Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере АО «Связной Логистика»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 4 - Ассортиментный перечень товаров и услуг АО «Связной Логистика»

Исходя из рисунка 4, мы видим, что мобильные телефоны занимают основную долю ассортимента товаров и услуг, представленных АО «Связной Логистика». Следовательно, предприятие получает основную прибыль от реализации мобильных телефонов различных фирм производителей. «Связной» реализует продукцию разной ценовой категории. На рисунке 5 представим номенклатуру продаваемых телефонов.

Рисунок 5 – Доля продаваемых телефонов.

Проанализировав марки наиболее продаваемых телефонов, необходимо отметь, что наибольшую долю в продаже телефонов занимают телефоны марки Honor – 20%, ZTE -18%, Meizi – 15%, Prestigio – 14%.

На рисунке 6 рассмотрим доли ценовых сегментов в продажах мобильных телефонов АО «Связной Логистика».

Рисунок 6- Доли ценовых сегментов в продаже мобильных телефонов АО «Связной Логистика»

Проанализировав рисунок 6, можно говорить о том, что наибольшей популярностью пользуются телефоны от 10 000 рублей до 20000 рублей. На втором месте по продаваемости телефоны ценовой категории от 5000 рублей до 10000 рублей. Удельный вес телефонов ценового сегмента от 30000 рублей до 40000 рублей составляет 6,4%.

Оценка ассортиментной политики магазина «Связной» на соответствие запросам потребителей представлена в таблице 3.

Таблица 3

Торгово-ассортиментная политика магазина «Связной»

Наименование

Оценка ассортимента

Телефоны, смартфоны, связь

Для потребителей представлен большой выбор продукции в самых разных ценовых категориях.

Ноутбуки, компьютеры

Низкий ассортимент. Отсутствует выбор. Не соответствует запросам потребителей.

Планшеты

Ассортимент практически соответствует запросам потребителей, представлен широко распространёнными марками высокого качества.

Видео и техника для дома

Ассортимент низкий. Не соответствует запросам покупателей.

Наушники и аудио

Широкий выбор. Соответствует запросам покупателей

Гаджеты, игры

Соответствие запросам потребителей среднее. Представлен широкий ассортимент.

Фото и видеокамеры

Ассортимент широкий. Соответствует запросам потребителей

Аксессуары

Соответствие потребительским запросам среднее. Представлен очень широкий ассортимент различных аксессуаров разной ценовой категории.

Связной тревел

Широкий спектр услуг, соответствует запросам потребителей.


На основании проведенного анализа товарно – ассортиментной политики организации, необходимо отметить, что в магазине представлен широкий спектр товаров, который соответствует требованиям потребителей. Также следует отметить, что организации следует расширить ассортимент компьютеров, ноутбуков и техники для дома, что будет способствовать росту прибыли.

Требует отдельного рассмотрения дополнительных услуг. «Связной» предлагает широкий спектр дополнительных услуг. Совершая покупку, можно заодно сэкономить время, оформив страховку или произвести платеж ЖКХ, продажа лотерейных билетов. Дополнительные услуги включают в себя:

- Быстрая настройка гаджетов;

- Ремонт товара;

- Страхование: в «Связном» можно приобрести не только самые современные гаджеты, но и различные страховые продукты («Сертификат сервисного обслуживания». 

«Сертификат сервисного обслуживания» – так называется услуга, которая продлевает официальную гарантию на товар на 1, 2 или 3 года дополнительно. Эта услуга доступна покупателям гаджетов с любым сроком гарантии производителя. Дополнительно к стандартным условиям гарантии «Сертификат» включает в себя покрытие ущерба от воздействия электротока. К тому же, даже когда гарантия производителя заканчивается, «Сертификат» продолжает покрывать и ущерб от заводского брака.

«Защита покупки». В случае кражи мобильного телефона возмещается его стоимость (стоимость покупки минус износ за время эксплуатации), а при поломке девайса компенсируется стоимость его ремонта.

«Комплексная защита». Эта услуга объединяет в себе две вышеописанные – «Защита Покупки» и «Сертификат Сервисного Обслуживания». Предлагается защита от большинства рисков, связанных с эксплуатацией и использованием мобильной и домашней техники в первые 12 месяцев с момента вступления полиса в силу плюс дополнительные 12 месяцев гарантии от заводского брака. Последнее условие распространяется на новые мобильные телефоны, смартфоны, коммуникаторы (GSM), iPhone, iPad, моноблоки, ноутбуки, нетбуки, планшетные ПК, аудио- и видеотехника, фото- и видеокамеры, фитнес-трекеры, SMARTWATCH, смарт-браслеты, спортивные часы, GPS-навигаторы, видеорегистраторы, радар-детекторы, электронные книги.

«Антивор». Услуга «Антивор» позволяет вернуть телефон или планшет при краже или утере и защищает личную информацию, хранящуюся на устройстве.

«Страхование от критических заболеваний». В «Связном» можно быстро подключиться к программе страхования «Живи!», которая обеспечивает финансовую защиту в жизненных ситуациях, связанных со смертельно опасными заболеваниями.


Анализ широты ассортимента оценим по наличию телефон, так как они составляют наибольший удельный вес в структуре продаж магазина, также произведем анализ широты ассортимента дополнительных услуг.

 В «Связном» можно отметить достаточно широкий ассортимент предоставляемых услуг и широкий ассортимент товаров.

Организация предлагает 44 дополнительные услуги и 58 моделей телефонов.

Широта ассортимента - количество видов разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп:

где Кш - коэффициент широты;

Шб - базовый показатель широты (среднее арифметическое анализируемых предприятий конкурентов)

Шд - действительный показатель широты ассортимент показателя.

Определим коэффициенты широты ассортимента дополнительных услуг «Связной»

Определим коэффициенты широты ассортимента телефонов «Связной»

Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивости (Ку) – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.

По дополнительным услугам:

По видам телефонов:

Коэффициент устойчивости дополнительных услуг составил 65,9%, при оптимальном значении 84,6%, что является неплохим результатом, но предприятию необходимо стремиться к более высокой устойчивости (стабильности) ассортимента своего товара.

Коэффициент устойчивости марок телефона составил 70,7%, при оптимальном значении 14,9%, что является высоким результатом.

Новизна характеризуется действительным обновлением-количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количественных товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Можно рассчитать коэффициент новизны «Связной» путем наблюдения. Ассортимент дополнительных услуг и марок телефонов обновляется в соответствие с запросами покупателей. Следует заметить такую тенденцию, что на:

  1. 29.12.2017 - Кн=12/46*100%=26,1% было поставлено 12 новинок,
  2. 13.01.2018 - Кн=9/46*100%=19,5% 9 новинок, т.к. спрос был ниже.

В «Связной» можно найти широкий ассортимент дополнительных услуг и телефонов. Но даже в этом хаосе ассортимента есть свои лидеры потребительских предпочтений.


Для того чтобы оценить эффективность формирования ассортимента в «Связной» необходимо воспользоваться матрицей БКГ, которая позволит выявить какие товары пользуются наибольшим спросом.

1 – Телефоны, смартфоны, связь

2 – Ноутбуки, компьютеры

3 – Планшеты

4 – Видео и техника для дома

5 – Наушники и аудио

6 – Гаджеты, игры

7 – Фото и видеокамеры

8 – Аксессуары

9 – Связной тревел

Таблица 4

Исходные данные для построения матрицы БКГ

Номер

Доля рынка

Темп роста рынка, %

1

1,9

15

2

0,8

8

3

0,3

13

4

1,1

7

5

1,2

5

6

0,8

16

7

0,6

3

8

1,7

16

9

1,2

11

Для наглядности полученных данных составим матрицу БКГ (рисунок 7).

Доля рынка высокая низкая

Темп

роста

высокий10%

низкий

Рисунок 7 - Матрица БКГ АО «Связной»

«Звезда» занимает ведущее положение на рынке. К звездам можно отнести такие товары как: телефоны и планшеты. Данные категории товаров относятся к данной группе, потому что пользуются большим спросом, имеют высокую долю прибыли в общем объеме продаж, следовательно, для поддержания доли на рынке требуется снижение цен, реклама. Если этого не произойдет, то данные товары из звезды превратятся в дойную корову.

«Дойная корова» занимает лидирующее положение и имеет преданных приверженцев из числа потребителей, которых сложно переманить. К дойным коровам нужно отнести такие категории товаров как, Связной тревел, гаджеты и игры. Данные товары отличаются стабильным спросом и имеют потенциал к росту продаж, имеют высокое качество, поэтому есть приверженцы из числа потребителей. Маркетинговая стратегия АО «Связной» должна ориентироваться на напоминающую рекламу, периодические ценовые скидки, предложение новых вариантов товаров и стимулирование сбыта.

«Трудный ребенок» незначительно действуют на рынок (малая доля рынка). Поддержка со стороны потребителей незначительна, отличительные преимущества неясны, ведущее положение на рынке занимают товары конкурентов. К темным лошадкам нужно отнести: фото и видеокамеры и аксессуары. Данные категории товаров занимают незначительную долю продаж в общем объеме. По данным категориям товаров ведущее положение занимают товары конкурентов. И для того, чтобы увеличить их долю на рынке требуются значительные ресурсы.


«Собака». Несмотря на длительное существование на рынке отстает от конкурентов по объему сбыта и имеет ограниченный объем сбыта. К товарам, расположенным в данной позиции можно отнести: техника для дома и компьютеры и ноутбуки. Т.е. данные товары и услуги не пользуются спросом у населения, не имеют перспективы развития, поэтому маркетинговая стратегия нацелена либо на выход на специализированные рынки, либо уход с рынка.

Следующим элементом товарной политики предприятия является анализ жизненного цикла продукта. Эта модель отражает реакцию рынка на товар во времени с точки зрения изменений моды, вкусов, стиля, технического прогресса, психологического старения. Концепция жизненного цикла позволяет маркетологам вовремя увидеть изменение потребностей потребителя и скорректировать комплекс маркетинга, а также проанализировать товарный ассортимент и сбалансировать портфель фирмы.

1 – Телефоны, смартфоны, связь

2 – Ноутбуки, компьютеры

3 – Планшеты

4 – Видео и техника для дома

5 – Наушники и аудио

6 – Гаджеты, игры

7 – Фото и видеокамеры

8 – Аксессуары

9 – Связной тревел

Объем продаж и прибыль

Объем

Прибыль

Время

3

4

1

2

Рисунок 8 - Этапы жизненного цикла

1. Этап выведения товара на рынок. Медленный рост сбыта на этом этапе объясняется следующими причинами: техническими проблемами, связанными с освоением новых технологий и оборудования; медленным расширением производственных мощностей; неготовностью посредников сбывать товар; нежеланием потребителей отказываться от привычных товаров; отсутствием соответствующих доходов потребителей, если новинка дорогая. К такому виду товара относится техника для дома и компьютеры и ноутбуки.

2. Этап роста. Сбыт увеличивается, подключается раннее большинство потребителей, растёт число конкурентов, цены немного снижаются. Затраты на стимулирование сбыта, как правило, увеличиваются, чтобы противодействовать конкурентам. Прибыль растёт, так как издержки на стимулирование сбыта приходятся на больший объём продаж и одновременно сокращаются издержки производства. Предприятию желательно максимально продлить период роста. Для этого можно использовать следующие стратегические подходы: повысить качество товаров и расширить ассортимент; освоить новые сегменты рынка; использовать новые каналы сбыта; переориентировать рекламу с информации о товаре на стимулирование приобретения; вовремя снизить цены, чтобы привлечь дополнительных потребителей. К такому товару относится – Связной тревел.