Файл: Исследование и диагностика конфликта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обязательно сохранность в аудитории полной тишины,

- время проведения теста является ограниченным, на каждый ответ дается по 30 секунд, через 10 минут бланки с ответами собираются.

Для данного исследования были взяты студенты второго курса (6 молодых людей и 15 девушек), проведено на базе института.

Опросные листы и ключ для обработки результатов представлены в приложении 4.

3.2 Проведение интерпретации полученных результатов

Начало процедуры обработки полученных в процессе проведенного исследования данных происходит с осуществления подсчета баллов, которые набрали в соответствии с каждой категорией – видом НЛО. Для этого варианты ответов, которые были выбраны участниками опроса, подвергаются «расшифровке» посредством имеющегося «ключа». За каждый ответ происходит начисление 1 балл в пользу соответствующей категории.

В группе участников проводимого опроса было выявлено:

  1. АВ-НЛО = 2 человека
  2. М-НЛО = 6 человек
  3. АЛ-НЛО = 4 человека
  4. К-НЛО = 4 человека
  5. И-НЛО = 5 человек

Данные в группе представлены в приложении 5.

Проведение анализа полученных результатов исследования:

Виды направленности личности в общении (НЛО): Диалогическая коммуникативная направленность (Д-НЛО) и монологическая коммуникативная направленность, которая включает в себя:

  • Авторитарная (АВ-НЛО)
  • Манипулятивная (М-НЛО)
  • Альтероцентристская (АЛ-НЛО)
  • Конформная (К-НЛО)
  • Индифферентная (И-НЛО)

Межличностным общением по типу «диалог» предполагается наличие взаимных установок на равноправие и сотрудничество. В случае конфликтной ситуации человеку, которому свойственен данный тип, будет вести себя «на равных», имеет место наличие дискуссионного характера содержания, проводится процедура учета индивидуально личностных особенностей слушателя, так же наблюдается наличие открытого предъявления собственного мнения. Слушатель вынужденно становится перед необходимостью заниматься осуществлением активного внутреннего поиска собственной позиции по обсуждаемому вопросу.

Характерной особенностью межличностного общения по типу «монолог» является то, что оно исходит из приоритета «Я» и подчинённой роли другого.

  • Авторитарное общение является ориентацией на присутствие доминирования при общении. Сформировавшейся авторитарностью, как следствие, наличием повышенной конфликтности, определяется поведение в межличностном общении с наличием преобладания настороженности, враждебности, скованности в проявлении чувств, теплоты, подчинением власти и силе, наличием чувства постоянного страха. В конфликте оппонент выступает в качестве пассивного созерцателя. Позиция «сверху вниз». Нежелание понимать собеседника, наличие неуважения к точке зрения другого. Человек с таким типом общения будет требовать выражения согласия с собственной, занимаемой им, позицией.
  • Манипулятивное общение является ориентацией на использование партнёра в своих целях. Фактически является скрытым осуществлением управления человеком. Манипуляторами устраиваются конфликты или избегают их преднамеренно. Конфликты манипуляторов являются спроектированными, инициированными специально и выступают в качестве инструмента достижения определенной выгоды - материальной или моральной. Таким конфликтам зачастую присущ деструктивный характер, что объясняется тем, что они не облегчают, а отягчают ситуацию. Если манипуляторы, в процессе преследования каких-то своих интересов, искусственно избегают открытого конфликта, всячески оттягивая решение спорного вопроса или выяснение отношений, то эта ситуация также зачастую становится причиной неприятных последствий. Имеет место возникновение и рост напряжения, нагнетаемого иногда до такой степени, что происходит выход ситуации из-под контроля.
  • Конформная форма общения является направленностью на подражание, готовностью подстроиться под собеседника. Уход от конфликта по причине подчинения, выражения согласия с оппонентом. Такое решение отличается поверхностностью, человек легко поддается влиянию, при этом важность имеет то, что осуществление данного давления проводится не в качестве прямой угрозы, а именно в качестве психологической: посредством оценки, общей мысли, обидчивой шутки.
  • Алтероцентрическая форма общения – характерной особенностью данной формы общения является то, что главным в данном случае выступают интересы другого человека. Совершенно не конфликтный тип общения. Наличие проявления безразличия к себе.
  • Индифферентная форма общения является полным равнодушием к тому, что происходит, факт отсутствия интереса в самом общении. Люди, которым присущ такой тип общения, не вызывают интерес у собеседника. В случае же возникновения конфликта, оппонент может лишь получить ответ вплоть до нулевого уровня активности и полной бездеятельности.

В группе испытуемых выявлено:

В результате проведенной диагностики было выявлено, что имеет место факт существования у людей в данной группе разных методов разрешения конфликтов. 8 членов коллектива предпочитают решать конфликты посредством методов приспособления и сотрудничества, но столько же человек пользуются и методом соперничества. 5 человек в группе вовсе стараются избегать конфликтов.

В результате исследования мы пришли к выводу, что не все члены коллектива имеют агрессивный настрой и проявляют стремление к конфликтным ситуациям. Одинаковое количество в результате исследования было получено как людей конфликтных, так и дружелюбных, что способствует сохранению стабильной эмоциональной атмосферы в группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования было выявлено, что сторонники и представили ранних школ человеческих отношений и управления, считали, что конфликт является признаком неэффективной деятельности организации и плохого управления. Но в наше время теоретики и практики склоняются к тому, что некоторые конфликты даже в самых эффективных организациях при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только правильно управлять конфликтом.

Роль конфликта очень велика в нашей жизни, поэтому в XX веке появилась наука – конфликтология. В начале этот вид взаимодействия широко изучался иностранными социологами и психологами, позже этот интерес пришел в Россию.

У конфликта много определений, но в основе всегда лежат отсутствие согласия и противоречие сторон. Он имеет как негативные функции (эмоциональные затраты, уменьшение взаимопонимания и т.д.), так и позитивные (эмоциональная разрядка, развитие отношения и т.д.).

Конфликты очень многообразны, например, открытые и скрытые, межличностные, внутриличностные и групповые, а так же разделают их по масштабу, продолжительности, направленности. У конфликта есть своя структура, и не зависимо от многообразия типов общие стадии протекания.

Ранее ученые и исследователи считали, что конфликт - это явление неэффективной деятельности организации и плохого управления. Но в наше время исследователи все чаще склоняться к тому, что даже на самых организованных предприятиях с хорошими взаимоотношениями не только возможны, но и необходимы конфликты, надо только правильно ими управлять.

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.


В положительных функциях конфликта закачаются возможность выражать мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения. Но это не означает, что он всегда носит положительный характер.

Если впоследствии конфликта участники пришли к развитию взаимоотношений и правильному решению, то он считается функциональным. Если же препятствует принятию решения и ухудшает понимание между оппонентами, то конфликт дисфункциональный.

Существует два основных типа конфликтов - внутриличностный и межличностный. Межличностный конфликт - это противоречие, возникающее между людьми, которое вызвано несовпадению взглядов, целей, мотивов, потребностей. В процессе управления такого конфликта важно учитывать все его составляющие: причины. факторы, симпатии, антипатии.

Исследователь конфликтов К. Томас выделил 5 стилей поведения: избегание, уступка, противоборство, компромисс и сотрудничество. Но последняя стратегия должна быть основной, потому что именно она делает конфликт функциональным и приводит к самым эффективным решениям при сохранении дружеских отношений.

В ходе исследований с помощью методики С.Л. Братченко «направленность личности в общении (НЛО-А)» оказалось, что в группе студентов конфликты случаются редко из-за того, что у них равное количество как конфликтных, так и мирных людей. Если одни могут быть зачинщиками неприятной ситуации, то другие во время ее разрешат и успокоят враждующую сторону. Следовательно, в группе всегда стабильная эмоциональная атмосфера, которая благополучно отражается на их взаимоотношениях, сотрудничестве и на образовании в институте.

Можно с уверенностью утверждать, что цель, стоящая перед нами при проведении исследования и написания работы, достигнута.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Анцупов, А.Я. Конфликтология. Схемы и комментарии: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2013. - 304 c.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - М.: Проспект, 2016. - 336 c.

3. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2013. - 512 c.

4. Анцупов, А.Я. Конфликтология: Учебное пособиеСхемы и комментарии / А.Я. Анцупов. - СПб.: Питер, 2013. - 304 c.

5. Балан, В.П. Конфликтология: Учебное пособие для вузов / В.П. Балан, А.В. Душкин, В.И. Новосельцев и др. - М.: РиС, 2015. - 342 c.

6. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: Учебник / А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова; Под ред. А.Я. Кибанов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 301 c.


7. Гребенкин, Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей / Е.В. Гребенкин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 171 c.

8. Дмитриев, А.В. Конфликтология: Учебник / А.В. Дмитриев. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.

9. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2013. - 324 c.

10. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2015. - 324 c.

11. Зеленков, М.Ю. Конфликтология: Учебник для бакалавров / М.Ю. Зеленков. - М.: Дашков и К, 2015. - 324 c.

12. Земедлина, Е.А. Конфликтология: Учебное пособие / Е.А. Земедлина. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 141 c.

13. Иванов, А.А. Негативистская конфликтология: Учебное пособие / А.А. Иванов. - М.: Флинта, 2015. - 304 c.

14. Иванова, О.А. Конфликтология в социальной работе: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Иванова, Н.Н. Суртаева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 282 c.

15. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник для студентов вузов / Т.Н. Кильмашкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. - 287 c.

16. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник / Т.Н. Кильмашкина. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 287 c.

17. Козлов, А.С. Конфликтология социальных групп и организаций / А.С. Козлов, Е.В. Левина, П.А. Эстрова. - М.: Ленанд, 2015. - 272 c.

18. Козырев, Г.И. Политическая конфликтология: Учебное пособие / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 c.

19. Конфликтология: Учебник / Под ред. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 543 c.

20. Лукаш, Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая конфликтология в бизнесе: Учебное пособие / Ю.А. Лукаш. - М.: Юстицинформ, 2014. - 158 c.

21. Решетникова, К.В. Организационная конфликтология: Учебное пособие / К.В. Решетникова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 175 c.

22. Руденко, А.М. Конфликтология: Учебное пособие для бакалавров / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 316 c.

23. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие для бакалавров / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2013. - 300 c.

24. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2015. - 300 c.

25. Самыгин, С.И. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие для бакалавров / С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов. - М.: Дашков и К, 2015. - 300 c.

26. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2013. - 284 c.

27. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2014. - 284 c.

28. Сорокина, Е.Г. Конфликтология в социальной работе: Учебник для бакалавров / Е.Г. Сорокина, М.В. Вдовина. - М.: Дашков и К, 2016. - 284 c.