Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере АО «Связной Логистика»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что от состава ассортимента напрямую зависит рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент отрицательно сказывается на эффективности торговли. Неверная оценка качества товара, незнание определенных свойств продукции, ее характеристик, а также ошибки при выборе товара могут привести к большим потерям и убыткам, не только для предпринимателей, но и для обычных покупателей. В целях предотвращения подобных ситуаций, необходимо иметь базовые знания о товароведении различных товарных групп. Успех любого коммерческого предприятия напрямую зависит от правильно разработанной и последовательно реализуемой товарной политики.

Объектом исследования является структура торгового ассортимента.

Предметом исследования является структура торгового ассортимента АО «Связной Логистика».

Цель исследования на основе анализа организационно – экономических показателей деятельности организации определить структуру торгового ассортимента АО «Связной Логистика» и разработать направления ее совершенствования.

В результате поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить понятие и сущность ассортиментной политики организации;

- рассмотреть процесс формирования и оценки эффективности ассортиментной политики организации;

- изучить организационно - экономическую характеристику АО «Связной Логистика»;

- проанализировать эффективность ассортиментной политики АО «Связной Логистика»;

- разработать основные направления совершенствования ассортиментной политики АО «Связной Логистика»;

- оценить эффективность предложенных методов по совершенствованию ассортиментной политики.

Теоретико-методологической основой исследования рассматриваются в работах зарубежных и отечественных авторов: Котлер Ф., Келлер К.Л., Бузукова Е. А., Овчинникова Н. Н., Сысоева С. В., Голубева Г.Ф., которые рассматривают теоретические аспекты структуру торгового ассортимента.

Методы научных исследований, использованные при выполнении курсовой работы: анализ и синтез, сравнение.


Глава 1 Теоретические аспекты структуры ассортиментной политики

1.1 Понятие и сущность ассортиментной политики

Ассортимент товаров – это набор товаров, объединенных по какому–либо одному или совокупности признаков, предназначенный для продажи населению. [5]

Управление торговым ассортиментом предприятия – это важный момент в деятельности организации, ведь именно ассортимент определяет эффективность деятельности, он влияет на количество продаж и товарооборот, что приводит к получению прибыли компанией.

Ассортиментная политика имеет своей целью продажу товаров и увеличение товарооборота. Для выполнения этих целей торговому предприятию следует опережать своих конкурентов, укрепляя рыночную позицию путем постоянного совершенствования товарного ассортимента. [18]

Основные задачи ассортиментной политики, как правило, заключаются в:

− удовлетворении запросов потребителей;

− эффективном использовании знаний и опыта фирмы;

− получении оптимальных финансовых результатов;

− расширении области производства товаров и услуг.

Хорошо продуманная ассортиментная политика позволяет оптимизировать процесс совершенствования, управления и формирования ассортимента товаров, благодаря чему торговое предприятие будет удовлетворять потребности населения и своевременно получать прибыль. [1]

Ассортиментная политика торгового предприятия определяется тремя основными аспектами, представленными на рисунке 1. [14]

Рисунок 1 – Аспекты, определяющие ассортиментную политику предприятия торговли

Если формирование ассортимента розничного магазина происходит стихийно, закупается большое количество разнообразной продукции без понимания спроса на нее, без учета индивидуальных особенностей торговой точки, предпочтений ее посетителей, итогом может стать замораживание части оборотных средств в невостребованных товарах. [17]

Чтобы предотвратить неконтролируемое разрастание товарной номенклатуры, рекомендуется построить в программе для учета товаров ассортиментную матрицу магазина. Она представляет собой каталог продукции в табличном виде, в котором товары систематизированы по их характеристикам. [22] Сформированная ассортиментная матрица магазина позволяет проводить оперативный ABC-анализ, выявляя наиболее ходовые и прибыльные группы товаров. В результате появляется возможность составить функциональную структуру продукции и максимизировать рентабельность оборотных средств. [8]


Формировать ассортиментную матрицу нужно еще до открытия магазина. Правильная матрица позволит избежать серьезных финансовых издержек и сделает выход на точку безубыточности максимально быстрой. Для этого следует пройти ряд последовательных этапов, приведенных на рисунке 2. [20]

Рисунок 2 – Этапы формирования ассортиментной матрицы

При формировании ассортиментной матрицы предприниматели должны учитывать три важных фактора: ориентированность на потребности клиента, локальную специфику магазина и логистические особенности поставок продукции. Только при учете этих нюансов можно подобрать оптимальный набор товаров для успешных продаж. Максимальный эффект от вложения средств может быть получен при условии сбалансированности ассортиментной матрицы магазина по категориям товаров. [2]

Товарным ассортиментом называют всю совокупность товарного ряда изделий, которые производятся и реализуются производственными предприятиями или розничными торговыми сетями. [13]

Товарный ассортимент охватывает продовольственную и непродовольственную группы товаров. В его состав входит номенклатура товарных позиций множества производственных предприятий.

Товарный ассортимент обладает такими характеристиками, как:

− широта – количество ассортиментных групп; [3]

− глубина – количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе; [4]

− насыщенность – количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах;

− гармоничность – степень близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких–то иных показателей.

Широкий и полный ассортимент служит индикатором хорошо продуманной и грамотно проведенной ассортиментной политики. [7] Глубокий ассортимент удовлетворяет потребности разных покупательских сегментов, позволяет расширить диапазон цен и стимулировать сбыт. Стабильность розничной торговли обусловлена рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента. Рост товароооборота, ускорение реализации товаров напрямую зависят от состава и обновляемости ассортимента. [6]

Таким образом, от ассортиментной политики предприятия зависят многие аспекты его деятельности. Часто составление ассортимента базируется на поверхностном анализе рынка и мнении нескольких человек. Крупные компании в этом отношении имеют существенное преимущество, они вкладывают большие деньги в маркетинговые исследования, выявляют потребности, которые еще не удовлетворены конкурентами, и занимают лидирующие позиции в новых сегментах рынка.


1.2.Формирование и оценка эффективности ассортиментной политики организации

В условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции коммерческие организации вынуждены исследовать и применять в практике новые комплексные методы совершенствования внутрифирменного управления в целях повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. [10] В качестве основных инструментов и методов выбираются способы максимального удовлетворения потребительского спроса, обеспечивающих предприятию стабильное производство и сбыт продукции с учетом длительного существования на рынке. [11] Кроме того, в рамках отдельной организации, как правило, возникает вопрос возможности и целесообразности использования тех или иных инструментов и методов взаимодействия с реальными и потенциальными потребителями.

Имитационное моделирование нашло широкое применение в области проведения анализа финансового состояния и результатов ассортиментной политики хозяйствующих субъектов. Основой имитационного моделирования является процесс формирования моделей, позволяющих имитировать поведение системы во времени с заданными характеристиками. [4]

На первом этапе необходимо определиться с главными критериями включения товаров в состав закупаемых. В качестве ключевых критериев отбора нами были выбраны следующие: величина маржинального дохода – показатель, характеризующий разницу между ценой продажи и переменными затратами; стабильность продаж – показатель, отражающий ритмичность, равномерность и бесперебойность продаж; период оборачиваемости запасов – индикатор, показывающий в течение какого периода времени затраты на закупку товаров будут превращены в выручку. [25]

Для оценки существующих товарных позиций по первым двум критериям проводится ABC- XYZ- анализ.

ABC-анализ – это метод, который позволяет проводить классификацию товарных позиций по степени их вклада в совокупный доход предприятия. Исходной базой для анализа традиционно выступают исторические данные. Расчет индикаторов производится при помощи инструментов методики VAR. [12]

На основании исходных данных нами рассчитываются следующие показатели: выручка, доля в выручке, совокупный маржинальный доход. В качестве ключевого критерия, согласно которому проводится анализ, как правило, берется совокупный маржинальный доход, наиболее полно и точно отражающий влияние каждого товара на формирование финансовых результатов хозяйствующего субъекта. Таким образом, все товаров необходимо проранжировать по совокупному маржинальному доходу. [9] Далее на основании рассчитанного показателя накопленной доли совокупного маржинального дохода каждому товару присваивается A, B или C группа. Товары, вошедшие в группу А, отличаются высокой степенью маржинальности, для товаров из групп В и С характерны соответственно средняя и низкая степень совокупной маржинальности.


Следующим направлением экономической диагностики стал XYZанализ. Информационной базой для осуществления оценки волатильности потребления товаров стали данные об их продажах в натуральном измерении за предыдущие периоды. На основании исходных данных были рассчитаны показатели суммарного и среднего значения, коэффициента вариации. Расчет коэффициента вариации проводился по следующей формуле: [13]

где: σ – среднее квадратическое (стандартное) отклонение по продажам,

x – среднее значение продаж.

С целью проведения комплексного анализа ассортиментной политики организации предлагается включение третьего критерия отбора MN, характеризующего период оборачиваемости запасов, аналитиками же могут быть добавлены иные критерии отбора включения товаров в состав закупаемых. [16] По каждой товарной позиции необходимо рассчитать сроки, в течение которых затраты, осуществляемые на закупку товаров, будут возмещены из выручки. Использование данного критерия является правомерным, поскольку сравнение срока оборачиваемости товаров с длиной источника их финансирования позволит с уверенностью сказать, сможет ли проданный товар вовремя окупить стоимость привлеченных средств. [24]

Таким образом, по результатам проведения данного анализа в трех указанных направлениях предоставляется возможность сформировать трехмерную матрицу ABC-XYZ-MN. В построенной матрице строки с буквенными обозначениями представляют собой трехмерные группы, под каждой из которых перечислены товары с качествами, характерными для конкретной группы, отсутствие записей означает, что в группу данной категории не вошел ни один из анализируемых товаров. Товары, попавшие в группы AXM, BXM, AYM, находящиеся в левом верхнем углу матрицы, для компании представляют особую ценность, поскольку отличаются высокой степенью маржинальности, регулярностью спроса со стороны потребителей и превышением сроков привлечения источников финансирования над периодом оборачиваемости товаров. [23]

Построение трехмерной матрицы является заключительным действием первого блока работы, на следующем этапе подготовительных процедур необходимо определиться со структурой имитационной модели. [21]

Консервативный подход предъявляет более жесткие требования к финансированию товаров. Заемный капитал привлекается только на закупку товаров с постоянным и периодическим спросом за исключением тех, которые имеют низкое значение оборачиваемости и рентабельности затрат. При использовании консервативного подхода предполагается отказ от ранее упомянутых товаров.