Файл: Исследование и диагностика конфликта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае принятия в качестве критерия уровень организации общественной жизни, то конфликты могут быть подразделены на: глобальные; региональные; межгосударственные; межнациональные; межклассовые или между разными слоями общества; межгрупповые; межпартийные; межличностные политические.

В случае же взятия в качестве критерия количества участвующих сторон, т. е. круг участников, то такие конфликты могут быть двух-, трех-, и многосторонними.

В случае взятия в качестве критерия показатель уровня степени силового давления, то конфликты могут быть подразделены на невооруженные (таможенные войны) и вооруженные, представляющие собой разномасштабное фактическое ведение военных действий.

В случае взятия в качестве критерия показатель уровня степени противоречий, то конфликты могут быть в данном случае агрессивными и компромиссными. Также могут иметь место конфликты по основным и по неосновным вопросам.

Принимая во внимание мотивацию конфликта, а также субъективные восприятия ситуации, конфликты могут быть подразделены на следующие группы[4, с.94]:

- ложный – имеет место факт восприятия субъектом ситуации в качестве конфликтной, невзирая на отсутствие реальных причин для этого

В данном случае можно говорить об отсутствии объективных оснований, а также о возникновении конфликта как следствие проведения ложных представлений.

- потенциальный – имеет место существование реальных оснований для того, чтобы возник конфликт, но пока одной из сторон или обеими в силу тех или иных причин еще не осознана ситуация в качестве конфликтной

Возникновение конфликта в данном случае может иметь место по причине возникновения объективных причин, но до определенного времени не имеет место его актуализация.

- истинный – имеет место факт реального столкновения между сторонами

Имеет место в данном случае объективное существование столкновения интересов, а также осознается участниками и не находится в зависимости от легко изменяемого фактора. Такой конфликт может подразделяться на следующие подвиды: конструктивный, который возникает, основываясь на реально существующие между субъектами противоречия; случайный, или условный, возникновение которого имеет место по недоразумению или случайному стечению обстоятельств, что не осознается со стороны его участников; смещенный, возникновение которого имеет место основываясь на скрытой истинной причине; неверно приписанный конфликт, являющийся конфликтом, при котором имеет место нахождение истинного виновника «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, которые не имеют к нему отношения.


В качестве других подходов к вопросу классификации конфликтов выступают [21, с.118]: внешний – при них имеет место наличие конфронтации между субъектами; внутренний – наличие конфронтации мотивов, намерений, целей субъекта; конфликт выбора – возникновение затруднения осуществления выбора одной из двух равных целей; конфликт выбора наименьшего зла – прослеживается наличие затруднения выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен; групповой – между группами людей; коммуникативный – является результатом речевого противостояния, является следствием барьеров понимания установки первого впечатления; мотивационный – проявление которого прослеживается между потребностями и намерениями; открытый – проведение борьбы с целью нанести ущерб противнику; скрытый – наличие неявного противостояния, напряженных взаимоотношений; конфликт потребностей – выступает в качестве разновидности мотивационного, имеющего непосредственную связь с тем, что у человека есть желание достичь противоречивых целей; конфликт потребности и социальной нормы – имеет место между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами; статусный – конфронтация, которая определяется посредством статуса и роли участников; целевой – наличие проявляемой конфронтации касательно достижения определенной цели.

ГЛАВА 2. Особенности диагностики и исследования конфликта

2.1 Диагностика и исследование конфликта

Диагностику (от греч. Diagnostik – способный распознавать) принято понимать в качестве способности к распознаванию методами, действие которых направлено на «схватывание» целостности. Диагностика обладает неразрывной связью с анализом и синтезом.

Характерной особенностью в данном случае можно назвать то, что научной литературой рассматриваются ряд подходов к проведению диагностики конфликтов, каждому из которых присуще наличие разработанных своих специфических методов. В качестве имеющих наибольшую распространенность выступают социологический и психологический подходы. Кроме того, в последнее время на стыке этих двух наук наблюдается формирование социально-психологического подхода исследования конфликтов.


Специфика социально-психологического подхода заключается в изучении отражения конфликтов в сознании индивида, психологических причин его возникновения, протекания и разрешения. Подвергаются изучению проблемы однозначности и адекватности понимания составляющих конфликта конфликтующими сторонами, сущность и особенности субъективных переживаний ситуации конфликта, осознание его причин и действующих лиц. [25, с.106]

В психологии конфликта имеют достаточно широкое применение такие подходы к его исследованию, как[26, с.94]:

диспозиционный, основу которого составляет процесс поиска причин, приведших к конфликту, в диспозициях, конфликтных чертах личности, ее установках;

ситуационный, который рассматривает имеющее место конфликтное поведение личности в качестве некоего результата действия исключительного воздействия со стороны ситуационных факторов, который не находится в зависимости от внутренней мотивации.

В качестве имеющих наибольшее распространение в психологии выступают такие методы диагностики конфликтов, как[28, с.72]:

- осуществление экспериментального конструирования конфликта, преимущественно в лабораторных условиях (в настоящее время эксперимент имеет крайне редкое применение при изучении поведения в конфликтной ситуации, однако ролевые игры и моделируемые конфликтные ситуации выступают в качестве составной части социально-психологического тренинга «Деловое общение»);

- осуществление изучения «конфликтогенных» явлений в группах: выявление и рассмотрение предрасположенности к агрессивному поведению отдельных лиц, наличие микрогрупп, для которых характерным является отрицательная направленность и др. (для этого имеет место применение различных личностных опросников и тестов, а также вариантов социометрии, посредством чего происходит выявление самооценки поведения работника и должно иметь место дополнение исследованиями объективных характеристик конфликтного поведения работника);

- методы анамнеза и самооценки, представляющие собой описание конкретных конфликтов или конфликтных ситуаций, которые уже состоялись.

Более эффективным можно назвать осуществление комплексного использования различных методов, посредством которых предоставляется возможность проводить дополнение друг друга и устранять имеющиеся недостатки в применении того или иного метода.

В качестве перспективного можно назвать соотношение номотетического и идеографического подходов к описанию и объяснению поведения человека в конфликте.


Идеогpафический способ исследования имеет в качестве своего ориентира проведение описания и объяснения сложного целого. Описание должно отличаться полнотой и конкретностью, а единичный элемент, т. е. личность, должен быть представлен в качестве уникального феномена.

Номотетическое же исследование, наоборот, имеет в качестве своего ориентира открытие общих законов, являющихся справедливыми для любого частного случая. Раскрытие основных структур и процессов осуществляется посредством прибегания к экспериментальным процедурам[24, с.120].

В состав социологического подхода входят такие методы проведения диагностики, как:

- осуществление мер по выявлению структуры социального конфликта, в состав чего входит субъект конфликта (конфликтующие стороны); отношения, имеющие место непосредственно между конфликтующими сторонами; предмет конфликта; внешняя социальная среда;

- проведение универсальной схемы понятийного описания конфликта, т. е., говоря другими словами, - проведение описания вербального и невербального поведения сторон конфликта по отношению к: содержанию конфликта; созданию собственного имиджа; созданию имиджа противника; укреплению своих позиций; ослаблению позиции противника; достигаемым целям; целям, препятствующим укреплению позиции противника; действиям противника.

Является теоретической моделью, основу которой составляют такие общие понятия, как сущность, классификация, структура, функция, генезис, эволюция, динамика, системно-информационное описание, предупреждение, разрешение, исследование и диагностика;

- проведение диагностики структурных элементов конфликта, в состав которой входит проведение 27 этапов и понятий: содержание полного состава участников конфликта, определение роли, занимаемой каждым участником, осуществление выяснения мотивов конфликтующих сторон и т.д.

- проведение мер по определению основных фаз конфликта и их характерные особенности: предконфликтное состояние – конфликтоген – напряженность – основание конфликта – конфликт – нагнетание напряженности – разрешение конфликта. Исследование этих фаз проводится непосредственно на методологическом уровне, проводится описание моментов перехода из одного состояния конфликта в другое;

- проведение диагностики формальной структуры противоборства сторон в рамках юридической институционализации конфликта: меры по определению конфликтной ситуации, составление классификатора и проведение фиксации правового статуса взаимодействующих сторон, конкретизации предъявляемых ими требований к конечному результату конфликта и т. д. вплоть до анализа и прогноза действий в чрезвычайных ситуациях;


- проведение картографии конфликта: каждым участником конфликтной ситуации проводится заполнение карты конфликта самостоятельно или совместно с партнерами (приложение 2) [22, с.74].

Процедура заполнения карты конфликта заключается в выполнении трех этапов: определение общего характера проблемы; опознании и названии главных участников; определение того, каковыми являются нужды и опасения каждого участника или группы.

Посредством составления карты конфликта предоставляется возможность определения степени противоречивости интересов и действий, предпринимаемых участниками конфликта, его основных субъектов, а также провести выбор формы и методов разрешения конфликта;

- проведение мер по составлению понятийной схемы исследования социального конфликта (рассмотрение конфликта в данном случае осуществляется в пределах рамок четырех основных категорий: структуры конфликта (факторы и причины, оппоненты в конфликте, предмет, инцидент, условия протекания конфликта, преследуемые оппонентами цели); динамики конфликта (возникновение, осознание объективной конфликтной ситуации, переход к конфликтному поведению, разрешение конфликта); функций конфликта (интеграция социальной организации, сигнализация о плохом состоянии дел, поддержка инноваций и творчества, улучшение психологического климата, проблематизации спокойного существования, стабилизация отношений, обучение и познание); типологии конфликта).

Описанием и анализом конфликтологической ситуации предполагается наличие сочетания различных подходов и методов анализа (приложение 3) [30, с.106].

Процесс начала диагностики конфликта в организации осуществляется с проведения регистрации факта того, что имеет место конфликт, его типичности или исключительности, широты распространения и причин. Указание причин конфликта осуществляется непосредственно его участниками в письменной или устной форме.

Посредством соотнесения реального конфликта с представленной классификацией предоставляется возможность провести определение области его распространения, являющиеся ответственными за факт его возникновения структуры и провести выбор специфических методов разрешения конфликта.

2.2 Основные периоды и этапы в развитии конфликта

Имеет место наличие таких периодов конфликта, как: