Файл: Налоговый учет и отчетность (Практические аспекты акцизного налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применение налоговых бондов

Налоговые бонды (гарантирование уплаты налога) применяются в том случае, если обязательства по уплате налогов возникает во время производства подакцизной продукции, а между стадией производства и ее реализацией, существует значительный разрыв во времени. Приобретение этих ценных бумаг позволяет осуществлять хранение и переработку подакцизных товаров на специальных территориях без немедленной уплаты акциза. Подобная отсрочка предоставляется в связи с тем, что эмитенты бондов (коммерческие банки или страховые компании) гарантируют уплату налога в то случае если налогоплательщик, он же держатель бонда, не исполнит свои обязательства.

Уплата акцизов наличными платежами

Уплата акцизов наличными платежами происходит при обложении всех товаров, кроме вышеперечисленных. К числу положительных моментов этого метода можно отнести невозможность ухода от уплаты акциза путем подделки акцизных марок. К отрицательным же моментам относится необходимость документальных проверок с целью контроля за уплатой акцизов. [7]

1.2 Особенности взимания акцизов в России в условиях переходной экономики

Переходная экономика выигрывает от рациональной организации акцизных схем, так как акцизы, как правило, выступают значительным источником налоговых поступлений - особенно на ранних этапах переходного периода. Организация системы акцизов относительно проста и может способствовать наращиванию необходимого опыта сотрудниками налогового ведомства, который, в свою очередь, позволит применять более сложные методы аудита и контроля, необходимые для работы с НДС и подоходным налогом.

Впервые, в современной России, акцизы введены в 1992 году (Законом «Об акцизах» от 06.12.1991 г. №1993 - 1) с началом новой налоговой реформы. В 1992 году около 3% от всех доходов федерального бюджета составляли доходы от акцизов.

Вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС) они заменили налог с оборота на отдельные виды товаров. При этом российские акцизы ориентировались не столько на международную практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику налога с оборота. Главными критериями для отнесения тех или иных групп товаров к подакцизным, были сравнительно высокие ставки налога с оборота в предыдущие годы. [12]


Поэтому к числу подакцизных, помимо традиционных товаров, были отнесены: ковры, шоколад, икра и рыбные деликатесы, хрусталь, автомобильные шины, меховые изделия и одежда из натуральной кожи (ст. 1, Закон «Об акцизах» от 06.12.1991 г. №1993 - 1). Довольно быстро этот подход показал свою нецелесообразность и в дальнейшие годы список подакцизных товаров менялся в сторону сокращения. С 1993г. из перечня подакцизных товаров исключены икра, шоколад, изделия из фарфора, но введены акцизы на импортные товары. В 1994г. введены акцизы на бензин, этиловый спирт, покрышки и камеры для шин к легковым автомобилям, охотничьи ружья, яхты и катера (кроме техники специального назначения).

Впервые годы после введения акцизов признана целесообразность применять исключительно адвалорные ставки, в силу высокого темпа роста цен. Поскольку налоговая составляющая в цене алкогольной продукции была и остается очень высокой, эти ставки должны были применяться к отпускной цене подакцизной продукции, включающей в себя акцизы. Так, согласно приложению №3 к Инструкции Государственной налоговой службы « О порядке исчисления и уплаты акцизов » от 9 декабря 1991 г. №2, отпускная цена на подакцизный товар должна была рассчитываться по следующей формуле, показанной на примере спирта, по которому ставка акциза составляла 90%:

  1. Оптовая цена, включающая издержки производства и прибыль, в рублях.
  1. Ставка акциза к отпускной цене в процентах.
  1. Отпускная цена в рублях (стр. 1 ×100) / (100 - стр. 2).
  1. Сумма акциза в рублях (стр. 3 - стр. 1) или (стр. 3 × стр. 2) : 100%.

Данная методика расчета была выбрана в силу своего удобства, простоты и из психологических соображений. Из приведенного выше примера видно, что если бы ставка акциза исчислялась в процентах от оптовой цены, не включающей в себя акциз, то она составляла бы не 90%, а 900% (54000 × 100% / 6000). Очевидно, что такой закон не имел бы шансов на прохождение в парламенте. А при реализованном подходе, утвержденные ставки, не превосходили 70% при одинаковых абсолютных значениях акцизов. [8]

Однако реализация такого решения породила некоторые проблемы:

Во-первых, возник сильный дисбаланс в акцизном налогообложении отечественной подакцизной продукции и аналогичной импортной продукции, ввозимой в Россию из-за рубежа, поскольку при одинаковых налоговых ставках в отношении импортируемых товаров налоговая база определялась как их таможенная стоимость, не включающая акцизов (см. п. 9 Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 января 1993г. №49 «О применении налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе с ее территории»).


С учетом достаточно высоких таможенных пошлинах и более высокой стоимости от производителя, товары иностранного производства, главным образом алкогольные и табачные изделия, в России получали наиболее лучшие конкурентные условия по сравнению с отечественными. С исчезновением государственной монополии на эти товары и открытия российского рынка, произошел резкий рост поставок данной продукции в Россию, это нанесло колоссальный ущерб российскому производству. К примеру, фабричное производство алкогольной продукции в течение нескольких лет сократилось в 4 - 5 раз (по данным Госкомстата), без сомнений это привело к большим бюджетным потерям. [10]

Конечно, такие негативные последствия обусловлены не только акцизной политикой. В не малой степени повлияли и такие факторы как:

- не достаточно хороший таможенный контроль на границе страны;

- возможность ввоза, в промышленных объемах, контрабандной продукции, подпадающей под акцизное налогообложение;

- использование серых схем фиктивного экспорта, для освобождения от НДС и акцизов, (в соответствии с п.2 ст.3 Закона об акцизах, Приказа Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 30 января 1993г. №49 при экспорте товаров непосредственно предприятиями - изготовителями такие товары освобождаются от уплаты НДС и акцизов, а при экспорте товаров другими предприятиями сумма уплаченных НДС и акцизов возвращается налоговыми органами по подтверждению таможенных органов);

- открытость границы со странами СНГ, особенно в условиях проведения отдельными государствами СНГ протекционистской политики в отношении экспорта и отказа от ранее согласованных общих на территории СНГ правил косвенного налогообложения;

- недостаточно сильный контроль над качеством и происхождением предлагаемой на рынке подакцизной продукции;

- и наконец, предоставление, в 1993 году Указом Президента Российской Федерации, эксклюзивных налоговых льгот отдельным организациям, выражаемое в их полном освобождении от всех налогов, сборов и пошлин. В результате этого решения НФС, общественные организации инвалидов и даже русская православная церковь (а так же многие другие структуры, получившие «крышу» от этих организаций) стали крупнейшими в России импортерами алкогольной продукции и сигарет. Потери федерального бюджета за счет неполученных при ввозе таможенных пошлин, НДС и акцизов составили несколько миллиардов долларов. Но все же эти льготы получилось отменить, приложив к этому огромные усилия и потратив немало времени. [11]


Во - вторых, в течение нескольких лет, некоторые государства СНГ не проводили согласований в отношении акцизной политики. Разные государства СНГ, по отношению одних и тех же товаров, применяли кардинально отличающиеся друг от друга ставки акцизов и использовали разные методики для определения налоговой базы одних и тех же товаров.

В - третьих, применение адвалорных ставок, позволяло использовать весьма эффективные серые схемы ухода от налогообложения в нашей стране, и создавало дополнительные трудности, для производителей подакцизной продукции, в плане ее совершенствования и улучшения.

Федеральным законом от 7 марта 1996г. N23 - ФЗ в Закон «Об акцизах» были внесены значительные изменения, в связи со сложившейся обстановкой в стране. Законом было четко определено, что вводятся акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции). [3]

Акцизами облагались следующие группы товаров (продукция): алкогольная продукция, табачные изделия, нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, автомобильный бензин, легковые автомобили, а так же отдельные виды минерального сырья.

В начале 1997 года при замене адвалорных ставок акцизов на специфические исчезли многие из перечисленных проблем. В результате удалось перевести на единый режим налогообложение импорта и внутреннего производства аналогичных подакцизных товаров. Проблема связанная с уходом от акцизного налогообложения с помощью трансфертного ценообразования была ликвидирована.

У производителей появились дополнительные возможности для улучшения своей продукции, ее дизайна и продвижения на рынке. Теперь дополнительные расходы на подобные улучшения и рекламу не приводят к автоматическому росту акцизов, но могут приводить к увеличению себестоимости и, соответственно, отпускной цены товаров. Это позволяет производить более качественную и, соответственно, более дорогую продукцию при неизменных акцизах. Доля акцизов в более качественной продукции, таким образом, снижается, что можно рассматривать как одно из проявлений правильной налоговой политики, направленной на поощрение роста качества товаров.

Следующим примером, можно охарактеризовать основательность государственной политики в акцизном налогообложении. При составлении проекта бюджета на 2000 г. при росте цен на 19%, ставка акцизов на алкогольную продукцию была увеличена на 40% (до этого момента ставка не индексировалась в течение 3х лет). Такое резкое увеличение привело к снижению объемов легального производства на 9%, а намечавшийся фискальный эффект не был достигнут. Поступление акцизов в бюджеты всех уровней возросло только на 7 млрд. руб., а доходы теневого сектора экономики в этой сфере на 18 млрд. руб., соответственно снизились доходы бюджета, и выросла смертность от отравлений контрафактной продукцией.


Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, уплачивается по месту ее реализации с акцизных складов, за исключением реализации на акцизные склады других организаций. Акцизы не уплачиваются при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ непосредственно налогоплательщиком, то есть производителем этих товаров. При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. Этот порядок установлен для того, чтобы не допустить махинаций с экспортом. Хотя в России, нельзя быть уверенным, в таких вопросах на 100%. [1]

Глава 2 Практические аспекты акцизного налогообложения.

2.1 Обзор российского законодательства и практики акцизного налогообложения в России.

Основным федеральным законодательным актом, регламентирующим правила налогообложения юридических и физических лиц, на территории Российской федерации, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Он устанавливает правила и принципы построения и функционирования единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N118 - ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах "глава 22" Акцизы "Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие с 1 января 2001года. [1]

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171 - ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» является основным законом, устанавливающий правовые основы в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а так же пива и напитков на основе пива. [5]