Файл: Правовые основы социальной защиты детей-инвалидов в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 472

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1992 г. Президентом РФ было издано несколько указов, касающихся новых направлений в области защиты прав инвалидов: «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»[13], согласно которому люди с инвалидностью получили определенные материальные и медицинские льготы; «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»[14], где речь шла о разработке федеральных целевых программ по обеспечению доступности для инвалидов зданий и сооружений, находящихся в федеральной собственности, обеспечению инвалидов средствами индивидуального транспорта и производству средств междугородного общественного пассажирского транспорта, приспособленного для пользования инвалидами.

Издание данных указов стало отправной точкой по формированию доступной в широком смысле среды для полноценной жизнедеятельности инвалидов.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим права данной категории населения, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[15].

Законом были определены основные меры социальной защиты инвалидов. Были введены и определены понятия: инвалид, ограничения жизнедеятельности, социальная поддержка и социальная защита инвалидов. Идеи равенства инвалидов в реализации всех прав и свобод наряду со всеми гражданами Российской Федерации были основополагающими в принятии данного Федерального закона. В качестве основных мер, закрепленных в Законе, можно выделить проведение медико-социальной экспертизы, целью которой является определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, а также реабилитацию инвалидов, включающую восстановительные медицинские мероприятия, протезирование и ортезирование, профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию. Таким образом, видно, что данный Федеральный закон определил важность и необходимость создания таких условий жизнедеятельности инвалидов, при которых они могли бы полноценно функционировать в обществе.

После принятия Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» идеи социализации инвалидов и их активное включение в общество приобрели еще большую актуальность. Для решения острых вопросов инвалидности были изданы различные нормативные правовые акты. Федеральный закон 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» был направлен на регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, установление для них экономических, социальных и правовых гарантий. Начиная с 2000 г. на каждые последующие пять лет были приняты Федеральные целевые программы:


1) «Социальная поддержка инвалидов на 2000 — 2005 годы», направленная на создание единой информационной системы по проблемам инвалидности.

2) «Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы», целями которой было создание системы реабилитационных и экспертных организаций, осуществляющих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество, оснащение оборудованием реабилитационных организаций, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, осуществление мероприятий по поддержке предприятий, находящихся в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов, в целях создания дополнительных рабочих мест.

Одним из имплементационных процессов является создание в России так называемых условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, что является одной из целей Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, продленной распоряжением Правительства от 27 октября 2014 г. № 2136-р до 2020 года[16].

Здесь заложена фундаментальная ошибка правоприменителя в части указания на приоритетность тех или иных объектов инфраструктуры, поскольку это понятие оценочное и не известно, какие объекты и для каких лиц с ограниченными возможностями здоровья в определенное время окажутся приоритетными. Ввиду этого необходимо ставить вопрос об обеспечении доступности исключительно всех вновь возводимых объектов и по мере возможности реконструировать введенные в эксплуатацию ранее.

В настоящее время в Российской Федерации сложились довольно сложные условия реализации указанной программы, что вызвано следующими причинами:

- наличие нормативных барьеров, препятствующих созданию доступной среды;

- отсутствие должной нормативной включенности некоммерческих организаций (НКО) в участие в практической реализации положений программ субъектов;

- нехватка средств в бюджетах субъектов Российской Федерации, необходимых для финансирования расходного обязательства при получении субсидии в целях реализации программ субъектов Российской Федерации, разработанных на основе утвержденной Приказом Минтруда России от 6 декабря 2012 г. № 575 примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и предусматривающих выполнение субъектами Российской Федерации основных целевых показателей и индикаторов[17].


Таким образом, указанные причины влекут за собой необходимость изменения нормативно-правовой базы в сфере создания доступной среды, приведение ее в точное соответствие с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов, в частности ст. 9, как следствие – изменение концептуальных целей и задач реализуемой в Российской Федерации программы «Доступная среда».

Как видно из данного перечня, правовое обеспечение инвалидов представлено достаточно полно как в документах международного значения, так и в законах и постановлениях Российской Федерации. К тому же данные акты являются ориентиром для разработки и принятия региональных законов.

Подводя итог, необходимо отметить, что нормативная правовая база в Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов постоянно развивается и трансформируется. Вместе с тем в современном российском обществе существует объективная потребность в совершенствовании правового регулирования социальной защиты инвалидов.

Решение указанных вопросов в законодательстве позволило бы создать более благоприятные условия для жизни инвалидов, способствовало бы более широкому их вовлечению в трудовую деятельность, создало бы дополнительные правовые возможности и для повышения эффективности правового надзора в этой сфере.

Суммируя представленное в первой главе, можно сделать выводы, что инвалидность является эволюционирующей социальной категорией, которая изменяется под воздействием восприятия социумом людей с физическими и психическими нарушениями, обусловленного научными достижениями в области медицины, социологии и др. Поэтому забота государства об инвалидах может варьировать от предоставления бесплатного жилья и пропитания (что было характерно для средневековья), до защиты от дискриминации и создания условий для интеграции в общество, существующих в наше время.

Социальная защита инвалидов представляет собой системное явление, которое можно рассматривать как совокупность мер обеспечения жизнедеятельности и реабилитации, предоставляемых инвалидам с целью создания условий для их достойного существования, а также развития и совершенствования их способностей для полноценной, несмотря на инвалидность, жизни в обществе.

Необходимо отметить, что нормативная правовая база в Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов постоянно развивается и трансформируется. Вместе с тем в современном российском обществе существует объективная потребность в совершенствовании правового регулирования социальной защиты инвалидов.


Решение указанных вопросов в законодательстве позволило бы создать более благоприятные условия для жизни инвалидов, способствовало бы более широкому их вовлечению в трудовую деятельность, создало бы дополнительные правовые возможности и для повышения эффективности правового надзора в этой сфере.

Глава 2. Социальное обеспечение детей-инвалидов

2.1. Обеспечение жизнедеятельности детей-инвалидов

В Российской Федерации социальное обеспечение и защита прав инвалидов являются одним из приоритетных направлений правовой политики государства. В соответствии с ней 1 января 2016 г. вступил в силу ФЗ N 419-ФЗ[18] о порядке оказания помощи инвалидам в разных сферах жизни, устанавливающий порядок обеспечения их всеми видами социальных услуг. В нем закрепляется приверженность идее равенства прав и свобод всех членов общества и инклюзии в них инвалидов вне зависимости от состояния здоровья и их права на получение всех видов социальных услуг, включая образовательные. Формирование условий их доступности для инвалидов основывается на понимании того, что они могут и должны быть включены в современный социум и пользоваться его благами.

Ребенок-инвалид — это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты. Именно расстройство важнейших функций организма и порождает для многих детей многочисленные проблемы от невозможности самостоятельной социализации и до невозможности приобретения и выполнения навыков по самообслуживанию. Поэтому данная категория детей в российском законодательстве рассматривается в качестве особых объектов социального обеспечения. В Действующем российском законодательстве для данной категории лиц предусмотрены льготы и иные виды социального обеспечения.

Социальные льготы для детей-инвалидов подразделяются на следующие категории:

1) пенсионные льготы;

2) льготы по трудовому законодательству;


3) транспортные льготы;

4) льготы, связанные с воспитанием и обучением детей-инвалидов;

5) льготы по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию;

6) льготы по подоходному налогу;

7) налоговые льготы.

Можно констатировать, что система льгот, предоставляемая детям-инвалидам, достаточно обширна и касается разных сфер жизни: лечения, реабилитации, образования, транспорта и т.д. Ребенку-инвалиду обеспечиваются равные со здоровыми детьми условия обучения, начиная с дошкольных образовательных организаций и заканчивая вузом. При необходимости и по состоянию здоровья такому ребенку обеспечиваются специальные условия обучения, прохождение Государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена, очень существенной, является возможность поступления детей -инвалидов на бюджетные места образовательные учреждения высшего профессионального образования в рамках цифр льготного целевого приема. Таким образом, ребенку-инвалиду предоставляется возможность получить высшее образование.

Помимо этого, государством гарантируется и ряд других льгот, как материального характера: пособия, санаторно-курортное лечение, проезд к месту лечения и обратно, сложная ортопедическая обувь и протезно-ортопедические изделия, лекарства, инвалидные коляски, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, так и нематериального характера: психолого-педагогическая помощь, обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам и т.д.

Но при этом жизнь ребенка-инвалида и его родителей (законных представителей) нельзя назвать легкой. Заболевание лишает подрастающего человека полноценной жизни, практически у каждого ребенка-инвалида есть проблемы в вопросах социализации и включенности в жизнь общества, многие из них предпочитают жить на скромное пособие, чем работать. Да и рабочих мест для инвалидов в обществе не так много. К этим проблемам добавим то, что, несмотря на стремление государства и общества создать доступную среду для инвалидов, большинство населенных пунктов абсолютно не приспособлены для них. Зачастую, чтобы выйти на улицу, инвалиду приходится преодолевать препятствия в виде: лестниц без пандусов, порогов, высоких барьеров и ограждений. Улицы также не адаптированы для людей с ограниченными возможностями здоровья — общественный транспорт не имеет оборудования для перевозки больных людей, социальных такси очень мало, тротуары и пешеходные переходы не оборудованы звуковыми сигналами, магазины, социальные и культурные объекты, учреждения не имеют пандусов, либо пандусы сделаны неправильно. Далеко не в каждой общеобразовательной школе создана без барьерная среда. Объясняется это тем, что большинство зданий образовательных организаций построены 30-70 лет назад и абсолютно не приспособлены для людей с ограниченными возможностями, а модернизовать их практически невозможно, так как проектные возможности старых зданий очень ограничены и установить в них, например, специальные лифты, оборудовать специальные учебные классы нельзя. Все это порождает феномен: инвалид, живя в обществе, с обществом не контактирует. Поэтому все социальные льготы и гарантии, предоставляемые детям-инвалидам, помогают им жить, но не обеспечивают равных возможностей со здоровыми людьми[19].