Файл: Налоговый учет и отчетность (Практические аспекты акцизного налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 182 - ФЗ внесены изменения в Федеральный закон №171 в плане подключения к ЕГАИС оптового и розничного звена, а так же производителей пива и пивных напитков. [6]

ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) — автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Т.е. ЕГАИС введена для упрощения контроля за количеством реализованной алкогольной продукцией

Согласно утверждениям производителя, ЕГАИС позволяет:

  • обеспечивать полноту и достоверность учёта производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; с возможностью детализации до субъекта РФ, производителя, вида, наименования продукции, крепости, объёма, правильности начисления акциза;
  • обеспечивать ведение учёта импорта спирта и алкогольной продукции с контролем правильности начисления акциза;
  • обеспечивать учёт федеральных специальных марок и акцизных марок;
  • производить анализ состояния и тенденций развития производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории РФ и её регионов;
  • затруднить сбыт контрафактной продукции за счёт проверки сопроводительных документов, удостоверяющих законность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

ЕГАИС внедрена для обязательного использования предприятиями, работающими с оптовыми партиями спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в 2005 году. [6] Разработана во ФГУП «Научно - технический центр „Атлас“», подведомственном ФСБ. Внедрение на начальном этапе сопровождалось техническими неполадками и значительным финансовым ущербом, понесенным участниками рынка и государством. Разработчики не имели полноценного технического задания для разработки, а правительством на тот момент не были на должном уровне подготовлены необходимые документы и постановления, контролирующие разработку и внедрение ЕГАИС. Ухудшали ситуацию постоянные требования по внесению изменений в ПО, не запланированные заранее.

Проблемы с системой стали заметны, когда под регулирование ЕГАИС было решено подвести производителей парфюмерии (поскольку при производстве они также применяют спиртосодержащие вещества) и организации оптовой торговли алкогольной продукцией: данные отрасли остановили свою деятельность на продолжительный срок. Приказами министерств пришлось вывести производителей парфюмерии из - под контроля ЕГАИС, а саму её — в срочном порядке доработать.


К концу 2007 года ЕГАИС функционировала устойчиво, но из-за отсутствия некоторых функций и необходимых отчётов система не позволяла осуществлять полное наблюдение рынка. При этом из - под действия системы были выведены оптовые предприятия, что в конечном итоге делало саму идею ЕГАИС неполноценной, поскольку отсутствовали все элементы цепи «производитель — потребитель».

В ноябре 2007 года было начато внедрение новой версии ЕГАИС, разработанной другой организацией — Главным научно - исследовательским вычислительным центром Федеральной налоговой службы (ФГУП «ГНИВЦ ФНС»). Закончить внедрение было запланировано в конце этого же года, однако из-за недоработок разработчиков системы (более 500 человек) сроки перехода на новую версию постоянно сдвигались.

Первоначально ПО, разработанное ГНИВЦ, по своей сути напоминало простой почтовый клиент, который обеспечивает отправку текстовых файлов. Производить в ней учёт и контроль было практически невозможно.

Окончательный переход на новую версию ПО был запланирован на ноябрь 2008 года, однако внедрение началось только в январе 2009 года. К сентябрю 2009 года ПО было в целом внедрено и функционировало с незначительными недоработками. К системе есть нарекания по производительности и стоимости обслуживания: так, типичная конфигурация компьютерного парка для работы ликёроводочного завода в данной системе, включая лицензионное ПО, стоит порядка 650 тыс. рублей. Дальнейшие затраты на обслуживание включают в себя ежегодную сертификацию комплекса (около 60—70 тысяч рублей), заработную плату обслуживающего персонала и обслуживание системы (свыше 300 тыс. рублей в год).

Существенный минус разработанной системы — в использовании полной синхронизации баз данных федерального центра управления и контроля с конечным предприятием. Проблема заключается в чрезвычайно больших объемах передаваемой и обрабатываемой информации.

При использовании ЕГАИС внедрение данного ПО практических не принесло положительных результатов, за исключением некоторого удорожания себестоимости продукции для небольших производств и увеличению доли контрафактной продукции на рынке. С конца 2009 года контроль над системой ЕГАИС постепенно начал передаваться во вновь созданную федеральную службу — Росалкогольрегулирование.

Летом 2012 года Росалкогольрегулированием (РАРом) поставлен вопрос о применении ЕГАИС при розничной продаже алкогольной продукции. В этом случае выстраивается система, которая обеспечит сплошное отражение сведений о движении алкогольной продукции от производителя (импортёра), поставщика до момента её продажи потребителю.


С 1 января 2016 года незарегистрированные в ЕГАИС дистрибьюторы не смогут принимать отгрузки от производителей и законно поставлять крепкие напитки, вино, пиво, сидр, медовуху и пуарэ в розницу. Однако, на 1 ноября 2015 года, к системе подключено менее 5 % оптовых предприятий России. В рознице система начала работать с 1 июля 2016 г.

Основное функциональное предназначение системы ЕГАИС заключается в обеспечении информационно - технологической поддержки задач, закреплённых в Федеральном законе № 171 - ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»: государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение её качества и проведение контроля над соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. [5]

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости (суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) таких товаров.

Объект налогообложения акцизами зависит от вида ставки — адвалорной и специфической. В первом случае, как для товаров, произведенных на территории России из собственного или из давальческого сырья, так и для произведенных за границей из давальческого сырья, принадлежащего российским предприятиям,— отпускная цена товаров. При применении адвалорной ставки акцизов к импортным товарам в налогооблагаемую стоимость входят таможенные пошлины и платежи. Во втором случае — объем реализованной продукции в натуральном выражении.


Акцизы в бюджете 2014 г. составляли 4,9% всех доходов, в бюджете - 2015 г. их доля снизилась до 4,3%, а в бюджете 2016 г. до 5,2% (694,3 млрд. руб.).

Но стоит упомянуть, что в 2004 г. произошло снижение поступивших средств в федеральный бюджет, это связано с передачей федеральной части акциза на алкогольную продукцию в региональные бюджеты для компенсации выпадающих доходов субъектов РФ в результате отмены налога с продаж. Так же в бюджет 2004 г. не поступает акциз на газ, в замену величина ставка НДПИ - налога на добычу горючего природного газа (с 16,5% до 107 руб. за 1000м3), и ставка вывозной таможенной пошлины на природный газ (с 5% до 30%). Поступления от акцизов в бюджете разделяются: по товарам, которые производятся на территории РФ (96% всех акцизов) и которые ввозятся на территорию РФ (4%). [10]

Основные поступления акцизов с продукции, ввезенной на территорию РФ, дают следующие товарные группы: этиловый спирт (5%); табачные изделия (30%); бензин автомобильный (40%); легковые автомобили и мотоциклы (0,8%); природный газ (25%); дизельное топливо (19%).

Собираемость акцизов по спирту этиловому из пищевого сырья в 2016г. собран в размере 91,7%, по спирту этиловому из всех видов сырья, кроме пищевого, и спиртосодержащей продукции – 30% (сумма составит 7,3 млрд. руб.). Объем общих поступлений от реализации алкогольной продукции в 2016 году вырос на 38% и составил 300 млрд. рублей, это связано с введением системы ЕГАИС. Поступления акцизов на табачные изделия в бюджет - 2016 рассчитан исходя из объема реализации табачных изделий: 290,38 млрд. штук, в том числе сигарет с фильтром - 239,68 млрд. штук. И сигарет без фильтра и папирос - 50,7 млрд. штук. Поскольку кроме твёрдой ставки акциза с единицы изделия установлена так же ставка в процентах от цены, отпускные цены по указанным группам табачных изделий определены исходя из отпускных ценна 2016г., проиндексированным на прогнозируемый уровень инфляции. Собираемость акцизов по табачным изделиям в 2017г. предусматривается на уровне оценки 2016 года в размере 97,2% (23,9 млрд. руб.).

Акцизы на легковые автомобили рассчитываются исходя из облагаемого объема производства. Всего будет произведено 140 тыс. штук, из них 44 тыс. с мощностью двигателя больше 95 л.с. облагаются по ставке 1330 руб. за автомобиль, и 96 тыс. - с мощностью двигателя меньше 110л.с. включительно - по ставке 1540 руб. за автомобиль. Собираемость учтена на уровне ожидаемой оценки 2016г. в размере 100%. При собираемости акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо, масла для дизельных и карбюраторных двигателей на уровне 96% поступления составят соответственно 80,64, 27, 2,7 и 3,2 млрд. руб. В федеральный бюджет этих акцизов поступит только 40%, остальное поступит в региональные бюджеты. Поступления акцизов от ГСМ концентрируются в восьми регионах бюджетов, куда предпочитают платить акциз крупные нефтяные компании: в Москве, Калмыкии, Мордовии, Алтае, Туве, Омской, Томской и Магаданской областях. Остальные регионы не получают ничего. Минфин предлагает распределить доходы от акцизов между регионами, исходя из протяженности дорог и количества автомобилей в каждом субъекте РФ, что было бы более справедливым.


Сумма акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ, в бюджете - 2016 составит 5,3 млрд. руб. Расчет сделан на основании и прогнозируемых объемов импорта подакцизных товаров народного потребления; сложившейся в 2015г. товарной структуры, собираемости акцизов в размере 83% и ожидаемого курса рубля по отношению к доллару США. Индексация ставок акцизов в меру роста инфляции, а так же индексация специфической составляющей ставок табачных изделий на 70%, сверх сумм, связанных с инфляцией, и минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, увеличит налоговые доходы бюджета - 20016 на 14,9 млрд. руб. (0,1% к ВВП). [10]

С 2003г. внесены поправки в Налоговый Кодекс РФ, согласно которым акциз на бензин платят владельцы АЗС, в результате бюджет - 2016 получил от АЗС 35 млрд. руб., а региональные - 75 млрд. руб. Целью изменений является попытка не только равномерно распределить акцизы между регионами, но и упорядочить сбор налогов с многочисленных продавцов топлива, а также вытеснить с рынка теневой бизнес.

В соответствии с Федеральным Законом №117 - ФЗ от 07.07.2003г. с 1 января 2004г. из-под налогообложения акцизами выведен природный газ, повышены ставки акцизов по большинству подакцизных товаров в среднем на 8%, изменился порядок уплаты акцизов по алкогольной продукции и винам. [1]

Рассматривается возможность введения акциза на разницу от повышения тарифов на услуги естественных монополий. Данный акциз повысил бы эффективность энергосбережения и конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.

2.2 Виды акцизов и подакцизных товаров.

Статьёй 181 Налогового кодекса РФ подакцизными товарами признаются [1]:

1) этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе - этиловый спирт);

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 338-ФЗ)

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, за исключением алкогольной продукции, указанной в подпункте 3 настоящего пункта.

(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)