Файл: Понятие и задачи комплексного анализа абота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Единая схема создания и изучения основных групповых данных в системе единого анализа.

2 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ КРИТЕРИАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

ТОО «Шыгыспромкомплект» - предприятие, которое специализируется на производстве и оптовой реализации лакокрасочных товаров.

На рынке лакокрасочных товаров РК впервые заявила о себе в 2005году. За это время предприятие выставило прочные деловые отношения с большими заводами-производителями лакокрасочных товаров РФ, РК, Украины, Белоруссии.

Изучение динамики экономических данных ТОО «Шыгыспромкомплект» сделан в динамике за 2013-2015 год показана в таблице А.1 Приложения А

Уставный капитал фирмы равняется 200 тыс. тенге, уровень резервного капитала составляет 5% от величины уставного капитала, а это 10 тыс. тенге Величина уставного и резервного капитала на протяжении изучаемого времени времени не изменялось.

Выручка от продажи товаров в 2013 году составила 34 043 тыс. тенге; в 2014 году уровень выручки от продажи товаров повысилась на 20,07 % и была 40876 тыс. тенге; в 2015 году выручка от реализованного товара повысилась в сравнении с 2013 годом, уровень роста был 107,72% и снизился на 10,24% в сравнении с 2014 годом и была 36 691 тыс. тенге. Итак, наибольшая выручка от продажи товаров равнялась в 2014 году 40 876 тыс. тенге, а наименьшая выручка за изучаемый период наблюдалась в 2013 году и была 34 043 тыс. тенге

Себестоимость реализуемого товара довольно велика. Так в 2013 году ее величина равняется 28 777 тыс. тенге, а это составляет 84,53% от выручки; в 2014 году ее величина повысилась на 21,86% и была 35 067 тыс. тенге, что составляет 86,8% от выручки. Благоприятным моментом считается понижение величины себестоимости товаров в 2015 году в сравнении с 2014 годом на 11,52%, но ее значение больше, чем в 2013 году на 7,82%. Важно изучить себестоимость товара, найти причины ее роста и сформировать меры по ее понижению. Предполагается на этом этапе работы, что увеличение себестоимости проданного товара обусловлено повышением трат на реализацию товаров и увеличением стоимости на продукцию у реализаторов.

Реализационные расходы в 2013 году были 4 420 тыс. тенге, из них на опт относится 2 081 тыс. тенге, на розницу –2 339тыс. тенге, в связи с повышением товарооборота реализационные расходы в 2014 году повысилось на 3,17% и были 4560 тыс. тенге, из них на опт приходится 2 468 тыс. тенге и на розницу – 2 093 тыс. тенге Это связано с тем, что общество не имеет своих рабочих и производственных площадей, аренда на содержание магазинов, складов и офисов постоянно повысилась. В 2015 году при понижении товарооборота понизилась и величина коммерческих трат на 4,9% и равнялась 4 337 тыс. тенге


Существенно повышается балансовая прибыль. Так темп увеличения в 2014 году в сравнении с 2013 годом был 247,57%, темп роста в 2015 году в сравнении с 2014 годом был 235%.

Чистая прибыль от основного типа работы повышается за счет роста других операционных доходов, которые несут прибыль от перерасчета рыночной стоимости акций. Так чистая прибыль в 2013 году равнялась 13 781 тыс. тенге, в 2014 году уровень ее роста был 456,26%, что стало 62 877 тыс. тенге, в 2015 году уровень роста составил 226,45%, что составило 142 389 тыс. тенге Эта ситуация формируется в благодаря тому, что общество имеет долгосрочные финансовые инфестиции, а именно акции сберегательного банка, которые показаны в бухгалтерской отчетности на конец отчетного периода по текущей рыночной цене и разницу можно отнести на финансовый итог в корреспонденции со счетом учета финансовых вложений.

В общем фирма постоянно развивается, товарооборот и прибыль повышаются. Негативным моментом считается увеличение трат на товары и большой уровень себестоимости товаров. Чтобы получить как можно больше информации при изучении эффективности работы организации, важно сделать анализ состав прибыли, ее структуру, динамику и исполнение плана за отчетный период. Состав доходов, ее структура, динамика сделаны в таблице Б.1 Приложения Б.

Как видно из данных таблицы Б.1, единая сумма брутто-прибыли за исследуемый период повысилась на 49 535 тыс. тенге в 2014 году в сравнении с 2013 годом, уровни роста были 452,61%, и на 79 629 тыс. тенге в 2015 году в сравнении с 2014 годом, уровни роста составил 225,24%. Максимальную долю в ее составе имеет сальдо других операционных доходов и расходов. Так в 2013 году сальдо других операционных доходов и трат (долгосрочные финансовые вложения) было 96,4% от брутто-прибыли, в 2014 году – 98,1% и в 2015 году – 98,6%, что показывает постоянное их повышение в части брутто-прибыли, тогда как, часть прибыли от реализации товаров имеет динамику к понижению, так, в 2013 году ее доля в брутто-прибыли была 6,02%, в 2014 году- 1,97% и в 2015 году – 0,94%. Величина чистой прибыли в итоге повышения операционных доходов имеет благоприятную тенденцию к повышению.

Сделаем факторный анализ доходов от продажи товаров. Исходные данные для этого анализа показаны в таблице 2.1

Таблица 2.1 - Исходная информация для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. тенге

Показатель

Базовый период, 2014г.

Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода

Отчетный период, 2015г.

Выручка от продажи товаров за вычетом НДС, акцизного налога и др. отчислений из выручки (В)

∑(VРПi0 х Цi0) = В0 = 40876

∑(VРПi1 х Цi0) = Вусл = 38376

∑(VРПi1 х Цi1) = В1 = 36691

Максимальная себестоимость реализованных товаров (З)

∑(VРПi0 х Сi0) = З0 = 39627

∑(VРПi1 х Сi0) = Зусл = 37272

∑(VРПi1 х Сi1) = З1 = 35365

Прибыль от реализации товаров (П)

П0 = 1249

Пусл.2 = 1104

П1 = 1326


IVРП = 36691 / 40876 = 0,8976.

Расчет воздействия факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продажи товаров показан в таблице 2.2

Таблица 2.2 - Расчет воздействия факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продажи товаров

Показатель

Порядок расчета

Сумма прибыли, тыс. тенге

П0

В0 – З0

1249

Пусл.1

П0 х IVРП

1121

Пусл.2

Вусл. – Зусл.

1104

Пусл.3

В1 – Зусл.

-581

П1

В1 – З1

1326

Высчитаем изменение суммы доходов за счет:

  • объема реализации товаров

∆ПVРП =1121 – 1249 = -128 (тыс. тенге);

- структуры товарной продукции

∆Пстр. = 1104 – 1121 = -17 (тыс. тенге);

- средних цен продажи

∆Пц = -581 - 1104 = -1685 (тыс. тенге);

- себестоимости проданных товаров

∆Пс = 1326 – (-581) = 1907 (тыс. тенге).

В изучаемой организации сумма доходов увеличилась в основном за счет понижения величины себестоимости товаров. Понижение себестоимости товаров в 2015 на 4262 тыс. тенге привело к повышению величины прибыли от реализации на 1907 тыс. тенге, понижение величины выручки в 2015 году на 4185 тыс. тенге привело к понижению прибыли на 128 тыс. тенге, в итоге изменения структуры товаров прибыль фирмы уменьшилась на 17 тыс. тенге Индекс цен на товары составляет 0,9561 (36691/40876), т.е. в итоге понижения средних цен продажи товаров прибыль уменьшилась на 1685 тыс. тенге. В общем доходы от продажи товаров в 2015 году повысились на 77 тыс. тенге в сравнении с ее величиной в 2014 году.

Для целей анализа применяют данные рентабельности, которые поясняют эффективность применения и руководства некоторыми типами ресурсов.

Данные рентабельности некоторых видов ресурсов в динамике за изучаемый период времени по большинству строк повысилась.

Не полностью применяется собственный капитал и имущество фирмы, так в 2013 году на 1 тенге собственного капитала было 0,38 тенге чистой прибыли, в 2014 году значение показателя рентабельности повысилось на 0,46, значение показателя в 2015 году стало несущественно ниже уровня 2014 года и составило 0,81. Также негативным моментом является значение выгодности выручки. Это говорит о том, что доля прибыли от основного вида работы в 2013 году была 2%, в 2014 году -3% и в 2015 году – 4%. Благоприятным моментом считается повышающееся значение рентабельности материальных запасов, так в 2013 году на 1 тенге материальных запасов было 2,97 тенге прибыли до налогообложения, в 2014 году значение данных рентабельности существенно повысилось и было 10,24 тенге, в 2015 году рентабельность материальных запасов повысилось до 21,29 это говорит о том, что на конец изучаемого периода на 1 тенге материальных запасов приходится 21,29 тенге прибыли до налогообложения, из-за того, что главную величину прибыли составили операционные доходы, они быстро повышаются, а материальные затраты, т.к. уровень продаж повышается с гораздо минимальными темпами, также имею небольшой уровень роста.


Рентабельность текущих активов имеет довольно большое значение и благоприятный рост. В 2013 году на 1 тенге затраченных текущих активов предприятия было приобретено 1,55 тенге чистой прибыли; в 2014 году рентабельность текущих активов повысилась на 5,33 составила 6,88, итак, в 2014 году на 1 тенге потраченных текущих активов фирмы было получено 6,88 тенге чистой прибыли. В итоге быстрого повышения доходов от иной работы, величина чистой прибыли так же быстро повысилась, что привело к увеличению числа данных о рентабельности, но отношение изучаемых величин к чистой прибыли от основного типа работы довольно мало. Так, в 2015 году степень рентабельности текущих активов повысился в сравнении с 2014 годом в 2,4 раза и был 16,62. Если при расчетах не брать в учет доходы от иной деятельности, то отношение величины имеющихся активов к величине чистой прибыли от реализации будет 0,15.

Выгодность инвестиций имеет высокую степень, так в 2013 году рентабельность инвестиций была 0,39; в 2014 году выгодность инвестиций повысилась на 0,46 и была 0,85; в 2015 году уровень рентабельности инвестиций повысился в сравнении с 2013 годом на 0,42 и понизился на 0,04 в сравнении с 2014 годом и был 0,81.

В общем уровень рентабельности реализации опасный. Так. В 2013 году на 1 тенге вложенных средств фирма приобрела 0,025 тенге, в 2014 году -0,032 тенге и в 2015 году 0,037 тенге от основного вида работы, в динамике значение данных степени рентабельности повышается.

Уровень рентабельности оборота фирмы также находится на опасном уровне. В 2013 году на 1 тенге реализации предприятие получило 0,02 тенге прибыли, в 2014 году на 1 тенге реализации фирма получила 0,03 тенге прибыли, в 2015 году на 1 тенге реализации организация получила 0,04 тенге прибыли. Благоприятным считается стабильный рост данных.

Сделаем факторный анализ изменения степени рентабельности товаров в целом по фирме с 2014 года по 2015 год. Расчет воздействия факторов первого уровня на изменение рентабельности в общем по фирме исполним способом цепной подстановки, применяя данные.

R0 = П0 / З0 = (1249 / 39627) х 100 = 3,1%;

Rусл.1 = Пусл.1 / Зусл.1 = (1121 / (37272 х 0,8976)) х 100 = 3,4%;

Rусл.2 = Пусл.2 / Зусл.2 = (1104 / 37272) х 100 = 2,96%;

Rусл.3 = Пусл.3 / Зусл.2 = (-581 / 37272) х 100 = -1,56%;

R1 = П1 / З1 = (1326 / 35365) х 100 = 3,74%.

∆Rобщ. = R1 – R0 = 3,74 – 3,1 = +0,64%,

в том числе:

∆RVРП = Rусл.1 – R0 = 3,4 – 3,1 = +0,3%;

∆Rуд. = Rусл.2 – Rусл.1 = 2,96 – 3,4 = -0,44%;

∆Rц = Rусл.3 – Rусл.2 = -1,56 – 2,96 = -4,52%;


∆Rc = R1 – Rусл.3 = 3,74 – (-1,56) = +5,3%.

Таблица 2.3- Исходная информация для изучения воздействия рентабельности некоторых типов товара на изменение рентабельности проданного товара такого типа

Вид

Кол-во реализованной продукции, шт.

Цена за вычетом НДС, акцизов, тенге/ед.

Полная себестоимость ед. продукции, тенге/ед.

Прибыль от реализации ед. продукции, тенге/ед.

N0

N1

Ц0

Ц1

С0

С1

Пр0

Пр1

Краска

552

486

15890

14720

12160

11400

3730

3320

Эмаль

360

371

13760

13100

11470

10900

2290

2200

Шпатлевка

6

31

29240

28460

21200

19600

8040

8860

Лаки

720

732

10200

9600

8700

7900

1500

1700

Грунтовка

1100

980

6390

5940

4680

3950

1710

1990

Имеющиеся итоги говорят о том, что степень рентабельности увеличилась в основном в итоге понижения себестоимости товара. Повышение удельного веса менее доходных видов товара вызвало понижение уровня рентабельности на 0,44%, снижение уровня цен продукции привело к понижению степени рентабельности на 4,52%.

Сделаем анализ воздействия рентабельности некоторых типов товаров на изменение рентабельности проданной продукции таких видов. Подберем для изучения товары, которые пользуются самым большим спросом. Исходная информация для расчета показана в таблице 2.3.

Расчет параметров, которые влияют на рентабельность всей реализованной продукции, показан в таблице 2.4.

Таблица 2.4- Расчет факторов, которые влияют на рентабельность всей проданной продукции

Вид

Рентабельность продукции, %

∆ R, %

Полная себ-ть реал. Продукции, тыс. тенге

Удел. вес продукции в полной себ-ти всей реал. продукции, %

Уд, (+, -)

R0

R1

Сq0

Сq1

Уд0

Уд1

Краска

30,67%

29,12%

-1,55%

6712

5540

29,16%

27,91%

-0,01

Эмаль

19,96%

20,18%

-0,22%

4129

4044

17,93%

20,38%

+0,02

Шпатлевка

37,92%

45,20%

+7,28%

763

608

3,32%

3,06%

-0,003

Лаки

17,24%

21,52%

+4,28%

6264

5783

27,22%

29,14%

+0,02

Грунтовка

36,53 %

50,38%

+13,85%

5148

3871

22,37%

19,51%

-0,03

ИТОГО

142,32%

166,40%

+24,08%

23016

19846

100%

100%