Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными нормативно-правовыми актами, которые содержат нормы, регулирующие деятельность юридических лиц являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ[16], Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. № 129-ФЗ. В «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате»[17] также содержатся нормы, регулирующие деятельность юридических лиц. Данные законы определяют понятие «юридическое лицо», устанавливают нормы, регламентирующие порядок создания, функционирования и ликвидации юридических лиц. Рассмотрим нормативно-правовые акты, вносящие изменения в вышеуказанные законы.

1.2. Понятие реорганизации юридических лиц, ее виды

В современной цивилистической доктрине существуют разные точки зрения относительно понятия и правовой природы реорганизации юридического лица.

З.В. Галазова в своей диссертации отмечает, что, «исследуя правовую природу реорганизации, исследователи, прежде всего, обращают внимание в своих работах на отсутствие законодательного закрепления понятия реорганизации»[18]. Представляется, однако, что в этом нет необходимости. Из выводов соответствующих авторов остается неясным, какой же пробел восполнит наличие законодательного закрепления определения реорганизации. Да, несомненно, раскрыть понятие реорганизации необходимо для изучения этого явления, но в рамках науки.

В основу определения реорганизации учеными ставятся те или иные ее признаки, определяемые ими в качестве сущностных, как то: процесс перемены лиц[19], прекращение юридического лица[20], сделка[21], правопреемство[22], способ возникновения права собственности[23] и др., что говорит об отсутствии единого подхода к пониманию реорганизации. Некоторые авторы и вовсе не приходят к определенному выводу. «Реорганизация юридических лиц, − пишет И.В. Зыкова, − представляет собой сложный правовой институт, который не может быть охарактеризован ни как сделка, ни как процесс отчуждения имущественного комплекса, ни как прекращение юридического лица»[24].


Рассмотрим подробнее научные взгляды на правовую природу института реорганизации хозяйственных обществ.

Ряд современных авторов рассматривают реорганизацию как прекращение юридического лица[25]. Так, М.В. Телюкина считает реорганизацию юридического лица «одним из способов его прекращения, отличающимся от ликвидации организации наличием правопреемства»[26].

Е.А. Суханов полагает, что «почти во всех случаях, за исключением присоединения, реорганизацию можно считать и способом возникновения юридических лиц. Ученый пишет, что при реорганизации имеет место либо прекращение юридических лиц (присоединение), либо возникновение юридических лиц (выделение), либо и то и другое (слияние, разделение, преобразование)»[27]. По мнению И.С. Шиткиной, «реорганизация является особым правовым явлением, ей присущи черты, свойственные как процедуре учреждения юридических лиц, так и их ликвидации»[28].

А.А. Чукрееев предлагает следующее определение: «Под реорганизацией юридических лиц следует понимать создание и прекращение деятельности юридических лиц (создание − при выделении, прекращение − при присоединении), сопровождающееся универсальным правопреемством, т. е. переходом, по общему правилу, всех прав и обязанностей от реорганизуемых юридических лиц к юридических лицам, создаваемым путем реорганизации (слияние, разделение, выделение, преобразование), либо от одних реорганизуемых юридических лиц к другим (присоединение)»[29].

В современной иностранной литературе, посвященной вопросам реорганизации юридических лиц, отмечается, что «компании, испытывающие финансовые трудности, используют скорее институт реорганизации, чем ликвидации».

А.А. Карлин справедливо подчеркивает, что «невозможно говорить о создании и прекращении юридических лиц как об определяющих признаках реорганизации, поскольку они свойственны не всем ее формам»[30].

А.В. Коровайко утверждает, что «реорганизация вообще является фикцией и без нее необходимо было бы ликвидировать акционерное общество, превратить обязательственные права акционеров в вещные, а потом последние — снова в обязательственные, уже в новом обществе»[31]. Аналогичной точки зрения придерживается Д.В. Жданов, указывающий, что «институт реорганизации представляет собой не что иное, как юридическую фикцию, опосредующую реальные экономические процессы»[32].


В рамках настоящего исследования уместно полагать, что нет необходимости определять, что представляет собой реорганизация вообще — только способ возникновения или только способ прекращения юридических лиц, поскольку такой подход не способствует определению правовой природы реорганизации, отражающей ее специфику, место и функции среди других правовых явлений в соответствии с ее социальной природой.

Реорганизация не может рассматриваться ни как сделка, ни как сложный юридический состав, поскольку сущность ее затрагивает многообразие институтов (создание юридических лиц, государственной регистрации, возмещения вреда, права собственности и др.) и отношений, а в совокупности — реорганизационные правоотношения с многочисленным составом участников, различными правомочиями и обязанностями.

Перечень возможных форм установлен ст. 57 ч. 1 ГК РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ:

- Слияние. При этом несколько организаций прекращают свое существование, образуя 1 новое юр.лицо. Все права и обязанности названных организаций в полном объеме в порядке правопреемства переходят к вновь созданному юр.лицу (п. 1 ст. 58 ГК РФ).

- Присоединение 1 организации к другой. Оно влечет за собой переход прав и обязанностей от 1-й (присоединяемой) к 2-й в полном объеме, при этом новое юридическое лицо не образуется. К 1 юр.лицу могут быть присоединены несколько организаций, которые по факту регистрации соответствующих изменений завершают свое существование.

- Разделение. 1 юр.лицо прекращает свое существование, разделившись на несколько новых организаций. Переход прав и обязанностей производится на основании передаточного акта[33].

- Выделение организации из состава другого юр.лица. Оно влечет образование новой организации (выделившейся). Одновременно из 1 юр.лица могут быть выделены несколько — права и обязанности к каждому из них переходят в соответствии с передаточным актом. Существование прежней организации при этом не завершается, что отличает рассматриваемую форму реорганизации от разделения.

- Преобразование организации. Подразумевает смену организационно-правовой формы юр.лица. Реорганизованное юр.лицо прекращает свое существование. Все его права и обязанности переходят к вновь возникшему в полном объеме, за исключением прав и обязанностей по отношению к учредителям или участникам, если их состав в ходе реорганизации был изменен (п. 5 ст. 58 ГК РФ)[34].


Таким образом, реорганизация представляет собой совокупность гражданско-правовых отношений, выражающихся в реализации решения о реорганизации путем осуществления прав и исполнения обязанностей, направленных на их передачу другому (существующему или вновь образующемуся) юридическому лицу.

В настоящий момент процесс реорганизации происходит на основании положений действующего гражданского законодательства.

Основными нормативными правовыми актами о реорганизации юридического лица являются:

1. ГК РФ часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ, глава 4, особенно ст. 57 – ст. 65 включительно;

2. Уголовный кодекс Российской Федерации[35] (далее УК РФ) от 13.06.1996 № 63-ФЗ – глава 22;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации[36] (далее НК РФ) (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ – раздел 6 + раздел 4 (особенно ст. 50) (на основании этих норм осуществляется правопреемство);

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[37] (далее КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ – глава 14 и 15;

5. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[38] - особенно главы 5, 6 и 7 (на основании этих норм происходит государственная регистрация реорганизованного юридического лица);

6. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» - ст. 14 – ст.24 включительно;

7. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ – ст. 52.

С 01 сентября 2014 года вступили в силу новеллы части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, затронувшие многие аспекты реорганизации компаний (Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ[39]).

1.3. Сущность ликвидации юридических лиц

Ликвидация компании — весьма длительная процедура. Гражданским кодексом РФ установлена обязанность учредителей или других лиц, решивших начать ликвидацию, уведомить об этом уполномоченные органы. Это обусловлено следующими целями:

- защита прав третьих лиц;

- исключение каких-либо неправомерных действий со стороны организации, находящейся в процессе ликвидации;

- надлежащий надзор со стороны контролирующих государственных органов за процедурой[40].


Из ст. 23 НК РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ следует, что уведомление о ликвидации должно быть отправлено в течение 3 суток после принятия соответствующего решения. Уведомление направляется в территориальную налоговую инспекцию по месту расположения организации. В таком уведомлении должны содержаться сведения о:

- порядке ликвидации;

- порядке заявления требований кредиторами;

- сроках процедуры.

При этом порядок ликвидации определяется лицами, принявшими решение об этом, самостоятельно, но с учетом особенностей юридического лица, с обязательным соблюдением законов. Например, ст. 58 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ устанавливает, что собственность, которая осталась после всех расчетов, переходит участникам организации[41]. Напротив, ст. 26 федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ гласит, что оставшееся имущество должно быть направлено на уставные цели такого объединения.

Информация из уведомления заносится в ЕГРЮЛ и является общедоступной[42].

Ликвидация организации подразумевает прекращение ее дальнейшей деятельности. Целью ликвидации является не только прекращение деятельности, но и обеспечение в процессе этого законных интересов и прав третьих лиц (кредиторов, работников)[43]. При этом ликвидация может происходить как добровольным путем, так и принудительным. В первом случае учредителями компании или иным уполномоченным органом, который решил ликвидировать ее, назначается ликвидатор или ликвидационная комиссия.

Вывод по 1 главе

Основные требования при создании и государственной регистрации юридических лиц включают в себя:

1) Имеется законодательно установленный сложный порядок учреждения юридического лица с формированием обязательного пакета документов. Регламентирована процедура государственной регистрации юридического лица;

2) наличие уставного капитала. Определен порядок формирования, и установлен минимальный размер уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала:

-для публичного общества 100 тыс.руб., должен быть сформирован до регистрации;

- для непубличного общества 10 тыс.руб. должен быть сформирован до регистрации;

- для общества с ограниченной ответственностью 10 тыс.руб., срок внесения не может превышать четыре месяца с момента государственной регистрации общества;