Файл: Целевое управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, матрица SWOT – анализа представляет собой удобный инструмент структурного описания стратегических характеристик среды и предприятия. Необходимо точно обозначить цель матрицы стратегического анализа предприятия. Цель SWOT – анализа – сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.

Задачи SWOT – анализа:

  1. Выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами;
  2. Выявить возможности и угрозы внешней среды;
  3. Связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами;
  4. Сформулировать основные направления развития предприятия.

Для построения SWOT-анализа формируется список из сильных и слабых сторон организации, а также ее возможностей и угроз, которые представлены в таблице 1. По результатам оценки составляется обобщенная матрица анализа, где по горизонтальной оси располагаются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, по – вертикальной возможности и угрозы внешней среды (таблица 2).

Таблица 1.

Силы/Слабости и Возможности/Угрозы

Сильные стороны

Слабые стороны

Высокое качество продукции, способствующей укреплению здоровья человека

Отсутствие свободных оборотных финансовых средств у предприятия в данный момент

Давний опыт работы на рынке данной отрасли в разнообразных условиях

Низкая платёжеспособность потребителя на протяжении многих лет

Широкая клиентурная база предприятия, сложившаяся к данному моменту

Сильное налоговое давление на предприятие в силу существующего законодательства

Снижение материальных расходов на производство за прошедший период

Не высокий технологический уровень производственной базы предприятия

Собственная сырьевая база для производства основной продукции предприятия

Неудовлетворительное состояние окружающей среды в государстве и в регионе

Возможность оказания услуг по доставке продукции для посредников предприятия

Не достаточно широкий ассортимент продукции

Возможности

Угрозы

Положительные тенденции изменения среднего спроса на выпускаемую предприятием продукцию за последнее несколько лет

Непоследовательное, поспешное принятие законодательных актов властями страны

Удержание лидерства в ценовой политике приводит к привлечению основной массы потребителей

Угроза истощения резервных финансовых возможностей предприятия, необходимых на оплату налогов

Возможность расширения рынков сбыта без организации собственных торговых точек

Нестабильность курса национальной валюты может снизить прибыльность внутренних поставок

Снижение затрат на производство даёт возможность понижать и делать более конкурентоспособной цену реализации

Повышение цен на материалы, упаковку, этикетки и другие необходимые сопутствующие товары может сократить прибыльность

Небольшое количество действительно сильных конкурентов организации

Понижение цен конкурентами может привлечь значительную часть клиентов предприятия

Возможность расширения производства за счёт собственных производственных мощностей

Недоверие рекламе в средствах массовой информации снизит эффективность затрат на рекламу


По пятибалльной системе определяют экспертные оценки парных сочетаний «сильная сторона – угроза», «слабая сторона – угроза», «сильная сторона – возможность», «слабая сторона – возможность». При большей оценке – связь более значима.

Таблица 2.

Обобщённая матрица SWOT-анализа

При проведении SWOT-анализа особое внимание обращается на квадрат «Сила – Возможности» и квадрат «Слабость – Угрозы». На основании данных первого квадрата формируют стратегии, позволяющие воспользоваться возможностями. На основании данных второго – стратегии, минимизирующие слабости и помогающие избегать угроз.

Составляется матрица Проблемное поле предприятия/Ранжирование проблем предприятия по значимости (таблица 3).

Таблица 3.

Проблемное поле предприятия/Ранжирование проблем предприятия по значимости

Для оценки каждой из проблем из таблицы строится «проблемное поле предприятия» (таблица 3), которое представляет собой матрицу, аналогичную обобщенной матрице SWOT-анализа (таблица 2), но на пересечении строк и столбцов которой помещается номер проблемы по порядку из таблицы 3 (№), перекрывающей эту ячейку. Оценка проблемы, которую выставляется в таблице 3, равна сумме экспертных оценок ячеек из таблицы 2, перекрываемых рассматриваемой проблемой в таблице 3.

Ранжирование проблем в последнем столбце в таблице 3 проводится по убыванию оценок.

Наглядно проблемы организации показаны на диаграммах 1 и 2.

Диаграмма 1. Проблемы организации

Диаграмма 2. Проблемы организации

Функциональные стратегии развития организации.

Итак, можно подвести итоги проведенного анализа деятельности предприятия ОАО «Завод «Сосновые воды» и сформулировать наиболее подходящую и эффективную стратегию.

Предприятие выбирает стратегию усиления позиций на рынке, которая подразумевает углубление маркетинговой деятельности. Что же касается основных методов борьбы, то в этом плане выбирается либерализация ценовой политики.

Кратко функциональную стратегию развития предприятия ОАО «Завод «Сосновые воды» можно выразить в следующих пунктах:

  1. В рамках маркетинговой деятельности необходимо провести рекламную компанию, включающую:

- размещение рекламы, направленной на конкретного потребителя в средствах массовой информации, на рекламных щитах и стендах, размещение рекламы в транспорте и в магазинах;

- проведение дегустаций в точках продаж и в наиболее проходимых участках населенных пунктов;

- необходимость проводить рекламно-ознакомительные семинары в других областях и регионах с целью направления продукции на экспорт.

  1. В рамках организационной структуры предприятия будет проведено повышение квалификации работников отдела сбыта с целью получения более продуктивных результатов их деятельности.
  2. Внедрение новых видов продукции в рамках сравнительно небольшой ценовой политикой, ориентированную на потребителя.

ГЛАВА 3.МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

3.1. Предложения по введению изменений в организационную структуру

Каждое предприятие не зависимо от сферы деятельности с формы собственности имеет свою организационную структуру.

Организационная структура предприятия ОАО «Сосновые воды» изображена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1. Организационная структура ОАО «Сосновые воды»

Структура управления предприятием линейно-функциональная. Линейно-функциональная структура – ступенчатая, иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления.

Иногда такую систему называют кадровой системой, поскольку функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя.

Линейно-функциональная система обеспечивает, начиная со второго уровня иерархии, разделение задачи управления "по функциям".

Данная структура управления характеризуется:


- высокая централизация стратегических решений и децентрализация оперативной деятельности;

- организация политических отношений по однолинейному принципу, преимущественное использование инструментов координации с технической поддержкой.

Идея заключается в том, что штаб-квартира должна предоставлять консультации и участвовать в принятии решений, но не давать конкретных указаний. Однако благодаря своей профессиональной компетентности их сотрудники часто оказывают сильное неформальное влияние на линейных руководителей. Если они выполняют только рекомендательную функцию, то существует риск того, что их работа мало влияет на ход производственных процессов.

Структура имеет следующие преимущества:

- обеспечивает высокий уровень профессиональной специализации сотрудников;

- позволяет точно определить место принятия решения и необходимые ресурсы (персонал);

- способствует стандартизации, формализации и программированию процессов управления.

Ущерб:

- формирование конкретных функциональных блоков целей затрудняет их горизонтальное выравнивание;

- структура жесткая и практически не реагирует на изменения [2].

Для эффективного функционирования команды ее члены должны вносить свой вклад в достижение общих целей. Это часть культуры компании. Каждый сотрудник ОАО "сосновые воды", выполняя свои должностные обязанности, должен быть ответственным и инициативным. На предприятии поощряется инициатива, внедрение рационализаторских предложений, способствующих повышению эффективности работы.

Если рассматривать организационную структуру как систему, призванную грамотно выполнять заказы клиентов, то на каждом участке необходимо ответственно подходить к поставленной цели. Если производственные подразделения не выполняют свои функции, то подразделение продаж не сможет выполнять свои функции. Если сбытовое подразделение будет работать плохо, т. е. игнорировать новые возможности для реализации, то производственное подразделение не сможет в полной мере выполнять свои функции, поскольку произойдет затоваривание складов, следовательно, оборот денежных средств на предприятии прекратится. Это гарантируется прекращением деятельности предприятия.

Для нормального функционирования всех подразделений необходима слаженная работа всего коллектива.

Предложения по изменению организационной структуры.

Проект по совершенствованию организационной структуры в ОАО "Сосновая вода" предполагает:


- введение в штат двух новых должностей-начальник направления развития фирменного стиля; начальник отдела продвижения по службе;

- создание стратегического отдела для решения вопросов стратегического планирования;

- введение должности директора отдела управления персоналом в штат организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наряду с решением непосредственно практических задач управление также становится наукой, поскольку систематически изучает явления, сгруппированные в теории. Менеджмент на системной основе стремится понять, почему и как люди работают, что мотивирует их поведение, что заставляет их работать на общую цель. Управление дает возможность координировать работу всего предприятия, сделать систему кооперации, похожую сейчас на большой муравейник, более сплоченной и полезной для человечества.

Однако место управления может зависеть от его уровня. Вертикальное разделение труда также подразумевает разделение на несколько уровней: высший, средний и низший.

Естественно, самую важную роль будет играть высшее руководство. Они принимают все основные решения, от которых в полной мере зависит судьба предприятия. Именно поэтому, а также для оздоровления экономики в целом, необходимо ограничить и полностью избавиться от неграмотных, неумелых, неспособных к руководству людей, которые ради обогащения приходят к власти на различных крупных предприятиях. Однако жесткий рынок быстро вытеснит пределы таких неумелых лидеров.

Одной из важнейших задач современного менеджмента является построение и совершенствование системы управления. При всем многообразии подходов к решению этой задачи невозможно определить универсальные методы и приемы построения, поскольку каждая организация имеет свои индивидуальные особенности.

Основу для построения эффективной системы управления должна дать работа кадровой службы, значимость которой в последнее время возросла. Кадровое подразделение становится центром кадровой политики. Современное планирование и развитие производства уже невозможно без эффективной работы кадровых служб.

Поэтому важнейшим фактором успеха является непрерывная теоретическая и практическая подготовка менеджеров нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком спектре экономических, социальных и технологических вопросов, обладающих высоким чувством ответственности за результаты своей деятельности.