Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией (Методические основы изучения развития организации на разных этапах жененного цикла ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На стадии зарождения организации большинство ее сотрудников (57%) отметили наличие конфликтов. Также респонденты отмечают наличие таких отрицательных моментов во взаимоотношениях как соперничество в организации (22%), разногласия во мнениях (15%).

Таблица 5

Степень централизации власти на стадии зарождения организации

чел.

%

Централизованная

51

85

Децентрализованная

-

-

Смешанная

9

15

Всего

60

100

Только 7% сотрудников организации указали на наличие сотрудничества и взаимопомощи на ранней стадии развития организации. Это является закономерным, так как на стадии зарождения организации люди не могут в короткие сроки показать высокий уровень построения взаимоотношений. Важно, чтобы к моменту перехода на следующую стадию развития организации сформировался сплоченный коллектив, осуществляющий свою деятельность на основе взаимопомощи и сотрудничества.

Рисунок 8- Уровень построения взаимоотношений на стадии зарождения организации

Характерной особенностью стадии становления организации является борьба за лидерство. Большинство респондентов (63%) отмечают в редких случаях наличие такой борьбы. 30% респондентов отмечают то, что неформальные лидеры в будущем стали формальными.

У формального лидера уже имеется готовая команда для управления. Ему не нужно прикладывать усилий, чтобы заинтересовать людей следовать за ним. Люди подчиняются ему, потому что их связывают договорные отношения. Важно отметить то, что люди, находящиеся в подчинении, обязаны следовать за формальным лидером в рамках этих договорных отношений.

С другой стороны, формальное лидерство не гарантирует поддержку со стороны подчиненных в форс-мажорных ситуациях. Например, в неурочное время. при этом неформальному лидеру такая поддержка гарантирована всегда.

Неформальное лидерство - это довольно естественное и гармоничное явление. К человеку тянутся, как к лидеру, который может за собой повести. Его личность притягивает. Неформальный лидер может даже не занимать руководящую должность, может не иметь высокого статуса в обществе.

Таблица 6

Наличие борьбы формальных и неформальных лидеров на стадии зарождения

чел.

%

Иногда встречалось

-

-

Редко встречалось

38

63

Встречалось очень часто

4

7

Неформальные лидеры в будущем стали формальными

18

30

Всего

60

100


Мотивация как инструмент побуждения работников к выполнению поставленных задач должен присутствовать в арсенале каждого менеджера. Управленец должен правильно и четко понимать, что побуждает его сотрудников к труду, что он должен использовать для создания благоприятного климата в коллективе. Менеджер также должен уметь найти подход к личности каждого своего работника. Отсутствие каких-либо форм вознаграждений, построенных на основе проделанной работы, серьезно сказывается на мотивации персонала. На ранней стадии развития также важно применять такой инструмент, как мотивация персонала.

Большинство сотрудников организации "Домашняя кулинария "Лора" (92%) отмечают применение руководителем мотивации на стадии зарождения лишь в редких случаях или совсем ее отсутствие (8%).

Рисунок 9- Характеристика уровня мотивации труда на стадии зарождения организации

Среди факторов, которые позволили организации перейти на следующую стадию развития большинство сотрудников организации выделяют появление новых рынков сбыта продукции (30%), увеличение потребительского спроса (20%), рост объема производства (15%), рост рентабельности и платежеспособности организации (15%), нехватка персонала организации (12%), необходимость расширения организации (8%).

Таблица 7

Факторы, которые позволили организации перейти на следующую стадию развития

чел.

%

Появление новых рынков сбыта продукции

18

30

Увеличение потребительского спроса

12

20

Рост объема производства

9

15

Рост конкурентоспособности организации

-

-

Рост рентабельности и платежеспособности организации

9

15

Необходимость расширения организации

5

8

Нехватка персонала организации

7

12

Слаженная работа коллектива

-

-

Умение достигать организационные цели

-

-

Всего

60

100

В качестве основных проблем стадии зарождения организации большинство сотрудников организации отмечают отсутствие необходимого оборудования (27%), нехватка финансовых ресурсов (23%), неумение ставить и реализовывать организационные цели (20%), отсутствие четкой стратегии и видения на перспективу (17%), проблемы во взаимоотношениях в коллективе (13%).


Таблица 8

Основные проблемы стадии зарождения организации

чел.

%

Неумение ставить и реализовывать организационные цели

12

20

Нехватка финансовых ресурсов

14

23

Отсутствие четкой стратегии и видения на перспективу

10

17

Низкий уровень квалификации персонала

-

-

Отсутствие необходимого оборудования

16

27

Проблемы во взаимоотношениях в коллективе

8

13

Всего

60

100

Таким образом, анализ развития организации на стадии ее зарождения позволил сделать следующие выводы:

- На продолжительность стадии зарождения организации оказали влияние в большей степени такие факторы как скорость изменения внешней среды организации (55%), запросы потребителей (20%), сложность документального оформления организации (12%).

- Продолжительность стадии зарождения организации "Домашняя кулинария "Лора" в г. Кузнецке составляла 3-4 года.

- Среди факторов, оказавших отрицательное воздействие на переход организации на следующую стадию респонденты в большей степени выделяют организационную культуру в коллективе (38%), плохо оборудованные рабочие места (20%), низкая заработная плата сотрудников (17%).

- На начальной стадии для принятия решений руководство учитывало мнение работников, то есть наблюдалась обратная связь от низших уровней управления.

- Большинство респондентов (95%) отметили то, что на стадии зарождения отсутствовала организационная структура управления организацией.

- Большинство сотрудников отметили централизованный характер распределения власти в организации (85%).

- На стадии зарождения организации большинство ее сотрудников (57%) отметили наличие конфликтов.

- Большинство респондентов (63%) отмечают в редких случаях наличие борьбы за лидерство на начальной стадии развития организации.

- Большинство сотрудников организации "Домашняя кулинария "Лора" (92%) отмечают применение руководителем мотивации на стадии зарождения лишь в редких случаях или совсем ее отсутствие (8%).

- Среди факторов, которые позволили организации перейти на следующую стадию развития большинство сотрудников организации выделяют появление новых рынков сбыта продукции (30%), увеличение потребительского спроса (20%)

- В качестве основных проблем стадии зарождения организации большинство сотрудников организации отмечают отсутствие необходимого оборудования (27%), нехватка финансовых ресурсов (23%)


2.2 Анализ стадии роста организации

Организации удалось пройти самый сложный период — стадию становления. Сформулирована новая идея, товарный ассортимент, получены средства, налажено производство, и товар поступил на рынок. Проект был хорошо продуман, предприятие заработало, количество потребителей стало существенно увеличиваться. Можно радоваться: организация растет, появляются все новые и новые клиенты. Это уже следующая стадия формирования организации — стадия роста.

Для удовлетворения растущего спроса организация должна быстро переструктурироваться, должны появиться новые отделы, подразделения, установлены связи между ними. Многие организации начинают привлекать к работе с клиентами не только собственные структуры, но и другие организации, например, по договорам. В связи с быстрым ростом обостряется проблема управляемости организацией, включения новых подразделений, установления новых и оптимизация старых связей. Для ряда отраслей бизнеса существенно долгосрочное взаимодействие с клиентом, поэтому становится важным создание поддерживающих структур, например, сервиса или дополнительных услуг. Для

поддержания хорошего спроса важными становятся вопросы рекламы, создания имиджа организации, установления контактов с общественностью, внешней средой в целом.

Таблица 9

Факторы, в наибольшей степени оказывающие влияние на продолжительность стадии роста организации

чел.

%

Скорость изменения внешней среды организации

30

50

Высокий уровень конкуренции

2

3

Запросы потребителей

20

33

Наличие управленческих умений руководства

8

13

Влияние экономической ситуации в регионе

-

-

Политическая обстановка в стране

-

-

Всего

60

100

На продолжительность стадии роста организации оказали влияние такие факторы как в большей степени скорость изменения внешней среды организации (50%), запросы потребителей (33%), в меньшей степени - наличие управленческих умений руководства (13%), высокий уровень конкуренции (3%).

Таблица 10


Продолжительность стадии роста организации

чел.

%

Меньше одного года

-

-

1-2 года

-

-

3-4 года

15

25

Более 5 лет

45

75

Всего

60

100

Большинство сотрудников организации считают, что стадия роста организации имела продолжительность более пяти лет. За это время в организации увеличился ассортимент продукции, объем производства и продаж, начали появляться самостоятельные торговые точки, соответственно произошло изменение организационной структуры в связи с увеличением персонала.

Рисунок 10- Факторы, которые оказали отрицательное воздействие на переход организации на следующую стадию

К наиболее значимым факторам, определившим продолжительность стадии роста организации относятся недостаточная профессиональная подготовка персонала (53%), плохие санитарно-гигиенические условия (20%), стили руководства, применяемые руководителем (17%), и в меньшей степени - плохо оборудованные рабочие места (7%).

Подготовка и обучение персонала - составные части единого процесса, как две стороны медали. И если обучение связано с развитием общих интеллектуальных способностей индивида, то подготовка - с приобретением знаний, имеющих прямое отношение к выполняемой этим человеком работе.

Если на стадии роста персонал организации "Домашняя кулинария "Лора" не соответствовал требованиям того периода и потребностям руководства, это во многом затрудняло переход организации на следующую стадию.

Таблица 11

Субъекты принятия ключевых решений на стадии развития организации

чел.

%

Г енеральный директор

42

70

Зам. генерального директора

10

17

Зав. производством

8

13

Бухгалтер

-

-

Учитывалось мнение работников

-

-

Всего

60

100

В отличии от ранней стадии развития организации, на следующей стадии большинство решений принимались генеральным директором (70%), его заместителем (17%) или заведующим производственным процессом (13%). Заметны коренные изменения в системе управления организацией, не было случайного управления и наблюдалось отсутствие обратной связи, не учитывалось мнение подчиненных.