Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Методические основы изучения развития организации на разных этапах жененного цикла ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее характерные черты всех стадий модели жизненного цикла

Адизеса представлены ниже.

«Выхаживание» - зарождение организации. На этом этапе предприниматель обсуждает идеи нового бизнеса и принимает решение об его создании. 38

Рисунок 2- Модель жизненного цикла организации И. Адизеса

Для успеха необходимы бизнес-идея и энтузиазм по отношению к ней, готовность взять на себя риск основания нового дела и высокий уровень обязательств, финансовая поддержка нового дела и готовность рынка принять новый товар или услугу.

«Младенчество» - начало деятельности компании. Характерными чертами организации на этом этапе являются нечеткая структура, небольшой бюджет, отсутствие отлаженных бизнес-процессов, демократичная персонифицированная оргкультура, слабая субординация, отсутствие системы приема на работу и оценки исполнения заданий. Для успеха необходимы постоянный приток денежных средств и преданность основателя идее построения устойчивой организации. Когда денежные потоки и деятельность организации стабилизируются, начинается следующий этап ее развития.

«Давай-давай» - стадия быстрого роста. Бизнес-идея начинает приносить свои первые плоды, преодолевается нехватка денежных средств, увеличивается объем продаж. Организация работает в «пожарном режиме», чтобы удовлетворить все новые и новые запросы рынка. В этот период в компании могут появляться и «раскрываться» множество неординарных личностей. Периодически между ними могут возникать самые разнообразные острые дискуссии о путях дальнейшего развития.

Чтобы выжить, организация должна четко определять, чем не следует заниматься. Появляется необходимость в административной подсистеме - переход от управления «по интуиции» к более профессиональным действиям. В противном случае организация может попасть в ловушку, когда действия основателя могут привести к гибели его же творения. Преодолевая описанные проблемы, организация движется к следующему этапу - юности[5].

«Юность» - период перерождения организации. Бизнес перерастает индивидуальные способности и возможности основателя. Формируются новая структура, стиль работы, организационная культура, основные бизнес-процессы. Это длительный и болезненный процесс, связанный с конфликтами и противоречиями. Осуществляется переход организации от одного набора проблем к другому.


Во многих случаях именно на этой стадии происходит смена акцентов - с развития любой ценой на повышение качества работы. Возможны конфликты между потребностями самореализации ярких личностей и необходимостью технологичной организации бизнес-процессов. Если систематизация и технологизация менеджерской деятельности произошла успешно, руководство институционализировалось и конструктивно-эффективный менеджмент укоренился, то организация движется к следующему этапу - расцвету.

«Расцвет» - оптимальная точка «кривой» жизненного цикла, где организация достигает баланса между самоконтролем и гибкостью. Организация знает, что делает, куда идет и как достичь намеченных целей. Расцвет - это не точка, после которой сразу же следует падение, а процесс роста. Он является показателем способности организации достигать эффективных результатов в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. Компания на стадии расцвета ориентирована на результат и имеет четкую организационную структуру и систему служебных обязанностей. Четкое планирование сочетается с умением предвидеть будущее и следовать планам, налицо рост продаж и прибыли. В это же время создается сеть новых «младенческих» организаций. Если на этом этапе организация не пополняется новыми силами и не сможет превратить эту точку в «длинную линию», она переходит к стабилизации, которая является концом роста и началом падения.

«Стабилизация» - первая стадия старения в жизненном цикле организации. Еще сильная по уровню своей внутренней организованности, компания уже начинает терять гибкость. Утрачивается дух творчества, сокращаются инновации и не поощряются изменения, которые и привели ее к расцвету. Как только уменьшается гибкость, организация становится зрелой. Она по-прежнему ориентирована на результат, хорошо организована и управляема, однако в ней возникает меньше конфликтов, чем на предыдущих этапах. В таких организациях повышенная привязанность и доверие к прошлому. В то же время организация обычно достигает стабильной позиции на рынке. Происходит неуловимое скольжение к следующей стадии - аристократизму.

«Аристократизм» - укрепляются система контроля и старые традиции, растет формализм в отношениях, в организационной культуре преобладают личные интересы в ущерб целям организации. Происходят дальнейшие изменения в распределении влияния: те, кто делит деньги и прочие блага, устанавливают правила и играют более важную роль, чем люди, которые наращивают бизнес и занимаются производством. На руководящие посты все чаще назначаются по принципу личной лояльности, а не профессионализма. Карьеру в организации начинают успешно делать не яркие, а наоборот, заурядные сотрудники. Все большее значение приобретают внутренние инфраструктурные подразделения - всевозможные хозяйственные службы, финансово-бухгалтерские подразделения, юридическая и кадровая служба. Как правило, профессионалов среди них становится все меньше.


«Ранняя бюрократизация» - этап, когда организация «забывает» о том, что и как делается и обращается к поискам виновных, что приводит к частым конфликтам. Потребитель при этом отодвигается на второй план. На этой стадии эффективность работы практически уже не имеет никакого значения. Начинается борьба за выживание не корпорации, а каждого, кто в ней работает.

«Бюрократизация» и «смерть» - на последней стадии своего развития организация уже не имеет ни работающей команды, ни ориентации на результат, ни склонности к изменениям. Она не создает необходимых для своего самосохранения ресурсов и поэтому обречена. Сосредоточившись на правилах и процедурах, на бессмысленном контроле, компания почти не общается с внешним миром, и клиентам приходится изрядно потрудиться, чтобы пробиться через существующие в организации бюрократические препоны. Клиенты уходят, и если государство или собственник по каким-то соображениям не пожелает продлить это состояние, наступает гибель организации/

Таким образом, И. Адизес акцентирует внимание на двух параметрах жизнедеятельности организации: гибкости и контролируемости. Чем старше компания, тем более жестко она контролируется и становится менее гибкой. Цель руководства — достигнуть и остаться как можно дольше в стадии расцвет, где имеет место оптимальное соотношение этих двух параметров. Организация на каждой стадии имеет свои особенности, причем со сменой этапа развития компании меняется роль лидера, внутренние системы, административная система, размеры компании и т. д. Определяющим фактором успеха организации является способность справляться с проблемами. Адизес выявляет следующую взаимосвязь: рост организации — перемены — проблемы.

Ларри Грейнером, описывает этапы жизненного пути организации. По мнению Грейнера, наибольшее значение для построения модели организационного развития имеют пять ключевых факторов: возрасторганизации; размер организации; этапы эволюции; этапы революции; темпы роста отрасли.

1.2 Методические основы изучения развития организации на разных этапах жененного цикла

Процесс развития в общем случае заключается в том, что организация или человек вырастают из определенных проблем, а в ходе их решения «высвобождается энергия», позволяющая им решать проблемы следующего уровня. Развитие организации в первую очередь означает ее способность справляться с более сложными и масштабными проблемами. При этом функция руководства состоит в управлении организацией так, чтобы сделать ее способной перейти к следующей стадии жизненного цикла, которая предъявит уже новые требования.


В общем случае задача менеджмента заключается не в устранении всех имеющихся в организации проблем, а в том, чтобы сконцентрироваться на проблемах, значимых для текущей стадии жизненного цикла, справиться с ними и перейти на следующую стадию.

Практическая часть работы предполагает проведение исследования, посвященного изучению особенностей развития организации "Домашняя кулинария "Лора" на разных этапах жизненного цикла.

Цель исследования - выявление положительных и отрицательных тенденций, особенностей развития анализируемой организации на разных этапах жизненного цикла.

Предмет исследования - особенности развития организации "Домашняя кулинария "Лора" на разных этапах жизненного цикла.

Объектом исследования являются сотрудники организации "Домашняя кулинария "Лора".

Проведенный анализ особенностей развития организации "Домашняя кулинария "Лора" на разных этапах жизненного цикла послужил основанием для выводов, касающихся существующих положительных и отрицательных сторон работы организации и роли жизненного цикла в ее развитии.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе осуществлялась подготовка к исследованию, разрабатывались его программа и инструментарий.

На втором этапе проведено пилотажное обследование сотрудников организации, неформализованное интервью с руководителями по программе исследования, в результате чего была осуществлена коррекция методики и инструментария.

На третьем этапе были обследованы сотрудники организации, вошедшие в выборочную совокупность.

На четвертом этапе осуществлялась статистическая обработка первичных данных.

Пятый этап - заключительный, на котором проводился анализ и интерпретация полученных результатов, формулировались выводы и подводились итоги исследования.

Первичные данные были получены в ходе опроса сотрудников разных уровней иерархии организации "Домашняя кулинария "Лора".

Социологические исследования бывают разными - наблюдение, интервьюирование, анкетирование. В практике исследования управления социологические исследования, если они подготовлены и проведены достаточно корректно, дают богатую информацию для исследователя. 42

Для исследования особенностей развития организации "Домашняя кулинария "Лора" на разных этапах жизненного цикла была разработана анкета. В анкетировании принимали участие руководители и сотрудники организации. Общая численность респондентов 60 человек.


Результаты, полученные в ходе анкетного опроса, являются составной частью анализа особенностей развития организации на разных этапах жизненного цикла.

Задачей анкеты было изучение мнений сотрудников по проблемам исследования. Вопросы задавались в закрытой и открытой форме для последующего их обобщения и статистической обработки.

Вопросы изложены в наиболее приемлемой, простой, дружелюбной и понятной форме, что у сотрудников не возникло ни единого затруднения, более того, чтобы у них осталось приятное впечатление и ощущение собственной значимости после окончания заполнения анкеты. Анкета включала три блока вопросов:

1. Анализ стадии зарождения организации

2. Анализ стадии роста организации

3. Личная информация

Таким образом, для детального изучения и анализа особенностей развития организации "Домашняя кулинария "Лора" на разных этапах жизненного цикла были использованы следующие методы:

1. Проведен обзор вторичной информации, то есть различных литературных

источников: книг, учебников, периодической литературы. На основании

изученной информации была теоретически обоснована сущность организационного развития, изучены модели жизненного цикла организации.

2. На основе анкеты был проведен опрос сотрудников организации "Домашняя кулинария "Лора".

3. Из уже собранных данных создана база, обработанная с помощью программного средства статистической обработки данных SPSS и Microsoft Excel. В результате получены аналитические таблицы, на основе которых детально изучены процессы развития анализируемой организации.

Для изучения современного этапа развития организации был применен SWOT-анализ. SWOT-анализ - метод исследования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:

- Strengths (сильные стороны),

- Weaknesses (слабые стороны),

- Opportunities (возможности),

- Threats (угрозы)

Анализ особенностей развития организации на разных этапах жизненного цикла предусматривал обобщение и формулирование окончательных выводов и рекомендаций по направлениям анализа.

В данной работе использованы методы декомпозиции, метод сравнения, структуризации целей, параметрический метод анализа, метод групповых оценок, метод моделирования и нормативный метод.

Использованные методики анализа особенностей развития организации позволяют оценить существующий уровень эффективности ее работы. Математическая и логическая обработка суждений и оценок позволяют установить в достаточной степени достоверные и объективные сведения. Данные, получаемые при анализе ответов, выражены в единой системе, что позволяет сравнить разнородные и разновеликие группы.