Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
выявить основные направления и цели миграционной политики в Российской Федерации.
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование миграционных процессов
1.1 Понятие и специфика миграционных процессов
1.2 , факторы и сущность процессов
2.2 Направления и цели миграционной политики в Российской Федерации
2.3 Роль миграционных процессов для современной экономики РФ
- География международной миграции России. Россия, обладая высоким экономическим потенциалом, достойным уровнем благосостояния населения, особенным географическим положением и развитыми межрегиональными и внешнеэкономическими отношениями, является привлекательной страной для мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья. Наиболее активными партнерами России по потокам мигрантов являются страны - участницы СНГ. Исторические, экономические, политические, культурные и прочие факторы предопределили интенсивность перемещения населения между государствами. Так, в структуре международной миграции доля перемещающихся граждан стран ближнего зарубежья составляет около 88 % (рис. 3).
Рисунок 3- Миграционная активность стран дальнего и ближнего зарубежья в России, % в структуре международной миграции России
Миграцию из стран СНГ можно назвать «маятниковой», поскольку число прибывших из этих регионов практически совпадает с числом выбывших из страны граждан.
Значительная доля в миграционных потоках принадлежит трудовой миграции. Ежегодно увеличившиеся масштабы трудовой миграции, безусловно, обладают позитивным эффектом для экономики России (обеспечение национального рынка труда недостающей рабочей силой, повышение уровня конкуренции на региональных рынках труда). Однако вполне
правомерны и негативные последствия интенсификации миграции (обострение социальной ситуации, рост межэтнической конфликтности, падение заработков среди местного населения и пр.).
Основной причиной привлечения иностранной рабочей силы на территории регионов страны является невозможность замещения должностей, указанных в заявках работодателей, гражданами, состоящими на учете в службе занятости. Работодатели используют иностранных граждан на неквалифицированной, низкооплачиваемой работе. Иностранные работники заполняют, преимущественно, рабочие места, длительно не востребованные гражданами Российской Федерации [6].
Традиционными «поставщиками» рабочей силы в российскую экономику являются Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Украина (рис. 4). Сложная политическая, экономическая и социальная ситуация в Украине в период 2014-2015 гг. привела к массовым миграциям граждан из страны. В России число прибывших граждан Украины в 2015 г. составляло 19,5 тыс. чел., что на 50 % превышает количество украинских приезжих в 2014 г. Тем самым обеспечивается максимальный миграционный прирост населения в стране именно украинцами, составлявший в 2015 г. 146 136 чел.
Рисунок 4- Миграционный прирост населения России из стран - участниц СНГ
Доля мигрантов из стран дальнего зарубежья в общем потоке международной миграции стабильна и не превышает 20 %. За анализируемый период наблюдается устойчивое превышение доли выбывающих из России граждан над долей приехавшего населения из стран дальнего зарубежья. Активные миграционные потоки, обусловливающие прирост населения
России, характерны для миграций с Грузией, Китаем, Латвией (рис. 5). В период обострения международных отношений и нестабильной макроэкономической ситуации в стране в 2014 г. отрицательное миграционное сальдо формировалось выбытием из России граждан европейских государств.
Рисунок 5- Миграционный прирост населения России из стран дальнего зарубежья, чел.
Для мигрантов из стран дальнего зарубежья традиционно наиболее привлекательны регионы центральной части государства, на долю которых приходится около 25 % приезжих из-за рубежа. Существенное число иностранных граждан прибывает в приграничные области Дальневосточного федерального округа - около 22 % от общей численности прибывшего населения из дальнего зарубежья в регионы. Менее всего эмигрантов привлекают территории нестабильного Северо-Кавказского (4,4 %), а также Уральского округов (4 %).
Актуальной для современной России является проблема вынужденных переселенцев и беженцев. Хотя основной приток беженцев пришелся на период переходной экономики, когда ежегодно пересекали границы Российской Федерации до 60 тыс. мигрантов из стран ближнего зарубежья. Сегодня все еще межнациональные конфликты, террористические акты, массовые нарушения общественного порядка вынуждают людей покидать свои дома. Так, в Россию сегодня ежегодно пребывает более 2 000 вынужденных переселенцев и беженцев и более 700 их семей (рис. 6). В целом, динамика количества вынужденных мигрантов за анализируемый период описывается тенденцией сокращения их числа на территории России: на протяжении 2015 г. фиксируется ежеквартальное снижение темпов роста числа вынужденных переселенцев, которое в 2016 г. составило 23 143 чел., что на 20 % ниже показателя конца 2014 г.
Рисунок 6- Динамика количества беженцев и переселенцев на территории России
Современные потоки беженцев в Российскую Федерацию характеризуются преимущественным преобладанием в их структуре доли граждан Украины. Однако, для российской экономики все еще актуальны такие направления прибытия беженцев и переселенцев, как Узбекистан, Казахстан, Грузия. В таких условиях актуализируется необходимость совершенствования национальной миграционной политики, нацеленной на оптимизацию реализации фактора беженства и вынужденного переселения в рамках процесса правового и политического развития.
В целом, международные миграционные потоки в российской практике за анализируемый период характеризуются снижением их эффективности для национальной экономики. Так, при положительном миграционном сальдо международных перемещений граждан по территории государства начиная с 2013 г. наблюдается падение чистой миграции при интенсификации миграционного оборота (рис. 7). Однако в начале 2016 г. наметилась тенденция повышения коэффициента эффективности международной миграции в российской экономике.
Перемещение населения между государствами, как правило, связано с определенными издержками и в то же время дает известный выигрыш. К числу экономических издержек относятся расходы, связанные с переездом из одной страны в другую, затраты на поиски работы на новом месте жительства и т. д.
Рисунок 7- Динамика показателей эффективности международной миграции
Выигрыш может выражаться в большей, чем на родине, зарплате, в возможности дать детям лучшее образование, перспективах их трудоустройства и т. д. Иногда это может быть не экономическая выгода, а политическая или физическая свобода [7]. Экономический эффект миграции рабочей силы не ограничивается только воздействием на объем производимого продукта, он распространяется на перераспределительные процессы, оказывая влияние на объем государственных доходов и расходов как в отечестве, так и за рубежом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что современная Россия является привлекательным регионом для иностранных мигрантов. Интенсификация международных миграций на территории страны в анализируемый период обусловлена трансформацией международных экономических отношений, введением секторальных санкций иностранными государствами по отношению к России и внутренней макроэкономической нестабильностью национальной экономики.
Сложившаяся миграционная привлекательность отдельных регионов страны способствует возрастанию неравномерности пространственного распределения населения, усиливая территориальные диспропорции в размещении человеческого и природно-ресурсного потенциалов. Такая направленность потоков населения создает значительные социально-экономические и геополитические угрозы. Восточные и северные регионы в долгосрочной перспективе будут нуждаться в притоке рабочей силы, источником которой могут быть страны ближнего и дальнего зарубежья.
При этом важно реально оценивать объективные границы миграционной емкости государства. Они связаны не только с меняющейся ситуацией на рынке труда в результате структурных преобразований экономики, но и адаптационной способностью механизмов социально-экономической и культурной интеграции иммигрантов в российское общество.
Как и в большинстве стран мира, принимающих мигрантов, привлечение иностранцев, как на постоянное место жительство, так и в качестве рабочей силы, является сегодня приоритетным направлением миграционной политики. Поддержание устойчивых темпов экономического роста, сокращение имущественного расслоения в обществе и увеличение численности населения невозможны без использования преимуществ международных и внутренних миграций. География, динамика и структура миграционных потоков в российской практике отличаются несбалансированностью, краткосрочным характером и низкой эффективностью. В таких условиях актуальным становится проведение комплекса мероприятий, направленных на создание условий и механизмов, способствующих интенсификации притока в страну высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, востребованных на региональных рынках труда.
Заключение
Итак, определив изучения и значимость процессов в практике регулирования и управления, можем сделать выводы:
- миграционные способны влиять демографическую, социально-, политическую обстановку в ;
- существует объективная разработки единого по регулированию процессов в РФ;
- значимостью миграционных ведет к неграмотному регулированию этих , а значит государством огромное количество улучшения экономики , устранения демографических , а также налаживания обстановки в стране.
избежать негативных пренебрежения миграционными , государству необходимо их значимость. этом современное по регулированию процессов должно на следующие :
- выработка и реализация механизмов оказания финансовой и иной лицам, ищущим убежище на Российской Федерации;
- сотрудничества России с государствами в целях и предотвращения конфликтов, которых является миграция населения;
- Российской Федерацией договоров и соглашений о , приеме и транзите , незаконно находящихся территории договаривающихся (соглашение о реадмиссии), о с незаконной иммиграцией, двусторонних и региональных об урегулировании вопросов, приграничной , туризме, культурных, и иных поездках, о социальных и экономических трудящихся – иммигрантов, реализации прав за рубежом, обеспечении их с гражданами государства перед законом и отношения к их и иным связям с , об обмене о практике применения законодательства, имеющихся , с которыми сталкиваются при обеспечении иммигрантов, а также о новых методах контроля и паспортно- технологиях.
- дальнейшее фундаментальных научных , касающихся социально - , юридических, психологических регулирования миграционных в России и мире;
- проведения мониторинга и прогнозирования миграционной в Российской Федерации;
- и использование опыта государств по и пресечению незаконной , представляющей угрозу безопасности РФ;
- и унификация технологий -визового, налогового, , пограничного и иммиграционного ;
- федеральной системы российских юридических , филиалов и представительств юридических лиц, которых связана с международного туризма, иностранных граждан обучения и лечения, и использованием иностранных , а также с трудоустройством граждан за ;
- создание федеральной учета иностранных , в том числе в Россию в целях трудовой деятельности, а обучающихся в образовательных Российской Федерации;
- федерального автоматизированного данных дактилоскопической иммигрантов, подозреваемых в уголовных преступлений, а совершивших административные ; формирование общественного , способствующего эффективной политики в области миграционных процессов в ;
- содействие средствам информации в объективном населения России о мигрантов;
- содействие в иностранными гражданами и за рубежом информации об переезда, трудоустройства и в России;
- совершенствование систем сбора и информации о социально- обстановке в целях условий приема и иммигрантов, о вакантных местах в субъектах Федерации, а также о и населенных пунктах, или не для их .
Так, все позволит укрепить РФ в сфере политики, избежать последствий протекания процессов, и, наоборот, из них выгоду, на и нацелено государственное в сфере миграций.
Список использованных источников
- Бритвина И. Б. Миграция и эффективность массовой коммуникации. - Екатеринбург : Изд-во Ур. ун-та, 2014. - 162 с.
- Абылкаликов С. И., Винник М. В. Экономические теории миграции: рабочая сила и рынок труда // Бизнес. Общество. Власть. - 2012. - № 12. - С. 1-19.
- Алешковский И.А., Ионцев В.А. Управление международной миграцией в условиях глобализации // Век глобализации. - 2015. - № 1. - С. 75-87.
- Барсукова С.Ю. Солидарность участников неформальной экономики (на примере стратегий мигрантов и предпринимателей) // Социологические исследования. - 2012. - № 4. – С. 18-23.
- Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: пер. с англ. - М.: Едиториал УРСС, 2015. – 380 с.
- Ефремова В. В., Махмудова М. М. Макроэкономические преобразования и стабилизационная политика государства : учеб. пособие. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. - 210 с.
- Жулева М. С. Проблемы трудовой миграции в современной России // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 2. - С. 14-17.
- Ивахнюк И. В. Перспективы миграционной политики России: выбор верного пути. - М. : МАКС Пресс, 2011. - 128 с.
- Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 2009. – 420 с.
- Королева А. М. Регулирование нелегальной миграции в Уральском федеральном округе: современное состояние и тенденции // Вопросы управления. - 2015. - № 1. - С. 137-142.
- Махмудова М. М. О современных миграционных процессах в российской экономике // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - С. 96-98.
- Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Российская газета. – 2013. - № 282. – 13 дек.
- Российский статистический ежегодник - 2015 / Федер. служба гос. статистики. - URL : http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm
- Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения. - М.: ОБСЕ; МОМ; МОТ; 2006. – 128 с.
- Рязанцев С.В. Современный демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. - Ставрополь: Сервисшкола, 2013. – 354 с.
- Симонов С. Г., Клепикова А. М. Национальная экономика: макроэкономический подход : учеб. пособие. - Тюмень : Нефтегазовый университет, 2010. - 226 с.
- Скоробогатова В.И. Миграция населения как социальный процесс: модели и подходы к управлению в современных условиях // Международный академический вестник. - 2015. - № 1 (7). - С. 87-92.
- Цапенко И. Движущие силы международной миграции населения // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 3. - С. 3-14.