Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций МИД России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Классификация коммуникационных барьеров

В первую очередь стоит привести классификацию зон межличностного общения, которая отражает насколько расстояние между собеседниками может оказывать психологическое давление на беседующих.

  • Зона публичного общения (более 3 м). Если вы сидите в огромном зале и слушаете выступление оратора, то можно сказать, что вы попали в ситуацию публичного общения. Пространство, отделяющее вас от выступающего, и является зоной публичного общения.
  • Зона формального общения (от 1,5 м до 3 м). На такой дистанции обычно ведутся деловые, а также случайные и малозначимые разговоры.
  • Зона личного общения (от 0,5 м до 1,5 м). Границы этой зоны различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые друг другу люди.
  • Зона интимного общения (от 0,5 м до непосредственного телесного контакта). На таком расстоянии обычно общаются влюбленные, родители с детьми, очень близкие друзья.

Теперь обратимся непосредственно к барьерам коммуникации.

Их можно разделить на макро- и микробарьеры, т.е. барьеры внешней и внутренней среды.

Что же является предпосылкой для из возникновения макробарьеров:

  • перегрузка информацией, которая обесценивается и занимает слишком большой объем;
  • неспособность или плохое использование информацией;
  • ограниченность доступа к информации;
  • множество источников информации.

Причины появления микробарьеров:

  • особенности мышления и мировоззрения;
  • недостаточная компетентность в том или ином вопросе;
  • различие вкладываемого смысла в термины и лексику;
  • особенности личности, характера;
  • социальные, политические, профессиональные, религиозные различия и т.д.

Рассмотрим различные барьеры подробнее.

Коммуникативные барьеры

Такие барьеры имеют социальный и психологический характер, возникают на уровне «собеседник-собеседник» в сообщении отправителя, в обмене мнениями между отправителем и получателем, в выборе носителя (электронная почта, компьютер, официальная речь т.п.). Они зависят от индивидуальных особенностей участников коммуникации, от умения собеседников перекодировать мысли в слова, слушать и концентрировать внимание, возникают через особые социально-психологические отношения, которые сложились между партнерами (антипатия, недоверие и т.п.), а также через своеобразный «фильтр» доверия или недоверия, что искажает правдивость информации в зависимости от субъективного отношения людей друг к другу.


Коммуникативные барьеры можно разделить на три группы по степени прозрачности: избегание, авторитет, непонимание. По своей природе любой барьер – это механизм защиты от нежелательной, опасной или ненужной с его точки зрения информации.

Практически непрозрачным барьером является избегание. Убежать от нежелательной информации и ее влияния возможно как физически (избегать не предусматривает контакт с самим носителем такой информации), так и психологически (забывание информации или «углубление в себя» во время слушания).

Второй барьер авторитет - действует следующим образом: информация поступает в сознание, но на этом пути она существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е., в конечном счете, становится ненадежной и малозначимой.

Третий барьер непонимание, тончайший способ снизить влияние информации путем ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла.

Логический барьер

Это так называемое отсутствие «общего языка». Каждого человека отличает свое мировоззрение, точка зрения и восприятие мира и ситуации, что может не совпадать с восприятием собеседника.

Кроме того, одни и те же слова по той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл, который есть всегда индивидуально-личностным: он зарождается в сознании того, кто говорит, но не обязательно является понятным тому, кто слушает. Более того, сама мысль порождается различными потребностями человека. Вот почему за каждой мыслью стоит мотив, который и является первичной инстанцией в порождение речи.

Трудности возникают в связи с неадекватным пониманием информации. Основная проблема, которая заложена в непонимании, связанна с особенностями мышления реципиента, ведь партнер по общению понимает все по-своему, а не так, как сказал отправитель информации.

Конечно, логический барьер может возникнуть каждый раз, когда партнеры различаются особенностями мыслительной деятельности и не считают нужным учитывать специфику друг друга.

Преодолеть логический барьер, как считают специалисты, можно только одним путем: «идти от партнера», то есть пытаться понять то, как он строит свои умозаключения и в чем заключаются различия.

Фонетический барьер

Включает в себя особенности языка. Собеседники могут разговаривать на разных языках, диалектах, их речь может иметь такие особенности как дефекты речи и дикции, неправильное построение предложений.


Этот барьер могут породить также невыразительное вещание, злоупотребление большим количеством звуков-паразитов, язык – скороговорка или очень громкий разговор.

Психологически причина непонимания кроется в том, что все внимание индивида, на которого направлен поток оскорбительных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а в отношении того, кто говорит, к партнеру. И как результат возникает защитная реакция, т.е. происходит смещение внимания, который блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные партнеру, который слушает, им не осознаются. Вполне понятно, чтобы такого барьера не было, необходимо говорить четко, не очень громко, избегая говорить со скоростью.

Также психологи советуют использовать вербальные средства и сказать, например: «Если вы будете говорить медленнее, тише и спокойнее, то я вас лучше пойму». Такая фраза дает возможность партнеру перестроиться.

Семантический барьер

Причина возникновения - отсутствие совпадений в системах значений партнеров по коммуникации, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Другими словами, он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей.

Семантический барьер - это, во-первых, проблема в жаргоне и сленге; во-вторых, он вызывается ограниченным лексиконом у одного из собеседников; в-третьих, его причинами могут быть социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие особенности общения.

Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре с ним понятную для него лексику. При этом слова, которые имеют разное значение, следует объяснять: в каком смысле вы принимаете то или иное слово. Необходимо также помнить о том, что языковые нормы, специфика вашего языка должны изменяться в зависимости от того, к кому направлено сообщение.

Стилистический барьер

Такой барьер появляется, если стиль речи и ситуация общения или стиль речи не соответстует психологическому состоянию реципиента[10].

Собеседник может не воспринять критическое замечание собеседника, потому что оно было сказано в дружественной манере. Т.е. стиль может быть неуместным, слишком трудным, не соответствовать коммуникативной ситуации и намерениям партнера.

Если коммуникатор использует речевые обороты: «Вам нужно», «Вы обязаны», «Ты должен» и подобные, у реципиента возникает явное или скрытое сопротивление. Такому стилю, который имеет принудительный характер, противостоит другая философия отношений, которую называют парадигмой возможного: «Возможно», «Желательно, чтобы вы»,
«можно» и др.


Психологи советуют придерживаться двух основных приемов структурирования информации (речь идет прежде всего о деловой сфере): правила рамки и правила цепи.

Сущность правила рамки заключается в том, что начало и конец (цели, намерения, перспективы, результаты и выводы) любого разговора следует четко очертать, ведь они в информационном ряду запоминаются лучше.

Правило цепи определяет «внутреннее» структурирование коммуникативного процесса. Речь идет о том, что необходимая для анализа проблемы информация должна образовывать цепь, в которой сообщения объединены по определенным признакам. Очень важным является и последовательность изложения всей информации в целом.

Считается, что сообщение воспринимается лучше, если оно построено таким образом:

  • от внимания к интересу;
  • от интереса к основным положениям;
  • от основных положений до возражений и вопросов;
  • ответы, выводы, резюмирование.

Стилистический барьер может возникнуть и при условии, что форма коммуникации и ее содержание не соответствуют друг другу. К примеру, пригласили на беседу, а вместо диалога был односторонний монолог, вызывающий у собеседника не только недовольство, но и непонимание самой информации, так как негативные эмоции, которые не позволяют эффективно слушать, мешают сосредоточиться и воспринимать услышанное.

Стилистический барьер возникает и тогда, когда информация передается научно-канцелярским стилем, понятных во время чтения и затруднения в слуховом восприятии.

Вывод: Классификация барьеров коммуникации поражает своим разнообразием. Процесс общения всегда сопряжен со множеством нюансов и проблем, которые необходимо своевременно преодолевать, чтобы добиться самого эффективного результата от беседы.

ГЛАВА 2 Коммуникационные барьеры на примере МИД России


2.1 Общая характеристика МИД России

Министерство иностранных дел (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации и осуществляет государственное управление в области внешней политики, т.е. отношений РФ с другими странами, общественными организациями и объединениями.


МИД России подчиняется Президенту РФ, а его деятельность регламентируется Конституцией РФ и различными нормативными актами.

К функциям министерства можно отнести:

  • выработка стратегии внешней политики РФ,
  • реализация внешнеполитического курса РФ,
  • нормативно-правовое обеспечение и контроль деятельности РФ в сфере международных отношений.

Структура МИД России отличается разнообразием и может быть охарактеризована, как девизионная. На данный момент в ЦА МИД России работает свыше 3500 человек, в то время как за границей внешнеполитическую деятельность РФ обеспечивает порядка 8500 сотрудников.

Рисунок 3

Общая структура МИД России

Министра, возглавляющего ведомство, а также его заместителей назначает непосредственно Президент РФ. Ему подчиняются весь центральный аппарат МИД России, более 150 дипломатические представительства (посольства и генеральные консульства), официальные представительства при международных организациях, подведомственные структуры (МГИМО, Высшие курсы иностранных языков, поликлиника МИД России, Колледж МИД России и т.д.), представительства МИД России в субъектах Федерации.

Практическая часть данной курсовой работы сконцентрирует свое внимание на решении проблем коммуникационных барьеров в Центральном аппарате МИД России

Рисунок 4

Структура ЦА МИД России

Структура центрального аппарата МИД России включает в себя подразделения (департаменты и службы). Департаменты возглавляются директорами и, в свою очередь, делятся на отделы, которыми руководят начальники. Департаменты можно разделить по назначению разделяются на территориальные (отношения России с конкретными странами, сгруппированными по региональному признаку) и функциональные (выполняющие определенные виды функций). Численность каждого департамента достаточно сильно варьируется в зависимости от деятельности подразделения и может составлять как от 20, так и до 60-70 сотрудников.

Кадровое обеспечение МИД России.

Кадровая политика МИД России осуществляется с помощью специализированного подразделения – Департамента кадров, который координирует кадровое обеспечение как Центрального аппарата, так и многочисленных загранпредставительств.

В своей деятельности департамент руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными актами, Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, решениями коллегии и приказами руководства министерства.