Файл: Правовые основы социальной защиты детей-инвалидов в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 476

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Реабилитация детей-инвалидов

Реабилитация инвалидов – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Реабилитация инвалидов включает в себя:

– медицинскую реабилитацию — состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии; протезирования и ортезирования;

– профессиональную реабилитацию инвалидов - состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;

– социальную реабилитацию инвалидов - состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Социальная реабилитация представляет комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Таким образом, реабилитация – это процесс, направленный на достижение человеком максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе.

Целью реабилитации является формирование наибольшей работоспособности, самодеятельности и самостоятельности человека. Реабилитация начинается не с момента установления человеку какого-либо статуса, а с момента выявления потребности в реабилитации.

Инвалиды относятся к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которым государство для выравнивания стартовых возможностей на рынке труда обеспечивает дополнительные гарантии путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, установления квоты для приема на работу, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В соответствии с действующим российским законодательством правовой гарантией обеспечения права на труд инвалидов является квотирование.242 Согласно ст. 24 Закона о социальной защите инвалидов работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для их трудоустройства. За неисполнение этой обязанности установлена административная ответственность в ст. 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях[23] (КоАП). С февраля 2013г. эта административная ответственность была повышена. Остальные формы содействия занятости способствуют осуществлению права на труд, но не гарантируют его.


Актуальным является рассмотрение вопросов реализации права инвалида на труд при противопоказанности трудовой деятельности или недееспособности, которые могут быть вызваны инвалидностью.

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1013н, устанавливают три степени ограничения способности к трудовой деятельности. I и II степени устанавливают различный объем ограничения трудоспособности инвалида. III степень устанавливается при способности к выполнению трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможности (противопоказанности) ее осуществления в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.

В предшествующих Классификациях (1997 г. и 2005 г.) критерии для установления III степени были сформулированы более категорично. Так, согласно Классификациям и временным критериям, используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минздрава России № 30 и Постановлением Минтруда России № 1 от 29 января 1997 г.[24], III степень устанавливалась при неспособности к трудовой деятельности. Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 22 августа 2005 г. № 535[25],245 предусматривали установление III степени при неспособности к трудовой деятельности или невозможности (противопоказанности) трудовой деятельности.

Классификации 2009 г., во-первых, допускают установление III степени при неполной потере способности к трудовой деятельности. Во-вторых, в них не используется такая формулировка, как «неспособность к трудовой деятельности», а говорится только о невозможности (противопоказанности) данной деятельности. При этом так же, как и в предшествующих Классификациях, в них допускается признание полной невозможности осуществления инвалидом трудовой деятельности.

Установление III степени при признании невозможности инвалида осуществлять трудовую деятельность не умаляет права инвалида на труд. Трудовая правосубъектность всех субъектов трудового права, включая работников-инвалидов, состоит из трудовой правоспособности (признаваемой государством и трудовым законодательством способности иметь трудовые права и обязанности), трудовой дееспособности (способности по нормам трудового законодательства своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности) и трудовой деликтоспособности (способности отвечать за совершение правонарушений в сфере труда)[26]. Вопрос связи трудовой правоспособности и дееспособности остается дискуссионным в науке трудового права. Традиционно указывается на единство трудовой право- и дееспособности. Иной точки зрения придерживается Э.Н. Бондаренко, обращающая внимание на то, что трудовые правоспособность и дееспособность не представляют собой цельное правовое явление и являются самостоятельными категориями, которые имеют разные признаки, возникают на основе разных юридических фактов[27]. В свете указанной позиции логичным представляется утверждение о том, что ограничение трудоспособности лица не затрагивает его трудовую правоспособность, однако влияет на объем его трудовой дееспособности[28]. Следовательно, в связи с сохранением трудовой правоспособности инвалид сохраняет право на труд, реализовать которое своими действиями он сможет после полного или частичного восстановления трудоспособности, влекущего расширение его трудовой дееспособности.


Поскольку при противопоказанности трудовой деятельности у инвалида сохраняется право на труд, должны приниматься меры по его профессиональной реабилитации, направленные на восстановление трудоспособности, с целью создания возможности реализации указанного права. Следовательно, несмотря на установление III степени ограничения трудоспособности, индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) должна содержать мероприятия по его профессиональной реабилитации.

Не менее актуальным вопросом является реализация права на труд недееспособным лицом. В российской науке трудового права нет однозначной позиции по поводу того, может ли лицо, признанное недееспособным вследствие психического заболевания, быть в качестве работника стороной трудового договора.

Признание лица недееспособным влияет на объем его трудовой правосубъектности. Это выражается в том, что специальными федеральными законами для отдельных категорий работников (государственных служащих, судей и др.) наличие дееспособности может быть установлено в качестве дополнительного условия их участия в трудовых правоотношениях. Также справедливо отмечается, что необходимо специальное правовое регулирование труда недееспособных лиц, поскольку вследствие состояния их психического здоровья труд данных лиц может применяться в ограниченной сфере и должен протекать в особых условиях.

Сравнительно недавно теоретическая дискуссия по рассматриваемому вопросу была переведена в практическую плоскость. Верховный Суд РФ апреле 2010 г. вынес Определение, отражающее вторую точку зрения на данную проблему[29].

Для правильной оценки изложенного Определения Верховного Суда РФ, его необходимо рассматривать в контексте происходящего в настоящее время пересмотра на международном уровне отношения к институту недееспособности. В течение последних 20 лет оформились два подхода к реформе указанного института. Первый заключается в введении частичного ограничения дееспособности, мера которого зависит от степени тяжести поражения психического или умственного развития и может доходить до признания лица полностью недееспособным. Второй предусматривает фактический отказ от института недееспособности (наделение опекуна правом принимать решения за подопечного рассматривается как исключительная мера) и оказание психически больному лицу помощи в принятии самостоятельных решений.

В Российской Федерации основными формами содействия государства занятости инвалидов являются поддержка специализированных предприятий для инвалидов, квотирование рабочих мест, субсидирование создания специальных рабочих мест для инвалидов.


Инвалиды могут быть заняты как на отрытом, так и на закрытом рынке труда. Занятость на открытом рынке труда заключается в их трудоустройстве на обычном предприятии, что предполагает конкуренцию за рабочее место. Занятость на закрытом (защищенном) рынке означает работу на специализированном предприятии, созданном для инвалидов.

Специализированные предприятия предназначаются для работы определенных категорий инвалидов (глухих, слепых, с нарушениями умственного развития или опорно-двигательного аппарата и некоторых других), которым необходимо создание особых условий труда. Возможность создания специализированных предприятий для инвалидов, которые не имеют реальной возможности получить работу на неспециализированных предприятиях, предусмотрена п. 7 Правила 7 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов и пп. b) п. 11 Рекомендации МОТ № 168. Вместе с тем, как указывает Верховный комиссар ООН по правам человека, право инвалида на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбрал или на который он свободно согласился, не реализуется, если единственной реальной возможностью для инвалида является работа на специализированном предприятии.299

Особая роль специализированных предприятий заключается в том, что они позволяют подготовить инвалида к трудоустройству на открытом рынке труда. В современных российских условиях специализированные предприятия имеют как недостатки, так и преимущества.

Большинство специализированных предприятий в настоящее время неэффективны. Затраты на создание специальных рабочих мест и осуществление реабилитационных мероприятий делают их низкорентабельными и неспособными существовать в условиях жесткой конкуренции без государственной поддержки (прямых дотаций, обеспечения рынка сбыта, значительных налоговых и иных льгот). Показателем экономической зависимости специализированных предприятий от государства стало уменьшение их количества в связи с сокращением в 1990–2000 гг. предоставляемых государством льгот.

К преимуществам специализированных предприятий можно отнести то, что в большинстве случаев они дают инвалиду со средней тяжестью нарушений единственную реальную возможность получить оплачиваемую работу. Надо также принимать во внимание то, что на этих предприятиях может быть организован труд инвалидов, имеющих такие тяжелые функциональные нарушения, при которых организация их труда на обычных предприятиях невозможна даже при создании специальных условий.


Завершая рассмотрение особенностей социального обеспечения и реабилитации инвалидов в РФ, необходимо отметить, что возникновение права инвалидов на пенсионное обеспечение, являющееся неотъемлемым элементом их права на социальное обеспечение, связано исключительно с установлением инвалидности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая рассмотрение социальной защиты инвалидов, необходимо сделать следующие выводы:

1. В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов.

2. Нормативная правовая база в Российской Федерации в сфере социальной защиты детей-инвалидов постоянно развивается и трансформируется. Вместе с тем в современном российском обществе существует объективная потребность в совершенствовании правового регулирования социальной защиты инвалидов. Решение указанных вопросов в законодательстве позволило бы создать более благоприятные условия для жизни инвалидов, способствовало бы более широкому их вовлечению в трудовую деятельность, создало бы дополнительные правовые возможности и для повышения эффективности правового надзора в этой сфере.

4. Согласно международным стандартам социальное обслуживание инвалидов должно быть направлено на то, чтобы максимально возможно продлить проживание инвалидов в привычных домашних условиях и социальном окружении. Отечественные исследования показывают, что помещение человека в стационарное учреждение социального обслуживания во многих случаях влечет причинение ему психического и физического страдания. Поэтому необходимо создание правовой основы для сокращения стационарного социального обслуживания инвалидов и замены его качественным нестационарным социальным обслуживанием.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998.
  2. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г. // Международные акты о правах человека: Сб. док. – М., 1998.
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. N 31. ст. 4398.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). ст. 1.
  5. Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 49 (часть VI). ст. 6928.
  6. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. ст. 4563.
  7. Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 49 (часть VI). ст. 6928.
  8. Указ Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 (ред. от 01.07.2014) "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 14. ст. 1098.
  9. Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 14. Ст. 1097.
  10. Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2014 № 2136-р «О внесении изменения в перечень государственных программ Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 44. ст. 6111