Файл: Целевое управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня менеджмент рассматривается в пяти основных аспектах.

Во-первых, как социально-экономический институт, влияющий на бизнес, образ жизни и политику.

Во-вторых, как совокупность лиц, занимающихся организацией управленческой работы в сфере частного и государственного предпринимательства. Эти роли в значительной степени определяют функции, действия и поведение менеджера.

В-третьих, менеджмент-это научная дисциплина, имеющая свой предмет.

В-четвертых, управление-это организационно-экономическое поведение, которое осуществляет взаимосвязь экономических, организационных и социальных процессов в производстве и с окружающей социальной средой.

В-пятых, менеджмент - это организационное, управленческое и исполнительское искусство. Суть этого аспекта заключается в том, что в искусстве используются не только знания, опыт и сознание, но и интуиция.

Многомерное управление выражается в различных тенденциях, одновременно развивающихся и действующих на предприятиях и в учреждениях.

Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что на практике довольно многие руководители в настоящий момент времени применяют научный подход к управлению предприятием, проходят обучение с целью более эффективного решения задач управления организацией.

Цель курсовой работы - выявить различные факторы, влияющие на эффективность управления на предприятии.

Задачи:

- рассмотреть понятие, цели и функции управления;

- ознакомиться с определениями понятий "организационное управление" и " централизованное управление»;

- дать анализ конкретному предприятию;

- осуществлять мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления предприятием.

Предметом исследования является предприятие ОАО "сосновые леса".

Объектом исследования является система управления организацией.

ГЛАВА 1. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

1.1. Понятие, цель и функции менеджмента

Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, целями которых, как правило, являются экономические.


Менеджмент - это область знаний и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения целей организации посредством рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент стал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.

Основной целью управления является обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) аспекты.

На содержание управления влияют две группы факторов:

- тенденции развития организации;

- специфические национальные факторы экономического развития.

Категория управления – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые взаимосвязи в процессах управления организацией.

Состав основных категорий руководства:

- объекты и субъекты управления;

- функция управления;

- виды управления;

- метод управления;

- принципы менеджмента.

Содержание, формы и методы управления зависят от иерархического уровня его реализации в организации. Как правило, компанию можно разделить на три иерархических уровня управления: верхний, средний и низовой.

Субъекты управления, менеджеры-руководители различного уровня, занимающие постоянные должности в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений по отдельным направлениям деятельности организации.

Категория "менеджер" относится к:

- руководитель организации;

- руководители структурных подразделений и центров прибыли;

- организаторы отдельных видов работ (администраторы) [2].

Виды управления-специальные направления управленческой деятельности, связанные с решением определенных управленческих задач.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент (рис. 1.1).

Общее или общее управление заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельными экономическими связями (центрами прибыли).

Функциональное или специальное управление - это управление определенными сферами деятельности организации или ее подразделений. Например, инновации, человеческие ресурсы, Маркетинг, Финансы и т. д.

Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента


По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:

-целостности;

- иерархической упорядоченности;

- целевой направленности и оптимальности;

- сочетания централизации и децентрализации;

- демократизации.

Существует несколько подходов в управлении:

- процессный подход: управление рассматривается как процесс (планирование, организация, мотивация, контроль);

- системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме. Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, организация – на подразделения (рис. 1.2):

Рис. 1.2. Дерево целей

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Они имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т. п.).

Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Рассмотрение менеджмента как совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.


Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.

При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1.3):

- общие функции менеджмента;

- социально-психологические функции менеджмента;

- технологические функции менеджмента[4].

Рис. 1.3. Система функций менеджмента

1.2. Организационное управление

Организационное управление понимается как совокупность решений, определяющих, какие люди, в какое время и какие технологические процессы осуществляются с целью получения какого-то конкретного, совместного конечного результата. Таким образом, организационное управление-это управление персоналом организации.

Персонал как объект управления.

Персонал - это персонал организаций, включающий всех сотрудников, а также работающих собственников и совладельцев. Признаки персонала-наличие трудовых отношений с работником, которые должны быть юридически оформлены; обладание определенными качественными характеристиками; целевая направленность персонала, т. е. обеспечение достижения целей организации. Персонал организации можно классифицировать и по качественным признакам:

1. согласно месту в структуре управления, штат можно разделить в менеджеров, специалистов, технический персонал, работников, обслуживающий персонал;

2. профессиональная структура инженерно-технические работники, маркетологи, экономисты;

3. по уровню квалификации ;

4. по полу и возрастной структуре;

5. по опыту работы;

6. по уровню образования.

Управление персоналом на предприятии - это процесс воздействия на потенциальных и реальных работников с использованием комплекса специальных методов для оперативного и эффективного достижения целей организации.

Современные службы управления персоналом существенно отличаются от традиционных отделов кадров по своим функциональным возможностям, методологии, принципам, технологии функционирования и др. отдел кадров, характерный для советской эпохи, выполнял в основном бухгалтерскую или кадровую работу.

Для современного этапа развития науки управления персоналом характерно включение управления персоналом в общую стратегию организации. Сутью современного этапа управления персоналом являются:


- отнесение функции управления людскими ресурсами к высшему уровню управления организацией;

- привлечение управления человеческими ресурсами к определению стратегии и организационной структуры компании;

- участие всех руководителей различных уровней в реализации единой кадровой политики;

- интеграция деятельности кадровых офицеров и руководителей, постоянное участие первых в качестве советников руководителей в решении вопросов, связанных с персоналом во всех подразделениях и на всех уровнях корпорации;

- системное, комплексное решение вопросов управления человеческим капиталом на основе единой кадровой концепции предприятия.

Функции управления персоналом.

Функции управления персоналом организации в качестве основных направлений деятельности компании по управлению персоналом включают:

- подбор, подбор и прием персонала;

- деловая оценка персонала при приеме, аттестации, отборе;

- профориентация и трудовая адаптация;

- мотивация трудовой деятельности персонала;

- организация работы и соблюдение деловой этики;

- управление конфликтами и стрессами ;

- обеспечение безопасности персонала;

- управление инновациями в работе персонала;

- подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров;

- управление деловой карьерой и сервисом-профессиональное про-движение;

- управление поведением персонала в организации;

- управление социального развития персонала;

- освобождение личного состава.

Методы и принципы управления персоналом.

Методы управления персоналом-это методы и приемы воздействия на персонал для достижения целей организации.

1. Можно выделить этапы процесса управления: планирование, организация, учет, анализ, мотивация, контроль.

2. По характеру управленческого воздействия на персонал различают: методы информирования, методы убеждения и методы поощрения.

3. По способам воздействия на человека можно выделить: административные, экономические, социальные и психологические.

Принципы - это правила, ориентиры и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом

Принципы, определяющие требования к формированию системы управления персоналом :

- эффективность;

- перспективность;

- сложность;

- простота;

- научность;

- прозрачность;

- автономия;

- согласованность;

- стабильность;

- комфортность;

- сложность;

- прогрессивность.

Принципы, определяющие требования к развитию системы управления персоналом :