Файл: Правовые основы социальной защиты детей-инвалидов в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 469

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ[1] Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В течение последних двух десятилетий число детей-инвалидов в России неуклонно растет – в среднем ежегодно на 8–9%[2], что, несомненно, является негативным явлением. Неуклонный рост инвалидности вызван совокупностью причин, среди которых можно выделить причины мирового (глобальный экологический кризис и т.д.), национального (высокий травматизм, социальные болезни и т.д.), местного (социально-экономические факторы проживания на конкретной территории), личностного (отсутствие навыков заботы о здоровье и т.д.) характера[3].

В Российской Федерации социальное обеспечение и защита прав инвалидов являются одним из приоритетных направлений правовой политики государства. В соответствии с ней 1 января 2016 г. вступил в силу ФЗ N 419-ФЗ[4] о порядке оказания помощи инвалидам в разных сферах жизни, устанавливающий порядок обеспечения их всеми видами социальных услуг. В нем закрепляется приверженность идее равенства прав и свобод всех членов общества и инклюзии в них инвалидов вне зависимости от состояния здоровья и их права на получение всех видов социальных услуг. Формирование условий их доступности для детей-инвалидов основывается на понимании того, что они могут и должны быть включены в современный социум и пользоваться его благами.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе социальной защиты детей-инвалидов в РФ.

Предмет исследования – нормы российского законодательства, регламентирующие особенности социальной защиты детей-инвалидов в РФ.

Цель работы – провести комплексный анализ социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации в рамках действующего законодательства.

Для достижения указанной цели в ходе исследования были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятие социальной защиты детей-инвалидов в РФ;

- определить источники правового регулирования социальной защиты детей-инвалидов в РФ;

- исследовать обеспечение жизнедеятельности детей-инвалидов;

- проанализировать правовое обеспечение доступности услуг в сфере образования для детей-инвалидов;


- рассмотреть реабилитацию детей-инвалидов.

Методология исследования состоит в использовании общенаучного дидактического метода познания, универсальных научных методов (структурно-функционального, системно-структурного, статистического, анализа и синтеза), специальных юридических методов (историко-правового, сравнительно-правового, формально-юридического и др.).

Глава 1. Общие положения социальной защиты детей-инвалидов

1.1. Понятие социальной защиты детей-инвалидов в РФ

Социальная защита населения является важной составляющей социальной политики любого государства. Впервые термин «социальная защита» был использован в «Законе о социальной защите США» в 1935 году, который законодательно определил новый для страны институт обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы, позднее, в 1940-х годах, в документах Международной организации труда[5]. В дальнейшем рамки этого понятия расширились в ходе разработки и принятия конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения и др. В отечественной экономической литературе понятие социальной защиты появилось с началом перехода России от плановой экономики к рыночным отношениям, однако до настоящего времени оно не имеет окончательного определения, что обусловлено как не сложившимся пониманием данной системы как социального института, так и сложностью происходящих в нашей стране экономических и социальных процессов.

Так, одни авторы рассматривают социальную защиту как деятельность государства по обеспечению развития личности, а также поддержку малообеспеченных групп населения[6]. Другие – как систему гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни[7]. Некоторые исследователи вообще игнорируют понятие социальной защиты, оставаясь в рамках традиционных категорий «социального обеспечения» и «социального страхования»[8].


В федеральных нормативных правовых актах Российской Федерации определение понятия «социальная защита» закреплено по отношению к конкретным категориям граждан - ее получателям или выражено путем перечисления конкретных адресных мер, однако обобщенного толкования данной категории не существует.

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Отечественный ученый В.В. Антропов, анализируя модели социальной защиты, применяемые в странах Европейского союза, выделяет четыре: континентальную или Бисмарковскую, англосаксонскую или модель Бевериджа, скандинавскую и южно-европейскую[9].

В Европе уже несколько десятилетий действует Европейская социальная модель, которая основана на идеях социальной справедливости и обеспечения основных прав человека. Для нашего государства важным является вопрос о возможности и целесообразности переноса европейской модели на российскую практику социальной защиты населения, но при этом должен учитываться уровень социально-культурного развития России, её географическое положение, демографические характеристики, исторические традиции.

Любое государство создаёт собственную модель социальной защиты.

В России на сегодняшний день проживает около 13 миллионов лиц с ограниченными возможностями. Ежегодно в учреждениях медико-социальной экспертизы освидетельствуется более 4 миллионов человек, из них впервые признаются инвалидами около 1 миллиона человек, повторно - 2,5 миллиона граждан. По мнению Министерства здравоохранения и социального развития, проблема роста инвалидности перешла в категорию «национальной безопасности»[10].

В этой связи возрастает необходимость разработки адекватных мер социальной защиты инвалидов, основной целью которой является восстановление их профессионального и социального статуса, достижения ими материальной независимости и социальной интеграции в общество. Несмотря на то, что в последнее время был принят ряд законов, направленных на усиление социальной поддержки инвалидов, их положение остаётся тяжёлым.


Таким образом, в современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Настало время оптимизации, глубокого анализа с использованием независимых социологических исследований: какие функции стоит развивать, а от чего-то, возможно, следует отказаться; формирование у россиян ответственности за своё благополучие и активной социальной позиции по самообеспечению; развития социального страхования и социального партнёрства; развития частного сектора в социальной сфере; усиление принципа, адресности.

Социальная защита детей-инвалидов представляет собой системное явление, которое можно рассматривать как совокупность мер обеспечения жизнедеятельности и реабилитации, предоставляемых инвалидам с целью создания условий для их достойного существования, а также развития и совершенствования их способностей для полноценной, несмотря на инвалидность, жизни в обществе. Из определения видно, что данная система состоит из двух элементов (обеспечения жизнедеятельности и реабилитации), которые имеют равное значение для достижения поставленных перед системой целей.

1.2. Источники правового регулирования социальной защиты детей- инвалидов в РФ

Одним из показателей развитой социальной сферы является хорошо разработанная и эффективно работающая нормативная правовая база. Во многих декларациях, законах и постановлениях международного, федерального и регионального значения изложены основные права инвалидов, основные меры государственной поддержки, а также нормативы, определяющие доступность среды для инвалидов. Несмотря на то что каждый документ имеет свое собственное узкое направление, общей их целью является создание всех необходимых условий для того, чтобы люди с инвалидностью действительно являлись равноправными членами нашего общества.

Правовое регулирование социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации строится на принципе обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Права лиц с ограниченными возможностями на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов.


Впервые о правах людей с ограниченными возможностями здоровья было изложено в документе, являющимся основополагающим для всех остальных законов — Всеобщей декларации прав человека. В соответствии с ее основными принципами люди с ограниченными возможностями могут осуществлять весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, пользоваться признанным за ними правом осуществлять их на равных условиях с другими людьми[11]. Данное положение определяет основной принцип построения эффективной системы социальной защиты — доступность через равноправие.

В принятой в 1975 г. Декларации о правах инвалидов[12] уже более подробно и полно сформулированы положения, касающиеся недопустимости каких-либо форм дискриминации. Согласно документу, люди с инвалидностью имеют право на уважение их человеческого достоинства без каких-либо исключений, различия и дискриминации по различным признакам, на медицинское, функциональное, психическое лечение, на восстановление здоровья и положения в обществе. В соответствии с Декларацией умственно отсталым лицам, людям с инвалидностью гарантировалась помощь в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействие включению их в обычную жизнь общества по мере возможности.

В Российской Федерации нормативные акты, связанные с обеспечением прав инвалидов, были изданы в начале 1990-х гг. Это связано с реформами, затронувшими все сферы жизни российского общества. Этот период был переходным от модели нормализации (люди с ограниченными возможностями должны сами приспосабливаться к среде, интегрировать в общество) к социальной модели развития общества, в основе которой лежит принцип адаптации среды к людям с инвалидностью. Большое внимание уделялось приспособлению условий среды к их возможностям, созданию системы социальных связей, развитию их способностей, которые могут быть востребованы там, где они родились, учатся или работают.

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данное положение подкреплено в настоящее время наличием системой социальных служб по каждому вышеперечисленному направлению, системой законов и подзаконных актов и, как следствие всего, обеспечением различными социальными выплатами и льготами лиц, имеющих на них право.