Файл: Разработка направлений повышения эффективности кадровой политики на современном предприятии.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
2013 |
2014 |
2015 |
|
Моложе 25 |
63 (51%) |
65 (49%) |
67 (47,86%) |
25-35 лет |
35 (28%) |
40 (30%) |
44 (31,43%) |
35 лет и старше |
25 (21%) |
27 (21%) |
29 (20,71%) |
Так, по данным таблицы 5 мы можем сделать вывод, что руководство предприятия отдает предпочтение молодым сотрудникам. Их число за анализируемый период выросло, хотя удельный вес незначительно сократился.
Главная задача кадровой политики ООО «Информационные системы» в настоящее время - привлечение грамотных специалистов к работе. Много лет ООО «Информационные системы» является площадкой для проведения практики студентов. Целью практики является формирование и развитие профессиональных компетенций студентов, подготовка студента к самостоятельной профессиональной деятельности.
Таким образом, на основании вышеизложенного мы можем сказать, что кадровый потенциал организации имеет высокий образовательный уровень и перспективы профессионального роста.
Генеральной целью деятельности отдела кадров, зафиксированной в кадровой стратегии ООО «Информационные системы», является обеспечение качества ее персонала на уровне, позволяющем наиболее эффективно реализовать стратегические цели организации и придерживаться избранной политики на каждом этапе ее деятельности. Реализация генеральной цели предполагает обеспечение экономической и социальной эффективности управления персоналом организации.
Функции руководителя отдела кадров следующие: поиск и отбор сотрудников, обучение и развитие персонала, проведение аттестаций и тренингов, организация корпоративных праздничных мероприятий, контроль ведения кадрового документооборота, подготовка и сопровождение линейных менеджеров вопросах управления персоналом.
Должностные обязанности руководителя отдела кадров подробно разъяснены в должностной инструкции. В число основных обязанностей руководителя входит:
- Получение всей необходимой информации от исполнительного директора, руководителей подразделений для анализа рабочих мест вакантных должностей.
- Аккумулирование информации по рынку труда региона. С целью сбора сведений о кадровом рынке руководитель отдела кадров участвует в семинарах, выставках и пр., определяет уровень оплаты труда для различных должностных позиций по параметру «цена - качество».
- По согласованию с исполнительным директором определяет стратегию поиска соискателей на вакантные должности (привлечение кандидатов из кадрового резерва, с помощью СМИ, кадровых агентств). Ведет переговоры и осуществляет выбор кадрового агентства, предприятия СМИ, другой сторонней организации для постоянного сотрудничества в области подбора кандидатов на вакантные должности, исходя из оптимального сочетания качества предоставляемых услуг и стоимости. Возглавляет работу по комплектованию предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия, изменяющимися внешними и внутренними условиями его деятельности, формированию и ведению банка данных о количественном и качественном составе кадров, их развитии и движении.
- Определение кандидатов на отбор на основе соответствия поступающих резюме требованиям к вакантной должности.
- Проведение отборочных собеседований с претендентами, определение «финалистов», представление их руководству.
- Консультация исполнительного директора, руководителей подразделений по всем вопросам поиска и отбора персонала. Организация разработки прогнозов, определение текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее удовлетворения на основе изучения рынка труда, установления прямых связей с учебными заведениями и службами занятости, контактов с предприятиями аналогичного профиля, информирования работников внутри предприятия об имеющихся вакансиях, использования средств массовой информации для помещения объявлений о найме работников.
- Получение всей необходимой информации от исполнительного директора, руководителей подразделений по вопросам выявления потребности в обучении работников. Руководитель отдела кадров принимает участие в разработке кадровой политики и кадровой стратегии предприятия; осуществляет работу по подбору, отбору и расстановке кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств, контролирует правильность использования работников в подразделениях предприятия.
В подчинении у руководителя отдела кадров находятся менеджер и инспектор по кадрам.
К обязанностям менеджера по кадрам «ООО «Информационные системы» относится:
- проведение психологического тестирования, психологическая диагностика, создание личностных психологических портретов;
- психологическое консультирование;
- проведение тренингов для сотрудников;
- психологическое обеспечение системы адаптации персонала;
- разработка рекомендаций по взаимодействию, мотивировании и адаптации сотрудников;
- изучение морально-психологического климата в коллективе;
- организация социологических опросов;
- психодиагностика кандидатов на вакансии, психологическая оценка претендентов на трудоустройство.
На инспектора по кадрам ООО «Информационные системы» возлагаются функции по ведению учета личного состава предприятия и его подразделений, участию в разработке мероприятий по снижению текучести кадров, оформлению документации по кадрам, проверки соблюдения графиков отпусков на предприятии, контроль за состоянием трудовой дисциплины в подразделениях организации, представление установленной отчетности.
Организационная структура управления отдела кадров ООО «Информационные системы» представлена на рисунке 1.
Руководитель отдела кадров
Менеджер
Инспектор по кадрам
Рис. 1. Организационная структура отдела кадров в организации ООО «Информационные системы»
Таким образом, в ООО «Информационные системы» существует линейно-функциональная организационная структура управления, позволяющая рационально сочетать линейные и функциональные взаимосвязи при достижения организацией поставленных целей.
Кадровая работа по подбору персонала в организации ООО «Информационные системы» предусматривает поиск кандидатов, сбор и обработку информации о них, выбор кандидата, обсуждение с ним условий найма, подписание контракта и вступление в должность. Технология управления наймом персонала в данной организации стандартная. Она включает планирование потребности организации в кадрах, привлечение кандидатов на работу, организацию деловой оценки и отбора персонала.
Кадровое планирование в «ООО «Информационные системы» включает планирование потребности организации в кадрах, планирование привлечения или сокращения штатов, планирование использования кадров, планирование кадрового развития, планирование расходов по содержанию персонала. При планировании потребности организации в кадрах руководитель отдела кадров ООО «Информационные системы» формирует данные о том, сколько работников требуется организации, уровень их квалификации, когда и где они будут необходимы.
Кадровое планирование в ООО «Информационные системы» осуществляется путем разработки оперативного плана работы с персоналом. Оперативный план - это детализированный по временному, объектному и структурному признакам, план с подробной проработкой оперативных действий, подкрепленных необходимыми расчетами и обоснованиями. Планирование потребностей в персонале в ООО «Информационные системы» осуществляется на основе просчета текущей потребности. С этой целью производится расчет общей, базовой и дополнительной потребности организации в кадрах. Расчет долговременной потребности в специалистах на период более 3-х лет не производится.
Привлечение кандидатов на работу в ООО «Информационные системы» осуществляется с использованием как внешних, так и внутренних источников.
Для привлечения в организацию новых работников используют рекламные объявления о вакантных должностях в газетах, журналах (специальных и рассчитанных на широкую аудиторию), по радио и кабельному телевидению. Для этих целей сотрудниками отдела кадров могут также быть использованы отраслевые или тематические выставки, ярмарки вакансий.
Эффективная реклама в средствах массовой информации предполагает не только правильный выбор конкретного средства массовой информации, но и продуманное оформление, форму и содержание рекламного объявления, момент выхода объявления, периодичность и частоту рекламы. Выбор средства массовой информации в ООО «Информационные системы» обусловлен учетом существующих предпочтений потенциальных кандидатов.
В ООО «Информационные системы» также применяют новые перспективные средства поиска и привлечения кандидатов, такие как Интернет. Основными преимуществами этого средства поиска являются его относительная дешевизна и высокая скорость распространения информации.
Однако наибольшее предпочтение компания отдает размещению вакансий в газетах, также при подборе управленческих кадров часто обращается к помощи специализированных кадровых агентств.
В ООО «Информационные системы» процесс отбора персонала осуществляется сотрудниками отдела кадров совместно с линейными руководителями других подразделений.
Высокая эффективность и технологичность работы по поиску и отбору новых работников в ООО «Информационные системы» обеспечивается правильно выбранными критериями и методами, хорошо отработанными процедурами и четкими положениями и инструкциями, регламентирующими работу в этой области. Однако это может быть достигнуто лишь тогда, когда результаты этой деятельности не только востребованы, но и когда эта работа встречает полное понимание и поддержку со стороны высшего руководства. Высокие результаты при построении системы поиска и отбора персонала возможны лишь в том случае, если этим занимаются люди, обладающие необходимым опытом и знаниями.
Поиск и отбор кадров не рассматриваются персоналом ООО «Информационные системы» как просто нахождение подходящего человека для выполнения конкретной работы. Набор и отбор персонала увязаны с общим контекстом программ, реализуемых в сфере управления персоналом, призванных обеспечить достижение целей предприятия и успех в реализации стратегии, разработанной руководством.
В процессе отбора сотрудников менеджер по персоналу, совместно с линейными менеджерами, оценивает, не только уровень профессиональной компетентности кандидатов, но и, что не менее важно, то, как новые работники будут вписываться в культурную и социальную структуру организации. Организация больше потеряет, чем приобретет, если наймет на работу технически грамотного человека, но не способного устанавливать хорошие взаимоотношения с товарищами по работе, с клиентами или поставщиками или подрывающего установленные нормы и порядки.
Учет всех требований трудового законодательства и обеспечение справедливого подхода ко всем кандидатам и претендентам на должность - принцип, которым также руководствуются в ООО «Информационные системы».
В мае 2016 года был изучен анализ интересов работников организации через анкетирование работников ООО «Информационные системы». Несмотря на то, что анкетирование было предложено всему персоналу, всего в анкетировании приняло участие 58% от общего количества присутствующих.
Анализ гибкости кадровой политики проводился с использованием двух методик:
- методики изучения удовлетворенности персонала жизнедеятельностью в организации;
- модифицированной методики измерения степени удовлетворенности персонала своим трудом.
Методика изучения удовлетворенности персонала жизнедеятельностью в организации.
Целью методики изучения удовлетворенности персонала жизнедеятельностью в организации является определение степени удовлетворенности персонала жизнедеятельностью в организации и своим положением в нем.
Работникам предлагалось прочитать включенные в анкету утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними, для этого следовало поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий точке зрения. Анализ анкет показал, что участниками исследования стали работники в возрасте 20-35 лет – 33,3%, 36-49 лет- 22,2 % , 50- 60 лет – 11,2 % , не указали свой возраст – 33,3%.
Показателем удовлетворенности персонала жизнедеятельностью в организации является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов. Принято считать, что если коэффициент У равен или больше 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности персонала жизнедеятельностью в организации и своим положением в нем.