Файл: Разработка направлений повышения эффективности кадровой политики на современном предприятии.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
Многие компании проводят профессиональные тестирования, которые позволяют снизить аварийность по вине персонала, отсеять «непригодных» в процессе обучения, снизить затраты на подготовку специалистов и повысить надежность систем управления. Такой профотбор позволяет регулировать кадровый состав организации, отбирать специалистов необходимой квалификации и подбирать профессии, согласованно с возможностями кандидата, так как от качества отобранных специалистов зависит эффективность работы организации и ошибки в подборе кадров могут дорого обойтись компании [3, c.245].
Под расстановкой кадров понимается целесообразное распределение работников предприятия по рабочим местам, структурным подразделениям, участкам, должностям в соответствии с требуемым уровнем подготовки, принятой в организации системой разделения труда, опытом работы, деловыми и личными качествами работника. И эффективность деятельности любой организации зависит от того, насколько работник соответствует занимаемым рабочим местам [5, c.67].
Расстановка кадров создает производственный коллектив, являясь непосредственным выражением кооперации и разделения труда. При расстановке кадров следует иметь в виду не только личные, профессиональные или деловые качества работника, но и психологическую совместимость, что ведет к росту производительности труда, помогая людям быстро и успешно сработаться друг с другом. Правильная расстановка и отбор кадров предполагает получение работы, соответствующую уровню его знаний, а также практическому опыту. Разряд рабочего не должен быть ниже разряда самой работы. Поэтому, распределяя рабочих по местам, необходимо стремиться к тому, чтобы сложность работ соответствовала квалификации исполнителя.
Различные зарубежные и российские компании проводят серьезную работу профессиональной подготовки будущих работников, которая удовлетворяет требованиям производства. Данная работа подразумевает разработку программы, которая должна включать следующие стадии:
- набор работников - найм сотрудника в компанию;
- обучение - перед началом работы сотрудник обеспечивается необходимой информацией;
- ориентация - работника представляют коллективу;
- обучающая подготовка - работник изучает особенности работы в компании;
- адаптация - работник адаптируется к новым условиям труда;
- назначение - работник получает свою первую постоянную должность;
- оценка - оценивается вхождение в должность работника.
Такая программа должна быть направлена на то, чтобы добиться соответствия подготовки работника своим местам в компании [17, c.162].
Многие компании уделяют большое внимания молодым специалистам, создавая для них специальные тренинги, семинары или «школы для новичков», чтобы помочь быстрее адаптироваться на новом рабочем месте и в новом коллективе. Также они используются для пополнения недостающих знаний, исправления недостатков в должностных обязанностях и закрепления навыков при выполнении важных функций, помогая новичкам справиться с большим количеством трудностей, возникающие в начале работы. Очень важно оказывать максимальную поддержку новому сотруднику.
Кадровые службы на сегодняшний день продолжают развиваться и предназначение службы персонала состоит в том, чтобы поддерживать, организовывать функционирование и корректировать процесс работы с людьми. В крупных компаниях служба управления персоналом играет главную роль в развитии персонала и в кадровом планировании. Одна из основных задач службы управления персоналом - содействие компании в достижении ее целей. Служба управления персоналом рассчитывает необходимость перераспределения трудовых ресурсов в организации, потребность в новых сотрудниках и занимается разработкой программ для развития сотрудников организации. Данная служба старается осуществлять такой подбор и расстановку кадров, чтобы каждому сотруднику поручалась работа, соответствующая уровню его знаний и опыту, чтобы сложность выполняемых работ имела минимальные отклонения и соответствовала квалификации исполнителя. Занимаясь подготовкой кадров, проводятся первичные обучения новых сотрудников, где помогают быстро адаптироваться в новом коллективе и справиться с трудностями в начале работы [13, c.44].
Компания "Информационные системы" - это динамично развивающаяся компания, предоставляющая полный комплекс услуг по созданию, продвижению и поддержке IT - решений. Компания "Информационные системы" создана командой профессионалов, имеющих более чем десятилетний опыт разработки программных продуктов на основе промышленных баз данных. Задачи компании - масштабные решения в банковской сфере в области учетных систем, интеграционных задач, оптимизации процессов обработки больших массивов данных. Компания "Информационные системы" сегодня - это коллектив высококвалифицированных специалистов в области банковских информационных технологий, менеджмента, маркетинга.
Предприятие выполняет работы по следующим направлениям:
- создание информационных систем электрических сетей и станций федеральных (ФСК), региональных (МРСК) и муниципальных сетевых и генерирующих (ТГК) компаний на основе информационных моделей энергосистем (CIM) международного стандарта МЭК, интегрированных с действующими в компаниях SCADA, АИИС КУЭ, ТУЭ и отраслевой информационной платформой в электроэнергетике R/3 (ТОРО, ISU);
- создание программных средств, направленных на формирование рынка электроэнергии и мощностей, энергосбережение с базой данных энергоорганизаций РАО "ЕЭС России" всех уровней;
- изготовление электротехнического оборудования средств защиты работников энергопредприятий (защитные переносные заземления, указатели напряжений, штанги изолирующие) и пломбировочных устройств типа TWIST-GF с соответствующими сертификатами. Оборудование прошло техническую комиссию РАО ЕЭС России и рекомендовано к применению на энергосистемах и предприятиях страны.
- поставка и техническая поддержка компьютерной и офисной техники в любой конфигурации по требованию заказчика с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.
ООО «Информационные системы» выполняет работы, как по прямым хозяйственным договорам, так и по централизованным заданиям.
По всем представленным направлениям компания выполняет весь комплекс работ с полной ответственностью за результат.
Основные финансово-экономические показатели предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные экономические показатели компании в 2013-2015 гг.
Наименование показателя |
Еди ницы изме рения |
2013 год |
2014 год |
2014 /2013, (+, -) |
2015 год |
2015 /2014, (+, -) |
Выручка от реализации |
тыс. руб. |
95782 |
116461 |
20679 |
150185 |
33724 |
Себестоимость товаров, продукции, работ, услуг |
тыс. руб. |
67719 |
83333 |
15614 |
115465 |
32132 |
Валовая прибыль от реализации |
тыс. руб. |
28063 |
33128 |
5065 |
34720 |
1592 |
Прибыль от продаж |
тыс. руб. |
18123 |
22144 |
4021 |
19374 |
-2770 |
Прибыль отчетного года |
тыс. руб. |
646 |
1073 |
4021 |
6269 |
5196 |
Среднесписочная численность работников |
чел. |
116 |
116 |
0 |
119 |
3 |
Годовой фонд заработной платы |
тыс. руб. |
20816 |
24591 |
3775 |
33598 |
9007 |
Средняя заработная плата на одного работающего |
руб./ чел. |
14954,02 |
17665,95 |
2711,90 |
23528,01 |
5862,06 |
Трудоемкость продукции |
тыс. чел. дн. |
32,01 |
32,01 |
0,00 |
32,80 |
0,79 |
Доля загрузки мощностей |
% |
15,0 |
18,0 |
3,0 |
23,2 |
5,2 |
Рентабельность продаж |
% |
23,34 |
23,48 |
0,14 |
14,81 |
-8,53 |
Общая сумма дебиторской задолженности |
тыс. руб. |
40144 |
49582 |
9438 |
55688 |
6106 |
Общая сумма кредиторской задолженности |
тыс. руб. |
40584 |
42490 |
1906 |
45639 |
3149 |
Среднегодовая стоимость ОПФ |
тыс. руб. |
37670,0 |
39415,5 |
1745,5 |
43867,0 |
4451,5 |
Фондоотдача |
руб./ руб. |
2,54 |
2,95 |
0,41 |
3,42 |
0,47 |
Фондоемкость |
руб./ руб. |
0,39 |
0,34 |
-0,05 |
0,29 |
-0,05 |
Фондовооруженность |
тыс. руб./чел. |
324,74 |
339,79 |
15,05 |
368,63 |
28,84 |
Так, анализируя таблицу 1, стоит отметить, что выручка от реализации за 3 года увеличилась на 54403 тыс. руб., или на 156,8%. Следует отметить, что продукция организации требует достаточной фондовооруженности.
Прибыль от продаж увеличилась за анализируемый период на 1251 тыс. руб, а чистая прибыль возросла на 5623 тыс. руб.
За три года возросла численность работающих на 3 человека, а годовой фонд заработной платы увеличился на 161,4%, соответственно, средняя заработная плата на одного работника увеличилась на 8573,99 руб.
Рентабельность продаж снизилась на 8,53%, что свидетельствует о снижении эффективности реализационной деятельности организации.
Возросли суммы дебиторской и кредиторской задолженности соответственно на 138,72% и 112,46%. Положительно, что рост дебиторской задолженности опережает рост кредиторской задолженности.
Среднегодовая стоимость основных средств предприятия на конец периода составила 43867 тыс. руб., увеличившись за 3 года на 6197 тыс. руб., в составе основных средств находятся здания, автотранспорт и незавершенное строительство.
За рассматриваемый период произошел рост фондоотдачи до 134,65% при снижении фондоемкости на 25,73%, что говорит о повышении эффективности использования основных производственных фондов предприятия.
Фондовооруженность возросла за рассматриваемый период на 113,52%, что говорит о пополнении и обновлении основных средств.
Трудоемкость продукции незначительно растет на 102,5%, доля ручного труда составляет в среднем 34%, т.е. основная масса производства автоматизирована.
При этом доля загрузки производственных мощностей также возрастает с 15% до 23,2%, но все-таки пока еще этот показатель невысок.
Для начала рассмотрим кадровый состав предприятия.
Динамика численности и состава работников организации за три последних года представлена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика численности и состава работников организации
2013 |
2014 |
2015 |
||
Всего работников организации, в том числе: |
123 |
132 |
140 |
|
-руководителей организации |
27 (22%) |
29 (22%) |
33 (23,57) |
|
-рабочих |
96 (78%) |
103 (78%) |
107 (76,43 |
Из таблицы 2 мы видим, что наибольшую долю в структуре персонала за весь анализируемый период занимают рабочие. Однако, за счет увеличения числа руководителей в организации в 2015 году, доля рабочих в отчетном году снизилась.
От уровня профессионализма персонала напрямую зависит качество работы любой организации. Именно поэтому к образовательному уровню работников предъявляются самые высокие требования. Образовательный уровень работников предприятия представлен в таблице 3.
Таблица 3
Динамика роста профессионального мастерства педагогов
2013 |
2014 |
2015 |
|
Высшее образование |
98 (80%) |
114 (86%) |
118 (84,29%) |
Среднее профессиональное |
9 (7%) |
8 (6%) |
10 (7,14%) |
Начальное профессиональное |
1 (0,8%) |
0 (0) |
0 (0) |
Среднее общее |
10 (8%) |
8 (6%) |
8 (5,71%) |
Студенты |
5 (4%) |
2 (1%) |
4 (2,86%) |
По приведенному анализу заметен неуклонный рост сотрудников, имеющих высшее образование. Также ООО «Информационные системы» стало местом практики для студентов и в 2015 году количество студентов, работающих в организации, снова стало увеличиваться.
Динамика стажа работы персонала на предприятии представлена в таблице 4.
Таблица 4
Динамика стажа работы работников ООО «Информационные системы»
2013 |
2014 |
2015 |
|
Менее 2 лет |
33 (27%) |
36 (27%) |
38 (27,14%) |
От 2до 5 лет |
48 (39%) |
50 (38%) |
52 (37,14%) |
От 5 до 10 лет |
12 (10%) |
16 (12%) |
20 (14,29%) |
От 10 до 20 лет |
30 (24%) |
30 (23%) |
30 (21,43%) |
Как видно из представленных данных, большинство работников организации работают на предприятии от 2 до 5 лет. Примечателен тот факт, что большой процент сотрудников работает на предприятии не так давно (менее 2 лет), что говорит о том, что кадровая политика предприятия направлена на набор и дальнейшее обучение новых сотрудников.
Таблица 5
Динамика возрастного состава работников