |
15 829 |
85 531 |
-15 115 |
-48,85 |
69 702 |
440,34 |
Прочие расходы |
37 555 |
37 020 |
104 047 |
-535 |
-1,42 |
67 027 |
181,06 |
Прибыль до налогообложения |
3 994 |
-12 536 |
68 |
-16 530 |
-413,87 |
12 604 |
-100,54 |
Чистая прибыль |
3 642 |
-11 928 |
-1 327 |
-15 570 |
-427,51 |
10 601 |
-88,87 |
Согласно данным таблицы 2.6, выручка предприятия с каждым годом растет: в сравнении с 2012 годом ее прирост составил 59 266 тыс. руб. или 40,95% в 2013 году и 55 469 тыс. руб. или 27,19% в 2014 году. Темпы роста себестоимости были выше темпов роста выручки в 2013 году и ниже темпов роста выручки в 2014 году.
В анализируемом периоде был отмечен значительный рост прочих доходов и расходов. В целом за три года они выросли почти втрое.
В 2014 году основной доход получен от реализации МПЗ – 3 825 тыс. руб., а также от реализации права требования долга – 11 420 тыс. руб., а основную долю прочих расходов составили проценты по кредитным договорам – 17 618 тыс. руб., а также услуги кредитных учреждений – 1 045 тыс. руб.
Сальдо от прочей деятельности на протяжении всех трех анализируемых периодов является отрицательным, что явилось причиной убытка, полученного по итогам 2013 года. В 2014 году предприятием была получена прибыль до налогообложения в размере 68 тыс. руб., однако в результате выплаты штрафных санкций чистый результат работы предприятия оказался отрицательным, хотя размер убытка и сократился по сравнению с 2013 годом.
В таблице 2.7 представим анализ структуры финансовых результатов
Таблица 2.7 - Структура финансовых результатов
В процентах
Наименование статьи |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Отклонение 2013/2012 |
Отклонение 2014/2012 |
Выручка |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
Себестоимость |
71,73 |
76,52 |
73,02 |
4,79 |
-3,50 |
Валовая прибыль |
28,27 |
23,48 |
26,98 |
-4,79 |
3,50 |
Коммерческие и управленческие расходы |
20,94 |
19,23 |
19,81 |
-1,71 |
0,58 |
Прибыль от продаж |
7,33 |
4,24 |
7,16 |
-3,08 |
2,92 |
Прочие доходы |
21,38 |
7,76 |
32,96 |
-13,62 |
25,20 |
Прочие расходы |
25,95 |
18,15 |
40,10 |
-7,80 |
21,95 |
Прибыль до налогообложения |
2,76 |
-6,14 |
0,03 |
-8,90 |
6,17 |
Чистая прибыль |
2,52 |
-5,85 |
-0,51 |
-8,36 |
5,34 |
На рисунке 2.2 приведена динамика доли прибыли в выручке за 2012-2014 годы.
Рисунок 2.2 - Динамика доли прибыли в выручке за 2012-2014 годы
Согласно данным таблицы 2.7, в целом за три года на предприятии выросла доля себестоимости, что привело к снижению доли валовой прибыли. Доля коммерческих расходов несколько сократилась, при этом значительно выросла роль прочих доходов и расходов в формировании финансового результата.
Для проведения анализа составим аналитическую таблицу, источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о финансовых результатах:
Таблица 2.8 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж
Показатели |
Предыдущий период, тыс. руб. |
Отчетный период, тыс. руб. |
Абсолютное изменение, тыс. руб. |
Относительное изменение, % |
Выручка от продажи продукции, работ или услуг |
204007 |
259476 |
55469 |
27,19 |
Себестоимость |
156116 |
189479 |
33363 |
21,37 |
Коммерческие расходы |
18794 |
29446 |
10652 |
56,68 |
Управленческие расходы |
20442 |
21967 |
1525 |
7,46 |
Прибыль от продаж |
8655 |
18584 |
9929 |
114,72 |
Индекс изменения цен |
1 |
1,15 |
0,15 |
15,00 |
Объем реализации в сопоставимых ценах |
204 007 |
225 631 |
21624 |
10,60 |
Определим влияние факторов на сумму прибыли компании следующим образом.
1. Для определения влияния объема продаж на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода умножить на изменение объема продаж.
Выручка от реализации товаров предприятия в отчетном периоде составила 259476 тыс. рублей, для начала необходимо определить объем продаж в базисных ценах (259476/1,15), который составил 225631 тыс. рублей. С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 110,6% (225631/204007*100%), т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 10,6%. За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг увеличилась: 8655 * 0,1060 = 917 тыс. рублей.
2. Влияние ассортимента продаж на величину прибыли организации определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.
Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:
- выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 225631 тыс. рублей;
- коммерческие расходы базисного периода 18794 тыс. рублей;
- прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам 225631–172664–18794–20442 = 13731 тыс. рублей.
Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно: 13731–8655*1,106 = 4158 тыс. рублей.
Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с большим уровнем доходности.
3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 189479–156116*1,106=16815 тыс. рублей.
4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет увеличения размера коммерческих расходов прибыль снизилась на 10652 тыс. рублей (29446-18794), а за счет увеличения размера управленческих расходов – на 1525 тыс. рублей (21967–20442).
Подводя итог, посчитаем общее влияние всех перечисленных факторов:
- влияние объема продаж 917 тыс. рублей;
- влияние структуры ассортимента реализованной продукции 4158 тыс. рублей;
- влияние себестоимости -16815 тыс. рублей;
- влияние величины коммерческих расходов -10652 тыс. рублей;
- влияние величины управленческих расходов -1525 тыс. рублей;
- влияние цен реализации 33845 тыс. рублей;
- общее влияние факторов 917+4158-16815-10652-1525+33845= 9928 тыс. рублей. Разница в 1 тыс. руб. – за счет округления.
2.4 Анализ показателей рентабельности
Для оценки эффективности деятельности ООО «ПТК «ДЕЛЬТА» произведем расчет показателей прибыльности (рентабельности) и представим их в таблице 2.9.
Таблица 2.9 – Расчет и анализ коэффициентов рентабельности
Показатели |
Порядок расчета |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Отклонение 2013/2012 |
Отклонение 2014/2013 |
Исходные данные для расчетов, тыс. руб. |
||||||
Выручка |
В |
144 741 |
204 007 |
259 476 |
59 266 |
55 469 |
Валовая прибыль |
ВП |
40 918 |
47 891 |
69 997 |
6 973 |
22 106 |
Операционная прибыль |
ОП |
3 994 |
-12 536 |
68 |
-16 530 |
12 604 |
Прибыль от продаж |
ПП |
10 605 |
8 655 |
18 584 |
-1 950 |
9 929 |
Чистая прибыль |
ЧП |
3 642 |
-11 928 |
-1 327 |
-15 570 |
10 601 |
Собственный капитал |
СК |
132 700 |
119 764 |
96 749 |
-12 936 |
-23 015 |
Активы |
А |
318 062 |
320 745 |
293 614 |
2 683 |
-27 131 |
Оборотные активы |
ОА |
114 882 |
116 225 |
118 156 |
1 343 |
1 931 |
Внеоборотные активы |
ВОА |
203 180 |
204 520 |
175 458 |
1 340 |
-29 062 |
Себестоимость продукции |
С |
103 823 |
156 116 |
189 479 |
52 293 |
33 363 |
Затраты на производство и реализацию продукции |
З |
134 136 |
195 352 |
240 892 |
61 216 |
45 540 |
Коэффициенты рентабельности, % |
||||||
Общая рентабельность |
ОП / В * 100 |
2,76 |
- |
0,03 |
-2,76 |
0,03 |
Рентабельность собственного капитала |
ПП / СК * 100 |
7,99 |
7,23 |
19,21 |
-0,76 |
11,98 |
Рентабельность оборотных активов |
ПП / ОА * 100 |
9,23 |
7,45 |
15,73 |
-1,78 |
8,28 |
Рентабельность внеоборотных активов |
ПП / ВОА * 100 |
5,22 |
4,23 |
10,59 |
-0,99 |
6,36 |
Рентабельность активов |
ПП / А * 100 |
3,33 |
2,70 |
6,33 |
-0,64 |
3,63 |
Рентабельность производства |
ВП / С * 100 |
39,41 |
30,68 |
36,94 |
-8,73 |
6,27 |
Рентабельность продукции |
ПП / З * 100 |
7,91 |
4,43 |
7,71 |
-3,48 |
3,28 |
Рентабельность чистой прибыли |
ЧП/В*100 |
2,52 |
- |
- |
-2,52 |
- |
На рисунке 2.5 приведена динамика коэффициентов рентабельности ООО «ПТК «ДЕЛЬТА» в 2012-2014 годах.
Рисунок 2.5 - Динамика коэффициентов рентабельности ООО «ПТК «ДЕЛЬТА» в 2012-2014 годах
Согласно данным таблицы 2.15, несмотря на увеличение объемов производства и реализации, эффективность работы предприятия недостаточно высока. В 2013-2014 годах компания получила убыток по основной деятельности. Тем не менее, рентабельность продукции в 2014 году увеличилась на 3,28%. Кроме того, увеличились показатели финансовой рентабельности компании.
2.5 Факторный анализ рентабельности
Далее проведем факторный анализ рентабельности ООО «ПТК «ДЕЛЬТА».
Для факторного анализа будем использовать метод цепных подстановок. Тогда прирост рентабельности продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным будет определяться следующим образом:
- влияние изменения себестоимости на динамику рентабельности продукции:
Δρс = РП1 / С1 – РП1 / С0, (2.1)
- влияние изменения объема реализованной продукции на динамику рентабельности продукции:
Δρрп = РП1 / С0 – РП0 / С0, (2.2)
Исходные данные для факторного анализа приведены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности продукции ООО «ПТК «ДЕЛЬТА»
Показатель |
2013 |
2014 |
Отклонения |
Выручка (В), тыс. руб. |
204 007 |
259 476 |
55 469 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
103 823 |
156 116 |
52 293 |
Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. |
39 236 |
51 413 |
12 177 |
Совокупная себестоимость (С), тыс. руб. |
143 059 |
207 529 |
64 470 |
Прибыль от продаж (Пп), тыс. руб. |
10 605 |
8 655 |
-1 950 |
Рентабельность продаж Рпп,% |
5,2 |
3,34 |
-1,86 |
Произведем расчет влияния данных факторов на снижение рентабельности продукции в 2014 году по сравнению с базисным 2013 годом.