Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день законодательство Российской Федерации активно изменяется, дополняется и совершенствуется. Разумеется, вносимые изменения не могут обойти стороной и такую масштабную по своей значимости в жизни государства и граждан отрасль права как предпринимательское право. В частности, изменения происходят и в нормах, регулирующих отдельные виды предпринимательской деятельности граждан в качестве юридических лиц.

Актуальными на сегодняшний день остаются гражданско-правовые отношения, связанные с институтом реорганизации юридических лиц. Интерес к реорганизации владельцев бизнеса, а также внимание государственных органов все еще требует в научном обществе анализа и изучения, что тем самым поможет усовершенствовать законодательство. До конца не изучена мотивация реорганизации. Осложненная процедура подготовки правовой документации и растяжение во времени реорганизации подтверждают факт многозначности вопросов правового регулирования государственного управления коммерческими организациями в целом, и влияет на развитие экономических отношений.

В связи с вышеизложенным, изучение изменений законодательства в сфере регулирования создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц является актуальным, как для граждан - учредителей и участников юридических лиц, так и для юристов-исследователей.

Проблемами правового регулирования создания, реорганизации и ликвидации юридического лица в научной литературе уделяли заметное внимание авторы: С.Н. Алехин, В.А. Болдырев, С.В. Гладилин, Т.А. Ефремова, В.В. Кожевников, Н.М. Коршунов и др.

Цель работы - рассмотреть правовое регулирование общего порядка создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права в Российской Федерации.

Задачи проведенного исследования:

- рассмотреть понятие и сущность создания юридического лица как субъекта предпринимательского права;

- исследовать понятие реорганизации юридических лиц, ее виды;

- изучить сущность ликвидации юридических лиц;

- отразить проблемы отказа государственной регистрации (создании) юридического лица;

- проанализировать проблемные вопросы законодательства и доктрины по реорганизации юридических лиц в российском законодательстве .

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с общим порядком создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права.


Предметом исследования являются правовые нормы, связанные с общим порядком создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права.

Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, материалы российской печати, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».

Методология исследования. В процессе проведения данного исследования были использованы различные методы, широко применяющиеся для изучения общественно-правовых явлений: всеобщий диалектико-материалистический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, социально-философский, логический, исторический и другие методы научного познания.

Структура данного исследования включает в себя введение, две главы, объединяющих пять параграфов, заключение и список использованных источников.

1. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЗДАНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

1.1. Понятие и сущность создания юридического лица как субъекта предпринимательского права

Юридическое лицо определено в статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации[1] (далее ГК РФ) как «организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации».

В соответствии с ГК РФ юридические лица в Российской Федерации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации, различия в деятельности которых регулируются отдельными федеральными законами. Государственная же регистрация всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[2] (далее - Закон о регистрации) и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.


В настоящее время Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств[3]. Государственную регистрацию некоммерческих юридических лиц осуществляет Министерство юстиции РФ.

Основной задачей государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации является государственное признание юридического лица субъектом предпринимательской деятельности. Как следует из норм ст. 49 и 51 ГК РФ, с актом государственной регистрации связывается момент создания юридического лица и, как следствие, момент возникновения правоспособности. То есть с момента государственной регистрации юридическое лицо становится самостоятельным субъектом права, может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренные в его учредительных документах, и исполнять связанные с этой деятельностью обязанности.

В отношении компаний, ответственность которых ограничена, процедура регистрации имеет ключевое значение, т.к. только после завершения регистрации компании ответственность самой компании и ее учредителей (участников) становится ограниченной[4].

Осуществлять законную предпринимательскую деятельность в нашей стране можно только после прохождения процедуры государственной регистрации юридического лица или гражданина как индивидуального предпринимателя. Данный процесс регламентируется Федеральным законом о регистрации. Стоит отметить, что в последней редакции от 2-го июля 2016 года произошли некоторые изменения.

Начиная свой бизнес, предприниматель должен четко представлять, какие возникают права и обязанности по отношению к своим партнерам по бизнесу, юридическому лицу в целом, контрагентам и налоговым органам. Ошибка в выборе формы предпринимательства (ИП, ООО, некоммерческая организация и т.д.) или системы налогообложения (общей или упрощенной) может повлечь значительные неудобства в ведении бизнеса и убытки.

Основным учредительным документом юридического лица является устав, в котором содержатся главные сведения об организации: полное и сокращенное наименование, адрес места нахождения, состав и компетенция органов управления, порядок принятия управленческих решений, права и обязанности участников, размер уставного капитала и другая полезная информация.


Кроме того, при наличии нескольких участников необходимо разработать договор об учреждении юридического лица и составить протоколы общего собрания об учреждении организации и назначении руководства[5].

Порядок подачи документов на регистрацию юридического лица в Российской Федерации регулируется ст. 9 Закона о регистрации, где указано, что в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти[6]. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Перечень документов для государственной регистрации юридического лица при создании установлен ст. 12 Закона о регистрации.

Требованием к регистрации юридического лица является наличие уставного капитала. Определен порядок формирования, и установлен минимальный размер уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала:

-для публичного общества 100 тыс.руб., должен быть сформирован до регистрации;

- для непубличного общества 10 тыс.руб. должен быть сформирован до регистрации;

- для общества с ограниченной ответственностью 10 тыс.руб., срок внесения не может превышать четыре месяца с момента государственной регистрации общества[7].

На государственную регистрацию юридического лица в регистрирующий налоговый орган необходимо подать определенный пакет документов, в том числе учредительные документы, заявление по форме Р11001, документ об оплате государственной пошлины и др.[8]

Заявление обязательно заполняется в строгом соответствии с определенными правилами, что отнимает довольно много времени, в чем легко убедиться, взглянув на многостраничный образец формы Р11001. Подпись заявителя на нем заверяется нотариально. Все документы должны быть прошиты и заверены подписью учредителя, а любая ошибка в заполнении может привести к отказу в государственной регистрации юридического лица. Госпошлина в размере 4000 рублей при этом не возвращается.


Если все представляемые в налоговую инспекцию документы заполнены верно, то инспектор вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и через семь рабочих дней заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

Следует отметить, что федеральными законами могут предусматриваться дополнительные действия, которые обязаны выполнить учредители перед подачей документов на регистрацию юридического лица. Так, в соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[9] на момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину.

В соответствии со ст. 11 Закона о регистрации решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня со дня государственной регистрации в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр[10]. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (форма N Р51001, Приложение к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25[11]).

В ходе своей деятельности почти любое юридическое лицо претерпевает определенные изменения в составе учредителей и руководящих исполнительных органов, меняет адрес места нахождения, увеличивает и уменьшает свой уставный капитал, присоединяется к другим организациям, разделяется на несколько новых и т.д.

Все эти изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица или просто в ЕГРЮЛ, должны быть так же зарегистрированы налоговым органом[12].

Следует отметить, что Россия идет по пути совершенствования процедуры регистрации юридических лиц, опираясь на зарубежный опыт. Так, в Закон о регистрации Федеральными законами от 27.07.2010 N 227-ФЗ[13] и от 28.07.2012 N 133-ФЗ[14] были внесены изменения, упрощающие процедуру регистрации и позволяющие заявителю подать документы на регистрацию через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Кроме того, Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Концепцией развития гражданского законодательства предлагается изменить положения ГК РФ и иных нормативно правовых актов в сфере регистрации юридических лиц. «Действующая система государственной регистрации юридических лиц несовершенна по ряду ключевых позиций и не соответствует подходам, преобладающим в европейском праве»[15]. Например, предлагается закрепить функции по регистрации всех юридических лиц и ведению единого государственного реестра за органами юстиции. Думается, что нововведения в российском праве максимально упростят процедуру регистрации юридических лиц и смогут защитить интересы как заявителей, так и государства в целом.