Файл: Налоговый учет и отчетность (Практические аспекты акцизного налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. продукция, отпускаемая аптечными организациями лечебным организациям по их требованиям;
  2. спиртосодержащие лекарственные, лечебно - профилактические, диагностические средства, при условии продажи в таре объем которой не более 100мл. [1]

Табачные изделия.

Около 90% всех поступлений от табачных акцизов приходится на сигареты. Именно они имеют наибольшее фискальное значение среди всех табачных изделий. Ко всем остальным табачным изделиям применяются дифференцированные ставки, при этом к табаку для трубок и сигарам применяются повышенные ставки. Это связано как с перераспределительной функцией акцизов - так как потребление этих видов табачных изделий по большей части присуще более обеспеченным гражданам, так и с социальной функцией - ведь курение сигар и трубок приносит гораздо больший вред здоровью, нежели курение других табачных изделий. Большое значение имеет налогообложение курительного табака, используемого для так называемых «самокруток», так как последние способны заместить в потреблении сигареты фабричного производства, хотя как показывают исследования, употребление «самокруток» значительно снижает количество выкуренных сигарет, по сравнению с фабричной продукцией.

Для расчета налога базой служит розничная цена одной сигары сигареты, сигариллы, или килограмма курительного табака, установленная импортером или производителем. Эта цена не может быть меньше розничной цены на аналогичную продукцию. Табачную продукцию запрещается продавать по более высокой цене, чем так, которую установил импортер или производитель и которая указана на марке или предъявленной к расчету акциза.

Что касается способа уплаты налога при реализации табачной продукции, то использование акцизных марок, оставаясь средством авансового платежа по налогу, имеет важное значение, с точки зрения гарантирования полноты уплаты акциза по каждой конкретной единице товара. Возможно в будущем акциз станет инструментом с помощью которого производится распределение собранных налогов по регионам реализации. Еще одним видом обеспечения уплаты акциза служат гарантии аккредитованных коммерческих банков или страховых компаний. В случае со страховыми компаниями, производителям табачной продукции, маркируемой акцизными марками, предоставлена возможность отсрочки по уплате полного обязательства по налогу. В настоящий момент такая система применяется по отношению к импортным товарам. [1,2]


Топливо.

Среди множества обязательных платежей и налогов, за пользование автодорогами, значительную долю поступления в бюджет страны приносят акцизы на горюче-смазочные материалы (далее ГСМ). В большей степени это связано с наиболее широкой, по отношению к другим обязательным платежам и налогам за пользование автодорогами, налогооблагаемой базой. Так же это связано с малой эластичностью спроса на ГСМ по цене и простотой в администрировании. Следует, отметить, что простота администрирования связана с применением специфической ставки, в свою очередь это может негативно повлиять на уровень поступающих сумм по акцизам в бюджет.

Помимо функции платы за пользование автодорогами, акцизы на ГСМ, несут в себе и фискальную функцию. По миму малой эластичности потребления ГСМ по стоимости, акцизы на них привлекательны и их фискальной функцией заключающейся в эластичности поступлений от этих налогов по ВВП. Данный факт обуславливает увеличение поступлений акцизов на ГСМ при росте ВВП.

Малая эластичность налоговых поступлений, от общей базы акцизов, может возникать следствием неиндексируемой специфической ставки. В условиях инфляции, реальная величина налога при специфической ставке, уменьшается и требует ее постоянной индексации. Установление адвалорной ставки, обеспечивающей нейтральность реальной величины налоговых сборов от изменения налогооблагаемой базы, представляет значительную трудность, так как требует, со стороны налоговых органов, контролируемого расчета налогооблагаемой базы, что в свою очередь не всегда возможно. [11]

Эластичность налоговой базы по эффективной рыночной стоимости потребляемого объема ГСМ может отсутствовать, по определению, при наличие административно - регулируемой системы цен. В этом случае рост издержек на производство ГСМ, снижение спроса или инфляция (в случае когда равновесная рыночная цена ГСМ должна повышаться) не влияет на нормативно установленную фактическую цену и рассчитанную на ее основе налогооблагаемую базу.

Малая эластичность равновесной рыночной цены по ВВП может быть выявлена в результате, например, более экономного использования ГСМ, снижения или неизменности рыночной цены топлива при росте ВВП, или увеличения потребления новых видов топлива, не подпадающих под налогообложение (например, электричества или солнечной энергии). Данный факт в наименьшей степени зависит от администрирования акцизов на ГСМ, так как является следствием изменений в технологии производства. [12]


Следовательно, для достижения высокой эластичности поступлений от акцизов на ГСМ необходимо:

  1. отказаться от административного регулирования цен;
  2. использовать более сложную, но более эффективную адвалорную ставку.

Однако стоит упомянуть, что акцизы на ГСМ не учитывают таких факторов, как разный скоростной режим, более высокий расход топлива из-за «пробок», разительно отличающееся покрытие автодорог, разное воздействие автотранспорта (в зависимости от массы, назначения и габаритов) на интенсивность движения и состояние покрытия автодорог. Учет некоторых из этих факторов требует применения дополнительных обязательных платежей, речь о которых пойдет ниже.

Налогообложение дизельного топлива имеет свои особенности из-за ряда причин. Например дизельное топливо можно использовать в домашнем хозяйстве как топливо для дизельных генераторов электроэнергии или котлов для обогрева помещения. Так же основная часть сельскохозяйственной техники и грузовики использующиеся в грузоперевозках используют дизельное топливо. Кроме того, дизельное топливо имеет меньшие негативными эффектами на окружающую среду по сравнению с бензином. Дизельные двигатели имеют меньший расходом на аналогичный пробег транспортного средства по сравнению с бензиновыми. Все эти факты обуславливают особый подход к акцизному налогообложению дизельного топлива, ставки акциза на дизельное топливо в России установлены ниже чем ставок на бензин. Но тем не менее их стоимость для потребителя, в рознице, примерно одинакова

Возможность контроля, за реализацией ГСМ, по сравнению с другими подакцизными товарами, выше. Это связано с тем, что в России существует небольшое количество производителей ГСМ, а в особенности топлива, и так же учитывается необходимость установления специального оборудования для продажи (например, бензоколонок),

Подакцизные товары

  1. автомобили с объемом двигателя свыше 2500 см.куб.;
  2. природный газ.

Природный газ признается подакцизным товаром, если налогообложение акцизом природного газа предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Объектом налогообложения акцизом признаются операции по реализации (передаче) природного газа, для которых налогообложение акцизами предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Если иное не установлено международными договорами Российской Федерации, налоговая база по операциям реализации (передачи) природного газа определяется как стоимость реализованного (переданного) природного газа за вычетом таможенных платежей и расходов на транспортировку такого газа за пределами территории Российской Федерации.


Налоговый период при совершении операций реализации (передачи) природного газа определяется в соответствии со статьей 192 настоящего Кодекса, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Сумма акциза по реализованному (переданному) природному газу определяется в соответствии со статьей 194 настоящего Кодекса, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Дата реализации (передачи) природного газа определяется в соответствии со статьей 195 настоящего Кодекса, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Акциз по реализованному (переданному) природному газу уплачивается в срок, установленный пунктом 3 статьи 204 настоящего Кодекса, по месту постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Налоговая декларация по акцизам представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа налогового периода, следующего за истекшим налоговым периодом. [14]

Среди всех товаров, являющимися подакцизными, в настоящее время и включенными в Налоговый Кодекс, дифференциация ставок акциза имеет наибольшее значение при налогообложении автомобилей.

Импортные товары.

При внешнеторговых операциях с подакцизными товарами и товарами, произведенными из подакцизного сырья, нормы дифференцированы в зависимости от страны - контрагента. В случае экспорта подакцизных товаров или товаров, в производстве которых использовалось подакцизное сырье, за пределы СНГ сумма потраченная на акциз возмещается или засчитывается в счет будущих налоговых платежей. Налог не взимается в случае экспорта подакцизных товаров в страны СНГ. В случае импорта подакцизных товаров из-за пределов стран СНГ акцизы взимаются с полной таможенной стоимости, включая таможенные пошлины и сборы. При импорте товаров, произведенных на территории СНГ, к зачету принимаются суммы налога, уплаченные в стране происхождения.

Ставки акцизов на импортные товары определяются Постановлениями Правительства РФ или иными законодательными актами и могут расходиться со ставками акцизов на аналогичные российские товары. При начислении акциза на импортный товар объектом обложения является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенных пошлин и обязательных сборов.


Объектом налогообложения по товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов (в абсолютной сумме на единицу обложения) является объем реализованной подакцизной продукции в натуральном выражении.

Механизм уплаты импортных акцизов имеет авансовую форму и не сильно отличается от других таможенных платежей. Суммы, которые должны быть уплачены таможенным органам при импорте подакцизных товаров, определяются на основе специальных ставок, установленных в данной инструкции.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются Статьей 205 НК РФ (ч.2) с учетом положений права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. [1,14]

Заключение

В результате проведённого исследования по теме «Налоговый учет по акцизу» можно сделать следующие выводы.

Акцизы являются косвенными общегосударственными налогами, которыми облагаются товары, из специального перечня. В случае с акцизами деньги, в бюджеты разных уровней, изымаются у населения тонким способом: налогом облагаются производители и продавцы подакцизных товаров, этот налог просто включается в цену производимой и продаваемой продукции, таким образом налоговое бремя несут только те граждане, кто покупает товары данного вида. Акцизы менее справедливы, по сравнению с прямыми налогами, в том плане, что и бедные и богатые платят одинаковую сумму такого налога.

Современные акцизы выделяют два особенных фактора:

  1. налог начисляется либо на стоимость, либо на единицу продукции с поправкой на инфляцию. Так как данный налог в процентах от стоимости очень сложно применять на стадии производства. Это связано с трудностью расчета заводской цены на момент отгрузки. Эта проблема решается с использованием справочных рыночных цен, и налог на стоимость рассчитывается на основе этой цены, после чего по этому результату рассчитывается стоимость единицы продукции и налог взимается на стадии производства.
  2. для кредитования акцизов используются методы налогообложения добавленной стоимости, уплаченных за ресурсы, использованные для производства подакцизной конечной продукции.

Следует избегать каскадной схемы акцизов и использовать методы аналогичные НДС, тем самым обеспечивая взимание акциза как налога только на конечную продукцию.