Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Эмпирическое исследование гендерных различий в проявлениях профессионального стресса).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты проблемы гендерных различий в проявлениях профессионального стресса
1.1. Феномен профессионального стресса в отечественной и зарубежной научной литературе
1.2 Особенности профессионального стресса у медицинских работников
1.3 Профессиональный стресс: гендерный аспект
2 Эмпирическое исследование гендерных различий в проявлениях профессионального стресса
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
3. Рекомендации психологу по профилактике профессионального стресса у медицинских работников
– устранять причины, ведущие к перегруженности или недогруженности работой;
– оказывать социальную поддержку;
– оказывать психологическую помощь в организации;
– разрабатывать и реализовывать программы сохранения психологического здоровья сотрудников;
– разрабатывать и реализовывать программы преодоления профессионального стресса;
– научить сотрудников использовать разные упражнения, направленные на оптимизацию уровня профессионального стресса, обучать сотрудников методам и приемам саморегуляции.
Программа профилактики профессионального стресса у медицинских работников должна включать в себя три базовых компонента:
1) минимизация воздействия объективных стресс-факторов профессиональной среды;
2) видоизменение негативного субъективного образа профессиональной ситуации за счет повышенного разнообразия, сложности трудовых задач и. автономии исполнения;
3) снятие эффектов острого стресса (эмоциональная и когнитивная напряженность, общее снижение самочувствия) и профилактика формирования устойчивых форм личностно-поведенческих деформаций.
Для реализации программы профилактики профессионального стресса должен использоваться целый комплекс мероприятий, включающий в себя проведение семинаров, тренингов, элементы курсов поддержания здорового образа жизни, обучение базовым приемам психологической саморегуляции состояний.
Профилактика коммуникативного профессионального стресса в медицинском коллективе осуществляется посредством повышения групповой сплоченности. Для этого в коллективе медицинского учреждения рекомендуется направить усилия на реализацию следующих задач:
- формировать целенаправленность, предполагающую готовность организации к достижению целей и задача совместного взаимодействия. Цель совместной деятельности отражает потребности, интересы, ценностные ориентации членов сотрудников коллектива, их представления о будущих результатах, что обусловливает выбор ими средств и способов взаимодействия;
- формировать мотивированность, основанную на причинах трудовой и коммуникативной активности членов коллектива. В ситуациях социального взаимодействия у сотрудников необходимо формировать осознание потребности достижения целей коллектива совместно с другими членами; способствовать выбору ими целей и способов совместной деятельности, которые будут согласованными между всеми сотрудниками коллектива, а также оптимальными для удовлетворения их потребностей;
- оптимизировать эмоциональность коллектива, которая проявляется в эмоциональном отношении сотрудников к взаимодействию, в специфике эмоциональных, неформальных отношений в организации;
- включить членов коллектива в совместную деятельность на эмоционально-положительной основе;
- активизировать внутренние резервы трудовой активности, мобилизовать волевой потенциал коллектива;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональный стресс представляет собой интегративный феномен, который объединяет в себе физиологические и психологические реакции работника, вызванные рядом негативных факторов. В отечественной психологической науке профессиональный стресс определяется как напряженное состояние специалиста, которое возникает у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, и связано с выполняемой профессиональной деятельностью. В зарубежной психологии профессиональный стресс рассматривается в качестве процесса, при котором проявляются негативные черты в поведении профессионала, как ответная реакция на стрессовый характер рабочей среды.
Основными причинами профессионального стресса у медработников являются: специфика профессиональной деятельности, условия труда и личностные особенности медработника. Высоким уровнем профессионального стресса характеризуются медицинские работники, пребывая в поле негативных эмоций, повышенной ответственности, эмоциональной напряженности. Профессиональный стресс у медицинских работников проявляется в стойких проявлениях хронического стресса, ухудшении общего самочувствия, недостаточной автономии при исполнении трудовых задач.
Существуют гендерные различия в проявлениях профессионального стресса – в ряде исследований не выявлено достоверных различий между мужчинами и женщинами в степени выраженности профессионального стресса, но проявления профессионального стресса более выражены у женщин, чем у мужчин. Специфика проявлений профессионального стресса зависит от таких факторов как стадия внедрения организационных изменений, индивидуально-психологические особенности, демографические характеристики. Независимо от пола склонность к профессиональному стрессу связана с такими характеристиками как напряженность и тревожность.
В результате исследования были выявлены гендерные различия в проявлениях профессионального стресса у медицинских работников. Существуют гендерные различия в уровне стресса – у мужчин наблюдается средний уровень профессионального стресса, у женщин выявлен высокий уровень профессионального стресса. Женщины пребывают в напряженном состоянии, возникающим у них при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью; у мужчин эти проявления выражены на среднем уровне. Выявлены гендерные различия в уровне проявления невротизации – у мужчин наблюдается пониженный уровень невротизации, у женщин – повышенный уровень невротизации. Женщины, в отличие от мужчин, имеют высокий уровень эмоциональной возбудимости, продуцирующей разные негативные переживания и легкую фрустрируемость различными обстоятельствами, большинство мужчин пониженный уровень невротизации. Существуют гендерные различия в уровне проявления депрессии – у мужчин наблюдается средний уровень депрессии, у женщин – повышенный уровень депрессии. Женщины пребывают в субдепрессивном состоянии, маскированной депрессии; а у мужчин легкая депрессия обычно ситуативного или невротического генеза. Гипотеза исследования о том, что уровень профессионального стресса выше у женщин, чем у мужчин, нашла свое подтверждение.
Важнейшей задачей в сохранении психологического здоровья специалистов выступает профилактика проявлений и преодоление негативных последствий профессионального стрессов. На основании результатов исследования нами разработаны рекомендации по профилактике профессионального стресса у медицинских работников.
Результаты исследования могут быть использованы практическим психологом в работе с медицинскими работниками по профилактике, диагностике и преодолении профессионального стресса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абрамова Н.А. Профессиональная компетентность медицинского работника // Медсестра. – 2008. – № 2. – С. 84-90.
- Багрий М.А. Особенности развития профессионального стресса у врачей разных специализаций: автореф. дис. … канд. психол. наукй. – Москва, 2009. – 19 с.
- Березенцева Е.А. Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания / Е.А. Березенцева // Управление образованием: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 162-170.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 225 с.
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление». – М.: Пер се, 2006. – 280 с.
- Бэклер Ф. Информационные технологии и организации: уроки 80-х и перспективы на 90-е годы // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития / Под ред. О.Н. Чернышевой. – М., 1995. – 464 с.
- Винокур В.Л. Профессиональный стресс у медицинских работников // Вестник МАПО. – 2002. – № 2. – С. 4.
- Водопьянова,Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2013. – 338 с.
- Гольменко А.Д., Хаптанова А.В. Психопрофилактическая помощь медицинским работникам в условиях профессиональной деятельности // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. – 2015. – № 5. – С. 200-204.
- Григорьева И.В. Особенности проявления профессионального стресса мужчин и женщин, занимающих руководящие и линейные позиции // Научные ведомости Белгородскго гос. ун-та. – 2016. – № 28. – С. 171-174.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002. – 496 с.
- Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001. – 412 с.
- Доскин В.А. Врачебные ошибки и конфликтные ситуации в клинической практике // Клиническая медицина. – 2014. – № 2. – С. 57-62.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психология. – СПб. Питер, 2008. – 310 с.
- Картрайт С., Купер К.Л. Стресс на рабочем месте / пер. с англ. – М.: Владос, 2004. – 236 с.
- Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология / Под ред. А.Б. Леоновой и О.Н. Чернышевой. – М.: Радикс, 1995. – С. 187-192.
- Кленова И.А. Индивидуально-психологические особенности склонности к стрессу мужчин и женщин // Известия Саратовского университета. – 2016. – Вып. 3. – С. 246-249.
- Кожевникова О.А. Профессиональный стресс: причины возникновения, возможности профилактики и коррекции / О.А. Кожевникова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 7 (19). – С. 273-276.
- Кощеева Н.А. Психологические характеристики медицинских сестер в условиях профессионального стресса: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2010. – 21 с.
- Куликов Л.В., Михайлова О.А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний / под ред. А.О. Прохорова. – Казань, 2001. – С. 59-64.
- Купер К.Л., Маршал Дж. Источники стресса «белых воротничков» // Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. – М., 1995. – С. 52-63.
- Кухтова Н.В. Просоциальное поведение медицинских работников // Ученые записки ВГУ им. П.М. Машерова. – 2009. – Т. 8. – С. 194-202.
- Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Московского университета. – 2000. – № 3. – С. 4-21.
- Льюис, Д. Стресс – менеджер / Пер. с англ. – М.: Реф-Бук, 2001. – 234 с.
- Макаренко, О.В. Психология профессионального развития личности. Профессиональный стресс. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. – 70 с.
- Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия (справочник практического психолога). – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
- Митупов М.Б., Беляева Л.Н. Профессиональное общение медицинских работников // Acta Biomedica Scientifica. – 2010. – № 1. – С. 90-95.
- Мотовилина И.А. Профессиональный стресс в условиях организационных изменений: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2003. – 19 с.
- Мурашова Л.А. Профессиональное общение медицинского персонала как фактор удовлетворенности трудом и социально-психологического климата в коллективе: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2012. – 19 с.
- Найденов С.В. Профессиональный стресс: специфика возникновения и его психолого-экономические последствия // Современные инновации. – 2015. – № 2. – С. 97-100.
- Попова Е.Г. Конфликты в лечебно-профилактических учреждениях: причины, условия, социальные последствия: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Волгоград, 2005. – 20 с.
- Прусова В.Н. Психология труда. – М.: Эксмо, 2008. – 30 с.
- Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост. Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 496 с.
- Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2004. – 350 с.
- Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. – 565 с.
- Рыбина О.В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2005. – 19 с.
- Самоукина Н.В. Карьера без стресса. – СПб.: Питер, 2004. – 421 с.
- Сандомирский М.Е. Защита от стресса. – М.: Академия, 2001. – 144 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. – М.: Академия, 1993. – 422 с.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сводные таблицы результатов исследования
Таблица 1 – Сводная таблица результатов по методике «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана)
№ п/п |
Пол |
Всего баллов |
Уровень |
1 |
М |
36 |
Средний |
2 |
М |
65 |
Высокий |
3 |
М |
68 |
Высокий |
4 |
М |
37 |
Средний |
5 |
М |
40 |
Средний |
6 |
М |
62 |
Высокий |
7 |
М |
36 |
Средний |
8 |
М |
61 |
Высокий |
9 |
М |
33 |
Средний |
10 |
М |
19 |
Низкий |
11 |
М |
69 |
Высокий |
12 |
М |
20 |
Низкий |
13 |
М |
22 |
Низкий |
14 |
М |
24 |
Низкий |
15 |
М |
48 |
Средний |
16 |
Ж |
20 |
Низкий |
17 |
Ж |
66 |
Высокий |
18 |
Ж |
67 |
Высокий |
19 |
Ж |
71 |
Высокий |
20 |
Ж |
68 |
Высокий |
21 |
Ж |
39 |
Средний |
22 |
Ж |
42 |
Средний |
23 |
Ж |
70 |
Высокий |
24 |
Ж |
45 |
Средний |
25 |
Ж |
48 |
Средний |
26 |
Ж |
72 |
Высокий |
27 |
Ж |
68 |
Высокий |
28 |
Ж |
22 |
Низкий |
29 |
Ж |
44 |
Средний |
30 |
Ж |
67 |
Высокий |
Таблица 2 – Сводная таблица результатов по методике «Шкала для психологической экспресс-диагностики уровня невротизации» Ф.Б. Березина и М.П. Мирошникова
№ п/п |
Пол |
Всего баллов |
Уровень |
1 |
М |
-56 |
Высокий |
2 |
М |
-61 |
Высокий |
3 |
М |
-26 |
Повышенный |
4 |
М |
5 |
Неопределенный |
5 |
М |
15 |
Пониженный |
6 |
М |
-29 |
Повышенный |
7 |
М |
17 |
Пониженный |
8 |
М |
-28 |
Повышенный |
9 |
М |
11 |
Пониженный |
10 |
М |
16 |
Пониженный |
11 |
М |
15 |
Пониженный |
12 |
М |
16 |
Пониженный |
13 |
М |
46 |
Низкий |
14 |
М |
48 |
Низкий |
15 |
М |
44 |
Низкий |
16 |
Ж |
-33 |
Повышенный |
17 |
Ж |
-36 |
Повышенный |
18 |
Ж |
-33 |
Повышенный |
19 |
Ж |
-73 |
Высокий |
20 |
Ж |
-73 |
Высокий |
21 |
Ж |
-68 |
Высокий |
22 |
Ж |
2 |
Неопределенный |
23 |
Ж |
15 |
Пониженный |
24 |
Ж |
-32 |
Повышенный |
25 |
Ж |
-25 |
Повышенный |
26 |
Ж |
-27 |
Повышенный |
27 |
Ж |
-72 |
Высокий |
28 |
Ж |
15 |
Пониженный |
29 |
Ж |
-73 |
Высокий |
30 |
Ж |
12 |
Пониженный |