Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций МИД России.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Коммуникация и ее эффективность, классификация и характеристика коммуникационных барьеров
1.1. Понятия коммуникации и ее эффективности,коммуникационных барьеров
1.2. Классификация коммуникаций
1.3 Классификация коммуникационных барьеров
ГЛАВА 2 Коммуникационные барьеры на примере МИД России
2.1 Общая характеристика МИД России
2.2 Коммуникационный процессы и барьеры в МИД России
ГЛАВА 3 Проблемы эффективности коммуникаций МИД России и пути их решения
1.3 Классификация коммуникационных барьеров
В первую очередь стоит привести классификацию зон межличностного общения, которая отражает насколько расстояние между собеседниками может оказывать психологическое давление на беседующих.
- Зона публичного общения (более 3 м). Если вы сидите в огромном зале и слушаете выступление оратора, то можно сказать, что вы попали в ситуацию публичного общения. Пространство, отделяющее вас от выступающего, и является зоной публичного общения.
- Зона формального общения (от 1,5 м до 3 м). На такой дистанции обычно ведутся деловые, а также случайные и малозначимые разговоры.
- Зона личного общения (от 0,5 м до 1,5 м). Границы этой зоны различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые друг другу люди.
- Зона интимного общения (от 0,5 м до непосредственного телесного контакта). На таком расстоянии обычно общаются влюбленные, родители с детьми, очень близкие друзья.
Теперь обратимся непосредственно к барьерам коммуникации.
Их можно разделить на макро- и микробарьеры, т.е. барьеры внешней и внутренней среды.
Что же является предпосылкой для из возникновения макробарьеров:
- перегрузка информацией, которая обесценивается и занимает слишком большой объем;
- неспособность или плохое использование информацией;
- ограниченность доступа к информации;
- множество источников информации.
Причины появления микробарьеров:
- особенности мышления и мировоззрения;
- недостаточная компетентность в том или ином вопросе;
- различие вкладываемого смысла в термины и лексику;
- особенности личности, характера;
- социальные, политические, профессиональные, религиозные различия и т.д.
Рассмотрим различные барьеры подробнее.
Коммуникативные барьеры
Такие барьеры имеют социальный и психологический характер, возникают на уровне «собеседник-собеседник» в сообщении отправителя, в обмене мнениями между отправителем и получателем, в выборе носителя (электронная почта, компьютер, официальная речь т.п.). Они зависят от индивидуальных особенностей участников коммуникации, от умения собеседников перекодировать мысли в слова, слушать и концентрировать внимание, возникают через особые социально-психологические отношения, которые сложились между партнерами (антипатия, недоверие и т.п.), а также через своеобразный «фильтр» доверия или недоверия, что искажает правдивость информации в зависимости от субъективного отношения людей друг к другу.
Коммуникативные барьеры можно разделить на три группы по степени прозрачности: избегание, авторитет, непонимание. По своей природе любой барьер – это механизм защиты от нежелательной, опасной или ненужной с его точки зрения информации.
Практически непрозрачным барьером является избегание. Убежать от нежелательной информации и ее влияния возможно как физически (избегать не предусматривает контакт с самим носителем такой информации), так и психологически (забывание информации или «углубление в себя» во время слушания).
Второй барьер - авторитет - действует следующим образом: информация поступает в сознание, но на этом пути она существенно обесценивается через субъективное снижение авторитетности ее источника, т.е., в конечном счете, становится ненадежной и малозначимой.
Третий барьер - непонимание, тончайший способ снизить влияние информации путем ее искажения до неузнаваемости, предоставление ей нейтрального смысла.
Логический барьер
Это так называемое отсутствие «общего языка». Каждого человека отличает свое мировоззрение, точка зрения и восприятие мира и ситуации, что может не совпадать с восприятием собеседника.
Кроме того, одни и те же слова по той или иной ситуации могут иметь совершенно иной смысл, который есть всегда индивидуально-личностным: он зарождается в сознании того, кто говорит, но не обязательно является понятным тому, кто слушает. Более того, сама мысль порождается различными потребностями человека. Вот почему за каждой мыслью стоит мотив, который и является первичной инстанцией в порождение речи.
Трудности возникают в связи с неадекватным пониманием информации. Основная проблема, которая заложена в непонимании, связанна с особенностями мышления реципиента, ведь партнер по общению понимает все по-своему, а не так, как сказал отправитель информации.
Конечно, логический барьер может возникнуть каждый раз, когда партнеры различаются особенностями мыслительной деятельности и не считают нужным учитывать специфику друг друга.
Преодолеть логический барьер, как считают специалисты, можно только одним путем: «идти от партнера», то есть пытаться понять то, как он строит свои умозаключения и в чем заключаются различия.
Фонетический барьер
Включает в себя особенности языка. Собеседники могут разговаривать на разных языках, диалектах, их речь может иметь такие особенности как дефекты речи и дикции, неправильное построение предложений.
Этот барьер могут породить также невыразительное вещание, злоупотребление большим количеством звуков-паразитов, язык – скороговорка или очень громкий разговор.
Психологически причина непонимания кроется в том, что все внимание индивида, на которого направлен поток оскорбительных слов, концентрируется не на смысле объяснения, а в отношении того, кто говорит, к партнеру. И как результат возникает защитная реакция, т.е. происходит смещение внимания, который блокирует анализаторскую деятельность мозга, и слова, адресованные партнеру, который слушает, им не осознаются. Вполне понятно, чтобы такого барьера не было, необходимо говорить четко, не очень громко, избегая говорить со скоростью.
Также психологи советуют использовать вербальные средства и сказать, например: «Если вы будете говорить медленнее, тише и спокойнее, то я вас лучше пойму». Такая фраза дает возможность партнеру перестроиться.
Семантический барьер
Причина возникновения - отсутствие совпадений в системах значений партнеров по коммуникации, т.е. лингвистического словаря языка, с полной смысловой информацией. Другими словами, он имеет место тогда, когда партнеры пользуются одними и теми же знаками (и словами тоже) для обозначения совершенно разных вещей.
Семантический барьер - это, во-первых, проблема в жаргоне и сленге; во-вторых, он вызывается ограниченным лексиконом у одного из собеседников; в-третьих, его причинами могут быть социальные, культурные, психологические, национальные, религиозные, профессиональные, групповые и другие особенности общения.
Чтобы преодолеть семантический барьер, необходимо понять особенности другого человека и использовать в разговоре с ним понятную для него лексику. При этом слова, которые имеют разное значение, следует объяснять: в каком смысле вы принимаете то или иное слово. Необходимо также помнить о том, что языковые нормы, специфика вашего языка должны изменяться в зависимости от того, к кому направлено сообщение.
Стилистический барьер
Такой барьер появляется, если стиль речи и ситуация общения или стиль речи не соответстует психологическому состоянию реципиента[10].
Собеседник может не воспринять критическое замечание собеседника, потому что оно было сказано в дружественной манере. Т.е. стиль может быть неуместным, слишком трудным, не соответствовать коммуникативной ситуации и намерениям партнера.
Если коммуникатор использует речевые обороты: «Вам нужно», «Вы обязаны», «Ты должен» и подобные, у реципиента возникает явное или скрытое сопротивление. Такому стилю, который имеет принудительный характер, противостоит другая философия отношений, которую называют парадигмой возможного: «Возможно», «Желательно, чтобы вы»,
«можно» и др.
Психологи советуют придерживаться двух основных приемов структурирования информации (речь идет прежде всего о деловой сфере): правила рамки и правила цепи.
Сущность правила рамки заключается в том, что начало и конец (цели, намерения, перспективы, результаты и выводы) любого разговора следует четко очертать, ведь они в информационном ряду запоминаются лучше.
Правило цепи определяет «внутреннее» структурирование коммуникативного процесса. Речь идет о том, что необходимая для анализа проблемы информация должна образовывать цепь, в которой сообщения объединены по определенным признакам. Очень важным является и последовательность изложения всей информации в целом.
Считается, что сообщение воспринимается лучше, если оно построено таким образом:
- от внимания к интересу;
- от интереса к основным положениям;
- от основных положений до возражений и вопросов;
- ответы, выводы, резюмирование.
Стилистический барьер может возникнуть и при условии, что форма коммуникации и ее содержание не соответствуют друг другу. К примеру, пригласили на беседу, а вместо диалога был односторонний монолог, вызывающий у собеседника не только недовольство, но и непонимание самой информации, так как негативные эмоции, которые не позволяют эффективно слушать, мешают сосредоточиться и воспринимать услышанное.
Стилистический барьер возникает и тогда, когда информация передается научно-канцелярским стилем, понятных во время чтения и затруднения в слуховом восприятии.
Вывод: Классификация барьеров коммуникации поражает своим разнообразием. Процесс общения всегда сопряжен со множеством нюансов и проблем, которые необходимо своевременно преодолевать, чтобы добиться самого эффективного результата от беседы.
ГЛАВА 2 Коммуникационные барьеры на примере МИД России
2.1 Общая характеристика МИД России
Министерство иностранных дел (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации и осуществляет государственное управление в области внешней политики, т.е. отношений РФ с другими странами, общественными организациями и объединениями.
МИД России подчиняется Президенту РФ, а его деятельность регламентируется Конституцией РФ и различными нормативными актами.
К функциям министерства можно отнести:
- выработка стратегии внешней политики РФ,
- реализация внешнеполитического курса РФ,
- нормативно-правовое обеспечение и контроль деятельности РФ в сфере международных отношений.
Структура МИД России отличается разнообразием и может быть охарактеризована, как девизионная. На данный момент в ЦА МИД России работает свыше 3500 человек, в то время как за границей внешнеполитическую деятельность РФ обеспечивает порядка 8500 сотрудников.
Рисунок 3
Общая структура МИД России
Министра, возглавляющего ведомство, а также его заместителей назначает непосредственно Президент РФ. Ему подчиняются весь центральный аппарат МИД России, более 150 дипломатические представительства (посольства и генеральные консульства), официальные представительства при международных организациях, подведомственные структуры (МГИМО, Высшие курсы иностранных языков, поликлиника МИД России, Колледж МИД России и т.д.), представительства МИД России в субъектах Федерации.
Практическая часть данной курсовой работы сконцентрирует свое внимание на решении проблем коммуникационных барьеров в Центральном аппарате МИД России
Рисунок 4
Структура ЦА МИД России
Структура центрального аппарата МИД России включает в себя подразделения (департаменты и службы). Департаменты возглавляются директорами и, в свою очередь, делятся на отделы, которыми руководят начальники. Департаменты можно разделить по назначению разделяются на территориальные (отношения России с конкретными странами, сгруппированными по региональному признаку) и функциональные (выполняющие определенные виды функций). Численность каждого департамента достаточно сильно варьируется в зависимости от деятельности подразделения и может составлять как от 20, так и до 60-70 сотрудников.
Кадровое обеспечение МИД России.
Кадровая политика МИД России осуществляется с помощью специализированного подразделения – Департамента кадров, который координирует кадровое обеспечение как Центрального аппарата, так и многочисленных загранпредставительств.
В своей деятельности департамент руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными актами, Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, решениями коллегии и приказами руководства министерства.