Файл: Тенденции изменения уровня концентрации в банковской отрасли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Посредством так называемой H-statistic оценивается, каким образом изменение цен факторов производства повлечет за собой изменение доходов фирмы. H-statistic показывает, на сколько процентов в состоянии равновесия изменится доход банков при изменении на 1% цен факторов производства. Чем выше эластичность доходов по издержкам, тем рынок считается более конкурентоспособным.

В Таблице 2 отражено какой вывод можно сделать о структуре рынка, основываясь на значении показателя H-statistic.

Таблица 2

Структура банковского рынка на основе значений H-statistic

Значение H-statistic

Структура рынка

H < 0

Монополия

0 < H < 1

Монополистическая конкуренция

H = 1

Совершенная конкуренция

Интерпретировать данные результаты можно следующим образом.

В условиях монополии H-statistic принимает значения меньше нуля. Выручка фирмы-монополиста реагирует обратно пропорционально изменению цен на факторы производства. Происходит это по той причине, что в условиях монополии при увеличения предельных издержек, выпуск будет снижаться, а цены расти. Это приведет к снижению выручки, что означает H-statistic <0.

В условиях совершенной конкуренции при увеличении уровня издержек произойдёт снижение прибыли всех фирм, действующих на рынке. Чтобы выдержать ужесточение рыночных условий банки будут увеличивать цены на свои услуги, пока они не покроют рост издержек. В результате этого часть фирм будет вынуждена покинуть рынок. Уменьшение числа банков на рынке будет способствовать сокращению предложения на рынке и повышению спроса на услуги функционирующих организаций. В новом равновесии цена увеличится в той же пропорции, что и изменение издержек.. Выручка и выпуск остаются неизменными, и поэтому H-statistic =1.

Если значение H-statistic находится в пределах от 0 до 1, то можно сделать вывод о наличии монополистической конкуренции на рынке. Значение H-statistic находится в диапазоне от нуля до единицы, так как доходы банков изменяются непропорционально стоимости факторов производства. Однако, чем выше показатель H-statistic, тем ближе рынок к условиям совершенной конкуренции.

Модель H-statistic имеет ряд достоинств, что обуславливает частое использование данной модели для оценки уровня конкуренции на банковских рынках. Так, например, используя данную модель для оценки уровня конкуренции, не требуются малодоступные данные о стоимости услуг всех участников банковского рынка. Кроме того, в уравнение могут быть включены дополнительные переменные, которые дают возможность оценить различия между группами банков.


Модель уравнения выглядит следующим образом:

ln INTR =a + (b1 ln AFR + b2 ln PPE + b3 ln PCE ) + c ln BSF + e , где

INTR – отношение процентных доходов к величине активов банка;

AFR – отношение всех процентных расходов банка к величине привлеченных средств;

PPE – отношение расходов на персонал к величине активов банка;

PCE – отношение расходов на основные фонды к общей величине активов банка;

BSF – специфические факторы, характеризующие банковскую деятельность.

В качестве показателя, отражающего доходность банка, выступает отношение процентных доходов к величине активов банка.

В качестве цен на факторы производства выступают, как правило, три переменные: цена источников финансирования, цена труда и цена капитала.

В качестве факторов, отражающих специфические характеристики деятельности того или иного банка, могут быть представлены такие переменные, как величина активов банка, отношение собственного капитала к активам, доля кредитов в активах и т.д.

Показатель H-statistic представляет собой сумму коэффициентов при логарифмах цен на факторы производства:

H =

После нахождения показателя H-statistic можно сделать вывод о структуре банковского рынка в соответствии с данными, представленными в Таблице 1. [3]

Существенным недостатком модели Панзара-Росса является тот факт, что данная модель применима только в том случае, если рынок находится в состоянии долгосрочного равновесия.

2) Модель Бреснахана

Данная модель дает возможность рассматривать банковский рынок в качестве олигополии (количественной или ценовой).

В случае количественной олигополии критерием оценки является степень согласованности банков, которая определяется как отношение

, где

- изменение совокупного выпуска на рынке;

- изменение совокупного выпуска определенного банка.

При агрегировании считается, что реакции выпусков отдельных банков на изменение цены совпадают, что предельные издержки одинаковы и линейны, а цель каждого банка – максимизация прибыли.

Агрегированный критерий может принимать значения от 0 до 1. В случае, если значение равно нулю это говорит о том, что банки функционируют на совершенно конкурентном рынке. Если критерий принимает значение равное единице, то банки функционируют в рамках монополии. Если критерий равен 1/n (n – количество банков в отрасли), то рыночная структура может быть описана как олигополия Курно.[4]


Для ценовой олигополии в качестве критерия оценки выступает отношение изменения цены, которую устанавливают банки-конкуренты, и изменения цены, которую устанавливает определённый банк. Если значение критерия меньше нуля, это говорит о том, что рынок функционирует в рамках совершенной конкуренции. Если принимает значение равное нулю – олигополия Курно. В случае равенства критерия единице, то можно сделать вывод о том, что на рынке действует сговор.

3) Модель Барроса-Модеста

Суть модели Барроса-Модеста заключается в анализе продукции банка, изучении функции спроса, что позволит сделать вывод о монополизации отрасли.

Модель подразумевает, что один потребитель может воспользоваться услугами нескольких кредитных организаций, однако полезность, получаемая от одной и той же услуги, может меняться относительно того, какой именно банк эту услугу предоставил.

Для каждой функции спроса на услуги определенного банка существует параметр, отражающий степень взаимозаменяемости банков для потребителя. Банк использует данную функцию при ценообразовании. Как следствие можно определить уравнение зависимости цен на услуги банка от различных факторов, с помощью которых можно оценить параметр взаимозаменяемости банков.

Предполагается, что потребитель банковских услуг имеет функцию полезности, которая имеет следующий вид:

где

x=(L1,…, Ln, D1,…, Dn) - потребление услуг, предоставляемых различными банками;

Li - объем кредитов, предоставленных банком i;

Di - объем депозитов, привлеченных банком i;

m - объем средств, потраченных на остальные товары и услуги.

В данном уравнении параметры αi и μi представляют собой специфические характеристики банка, которые увеличивают или снижают привлекательность данной услуги для потребителя.[5]

Показатели ω/δ и γ/β отражают взаимозаменяемость услуг банка i услугами других банков для потребителя. Если значения вышеуказанных показателей равны нулю, то это означает, что потребитель пользуется услугами только одного банка i, и, как следствие, банк i является монополистом. Если значения данных показателей равны единице, это означает, что потребителю может в равной степени воспользоваться услугами того или иного банка, поэтому можно сделать вывод о наличии совершенной конкуренции. Если значения показателей принимают отрицательные значения, то это означает, что для потребителей услуги различных банков являются товарами - комплементами.


Доходы потребителя описываются следующим образом:

где

y – доход потребителя;

- экзогенный доход потребителя.

Рациональный потребитель максимизирует собственную функцию полезности по объему полученных кредитов и открытых депозитов.

Функция спроса на кредиты банка i выглядит следующим образом:

Функция спроса на услуги банка i по открытию депозитов:

.

Функция прибыли банка i:

, где

r – ставка денежного рынка;

rr – норма обязательного резервирования;

Fi – операционные издержки банка i.

Банк максимизирует прибыль, решая задачу оптимизации следующего вида:

Среди изначальных предпосылок, есть предположение о том, что банку заранее известна функция спроса на услуги. Базируясь на функции спроса и задаче максимизации прибыли, процесс ценообразования выглядит следующим образом:

,

.

Параметры αi и μi отражают степень привлекательности услуг банка i для потребителей и могут содержать в себе такие характеристики услуг банка, как надежность, престиж, удобство и т.д. С увеличением значений данных параметров увеличивается доля неденежных выгод, которые получают потребители от пользования услугами банка i. Барросом и Модесто было выдвинуто предположение о том, что параметры αi и μi завсят от таких факторов, как расходы на техническое оснащение банка, расходы на маркетинговые мероприятия, в том числе на рекламу, доля банка на рынке в предыдущем периоде.

1.3 Оценка уровня конкуренции

Авторы подавляющего количества работ, посвященных оценке конкуренции на основе структурного подхода (индексы концентрации и индексы Херфиндаля-Хиршмана), приходят к выводу, что обособленное изучение данных коэффициентов не дает приемлемого результата в рамках измерения уровня конкуренции. Так, в работе Шаффера и ДиСалво было выявлено, что банки, обладали большей рыночной властью, чем это было предсказано рыночной структурой. В работе Клаессенса было выявлено, что банки из выборки 16 развитых и развивающихся стран функционируют в более конкурентной среде, чем это было предсказано рыночной структурой.


Стоит отметить, что большое количество международных исследований использует в качестве модели для оценки уровня конкуренции модель Панзара-Росса.

В Приложении 1 представлены основные результаты исследований. На основе данных результатов можно сделать вывод, что поведение банков нельзя охарактеризовать как монополию или совершенную конкуренцию. Подавляющее большинство исследований приводит к выводу, что банки функционируют в рамках монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция характерна для сегмента крупных банков, мелкие банки функционируют в рамках монополии. Кроме того, монополистическая конкуренция характерна для развитых или развивающихся стран. С ростом глобализации происходит увеличение и банковской конкуренции.[6]

В работе Дробышевского С. И Пащенко С. было проведено исследование российского рынка банковских услуг. Авторами были использованы и модифицированы следующие модели для оценки уровня конкуренции: модель Бреснахана и модель Барроса-Модесто. Был сделан вывод, что российский банковский рынок является монополизированным, несмотря на большое количество банков в отрасли. Основным выводом является то, что на российском банковском рынке есть сегменты с более сильной и более слабой конкуренцией.

Кроме того, было выделены две категории потребителей на рынке кредитов: ограниченная группа привлекательных для кредитных организаций потребителей и многочисленная группа, которая не является привлекательной для банков. Только небольшое количество банков имеет возможность обслуживать немногочисленную группу привлекательных клиентов, в связи с этим уровень конкуренции между такими банками достаточно высока. В качестве таких банков выступают крупнейшие банки, а также банки с иностранным участием.

Иная ситуация на рынке депозитов: состав потребителей более однородный, вкладчики - физические лица не выделяют для себя наиболее привлекательный круг банков, поэтому уровень конкуренции на данном рынке достаточно высок.

Авторами также были предложены меры по повышению уровня конкуренции на российском банковском рынке как, например, уменьшение разрыва между различными категориями потребителей банковских услуг.[7]

Впервые в российской практике оценка уровня конкуренции в рамках модели Панзара-Росса была использована Моиссевым (2006). Основной вывод заключается в следующем: несмотря на то, что крупные банки занимаю монопольное положение на российском банковском рынке, в целом, банковский рынок функционирует в рамках монополистической конкуренции.