Файл: Тенденции изменения уровня концентрации в банковской отрасли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренция играет немаловажную роль в развитии финансовых рынков. Так, в «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» среди основных задач на пути экономического роста страны названы повышение конкурентоспособности национального финансового рынка и развитие конкурентной среды.

Под конкуренцией следует понимать соперничество между кредитными организациями за привлечение новых клиентов и/или удержание клиентов, уже находящихся на обслуживании, с помощью различных ценовых и неценовых методов.

Банковскую конкуренцию следует рассматривать как разновидность конкуренции, при этом необходимо учитывать специфические характеристики рынка банковских услуг, а также закономерности развития банковской системы в целом.

Банковская конкуренция — экономический процесс взаимодействия и соперничества кредитных организаций и других участников финансового рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли.

Целью данной работы является исследование тенденции изменения уровня конкуренции в банковской отрасли.

В рамках данного исследования были поставлены следующие задачи:

- раскрытие понятия банковской конкуренции;

- анализ основных методов оценки конкуренции на банковском рынке;

- классификация основных подходов к измерению уровня конкуренции;

- анализ и характеристика структуры российского рынка банковских услуг;

- построение регрессионной модели, позволяющей сделать вывод о характере взаимосвязи между уровнем конкуренции и склонностью к кредитному риску.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения методики анализа структуры рынка банковских услуг, а также в применении результатов исследования в целях совершенствования политики пруденциального надзора за банковской системой и повышения ее устойчивости к макроэкономическим шокам.

Для решения поставленных задач предполагается осуществить анализ показателей банковской деятельности российских кредитных организаций и на основе полученных данных провести анализ структуры российского банковского рынка.

Объектом исследования в данной работе является российский рынок банковских услуг, а именно российские банки, раскрывшие свои оборотные ведомости по счетам бухгалтерского учета и отчеты о прибылях и убытках на сайте Банка России в период 2008-2015 гг.


Предметом исследования данной работы являются конкурентные условия, в которых осуществляют свою деятельность российские кредитные организации.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ УРОВНЯ И СТРУКТУРЫ БАНКОВСКОЙ ОТРАСЛИ

1.1 Методы оценки конкуренции

В литературе, посвященной банковскому делу, выделяют два вида моделей, с помощью которых возможно проанализировать конкурентную среду банковского рынка: структурные и неструктурные модели.[1]

В рамках данного подхода конкурентная структура рынка может быть измерена с помощью таких различных показателей, как доля рынка, число участников рынка, коэффициенты концентрации.

Предполагается, что концентрация на банковском рынке приводит к сосредоточению рыночной власти у одной фирмы, что позволяет получать ей монополистическую прибыль за счет заниженных процентных ставок по депозитам и завышенных ставок по кредитам. Как следствие, конкурентная структура рынка влияет на финансовые результаты деятельности кредитных организаций.

Проанализировав литературу, посвященную банковскому делу, можно систематизировать показатели уровня концентрации следующим образом:

- коэффициенты концентрации;

- индекс Херфиндаля-Хиршмана;

- индекс энтропии;

- коэффициент Холла–Тайдмана;

- дисперсия рыночных долей и коэффициент вариации;

Коэффициенты концентрации (concentration ratio) рассчитываются как сумма рыночных долей банков, действующих на рынке:

CRk = , где

- доля банка на рынке (например, доля активов, депозитов или кредитов);

k - количество банков, для которых рассчитывается показатель.

Как правило, данный коэффициент рассчитывается для трех, пяти и десяти крупнейших банков на рынке.

Чем выше данный коэффициент, тем более концентрированным является рынок. Данный показатель позволяет сравнить различные рынки по уровню концентрации, а также определить, за счет долей каких фирм произошло изменение сил на рынке.


Однако, основываясь только на информации, полученной в результате расчета коэффициентов концентрации, нельзя однозначно дать характеристику рынка банковских услуг. Недостатком коэффициента является тот факт, что он не учитывает различные варианты распределения долей на рынке и не дает информации об относительных величинах банков из выборки k. Также коэффициент концентрации не позволяет сделать вывод о том, каким является размер банков, не попавших в выборку k.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана определяется как сумма квадратов рыночных долей всех банков, действующих на рынке:

HHI = , где

– выраженные в процентах доли продаж фирм (например, доля активов, депозитов или кредитов);

n – общее количество банков на рынке.

Чем выше значение данного индекса, тем более концентрированным является рынок.

Значения индекса Херфиндаля-Хиршмана находится в пределах от 0 до 10 000. В случае чистой монополии на рынке действует только одна фирма, и индекс будет принимать значение 10 000. При совершенной конкуренции на рынке осуществляют свою деятельность бесконечное количество поставщиков товаров или услуг, и индекс будет принимать значение равное 0.

Данный индекс позволяет учитывать количество организаций и степень неравенства на рынке. С увеличением количества организаций на рынке снижается значение коэффициента. Неравенство между фирмами при любом их количестве на рынке приводит к увеличению данного коэффициента, так как вес крупных предприятий больше, чем мелких.

В таблице 1 представлены предельные значения коэффициентов концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана, которые рекомендованы Федеральной Антимонопольной Службой.

Таблица 1

Предельные значения коэффициентов концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана

Значения коэффициентов

Высоконцентрированные

рынки

70%<CR3<100%

1800 <HHI<10000

Умеренноконцентрированные рынки

45%<CR3<70%

1000<HHI<1800

Низкоконцетрированные

рынки

CR3<45%

HHI<1000

В рамках данной работы в качестве индивидуальной меры концентрации используется индивидуальный уровень концентрации Херфиндаля-Хиршмана.

Индивидуальный уровень концентрации HHIind определяется как


, где

j – виды рынков активов (рынок розничных кредитов, рынок корпоративных кредитов, рынок предоставленных межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг);

– общесистемный индекс Херфиндаля-Хиршмана на рынке актива j ;

– доля актива j в совокупных активах банка i.

Данный индекс впервые был использован в работе Berger, Hannan (1998).

Индекс энтропии показывает среднюю долю банков, осуществляющих деятельность на банковском рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:

E = , где

- доля банка на рынке (например, доля активов, депозитов или кредитов);

n – общее количество банков на рынке.

Чем выше значение данного индекса, тем менее концентрированным является рынок, тем ниже возможность поставщиков товаров и услуг влить на цену данного товара или услуги.

Индекс энтропии также интерпретируют следующим образом: он отражает степень неопределенности на рынке. Чем больше значение данного индекса, тем больше уровень неопределенности на рынке и ниже уровень концентрации поставщиков товаров или услуг.

Коэффициент Холла–Тайдмана определяется на основе сопоставления рангов организаций и долей на рынке:

, где

R - ранг организации на рынке (значение ранга равно единице для самой крупной фирмы на рынке);

n – количество организаций на рынке.

Данный коэффициент принимает значение равное единице, если рынок функционирует в рамках монополии. Если коэффициент равен нулю, то рынок действует в рамках совершенной конкуренции.

Показатель дисперсии рыночных долей используется для измерения степени неравенства размеров банков, действующих на рынке.

Показатель рассчитывается следующим образом:

, где

- доля банка на рынке (например, доля активов, депозитов или кредитов);

- средняя доля фирмы на рынке (например, доля активов, депозитов или кредитов);

n - общее количество банков на рынке.

Чем выше значение показателя дисперсии, тем при прочих равных условиях более концентрированным является рынок.

Коэффициент вариации рассчитывается как отношение среднеквадратичного отклонения и среднего арифметического долей продаж организации.


Чем ниже значение данного коэффициента, тем распределение продаж является более равномерным. Одним из недостатков данного коэффициента является то, что он не учитывает средние размеры предприятий. Дисперсия может быть одинаковой для рынка, на котором функционируют только 5 фирм, и для рынка, где осуществляют свою деятельность 100 фирм. Существует риск, что при расчете данного коэффициента могут быть не выявлены доминирующие фирмы на рынке.

Коэффициент Лернера является показателем монопольной власти банков.

В условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам, в то время как для предприятия обладающей рыночной властью, цена превышает величину предельных издержек. Коэффициент Лернера показывает на какую величину цена превышает предельные издержки. В свою очередь, величина, на которую цена превышает предельные издержки, является мерой монопольной власти.

Коэффициент Лернера:

Р – цена;

МС - предельные издержки.

Коэффициент Лернера может принимать значения от одного до нуля. В условиях совершенной конкуренции данный коэффициент равен нулю по той причине, что отдельная фирма не может повлиять на цену (цена равна предельным издержкам). В условиях монополии данный коэффициент принимает значение равное единице.

Чем выше значение коэффициента Лернера, тем выше уровень рыночной власти.

Таким образом, можно слетать вывод, что существует большое количество коэффициентов, позволяющих определить степень концентрации банковского рынка или рыночной власти определенного банка. Однако для более точной оценки структуры банковского рынка, необходимо анализировать данные коэффициенты комплексно.

1.2 Неструктурный подход к оценке уровня конкуренции

Неструктурный подход к оценке банковской конкуренции дает возможность анализировать уровень конкуренции на рынке на основании ценообразования субъектов рынка.[2]

Наиболее распространенными методами оценки конкуренции в рамках данного подхода являются следующие три модели:

- модель Панзара-Росса;

- модель Бреснахана;

- модель Барроса-Модесто.

1) Модель Панзара-Росса

Модель Панзара-Росса получила наибольшее распространение в оценке уровня конкуренции. В 1987 г. была обнаружена взаимосвязь между степенью монополизации отрасли и динамикой выручки фирм в ответ на изменение цен факторов производства.