Файл: Исследование и диагностика конфликта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начало конфликта. Для того, чтобы признать конфликт в качестве такового, который начат, необходимо наличие трех совпадающих условий: действие первого участника является сознательным и активным в ущерб другому участнику; осознание вторым участником (оппонентом) того, что указанные действия являются направленными против его интересов; по причине этого оппонентом осуществляется предпринятие ответных действий, направленных против первого участника.

Из данного вытекает, что начало конфликта имеет место в случае наблюдения противоборства между сторонами. Его возникновение может иметь место только в том случае, когда будет начат процесс активного противостояния сторон друг другу, преследуя свои цели.

Окончание конфликта – прекращение действий, которые направлены друг против друга.

В динамике конфликта принято выделять периоды и этапы.

Латентный период (предконфликт), в состав которого входит ряд следующих этапов:

- факт возникновения объективной проблемной ситуации (в данном случае имеет место возникновение противоречий непосредственно между субъектами (преследуемыми ими целями, мотивами, действиями, стремлениями и т. д.));

- факт осознания объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия – представляет собой непосредственно факт восприятия реальности в качестве проблемной, что является смыслом указанного этапа;

- предпринимаемые попытки сторон к разрешению объективной проблемной ситуации посредством неконфликтных способов (убеждение просьбы, информирование противостоящей стороны);

- факт возникновения предконфликтной ситуации является наличием угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия.

Открытый период является конфликтным взаимодействием или, собственно, непосредственно самим конфликтом. Им включается в себя: инцидент, представляющий собой первое столкновение между сторонами; эскалация, заключающаяся в резкой интенсификации борьбы оппонентов; сбалансированном противодействии, что является процессом, в котором стороны продолжают оказывать противодействие, однако происходит снижение интенсивности осуществляемой борьбы; завершение конфликта, что является переходом непосредственно от конфликтного противодействия к осуществлению поиска решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.

Основными формами завершения конфликта являются: факт разрешения, факт урегулирования, факт затухания, факт устранения или перерастания в другой конфликт.


Рассматривая сущность и особенности внешнего этапа эскалации конфликта, нужно обратить внимание на возможность его списания посредством теории симметричного схизмогенеза. Схизмогенез является изменением индивидуального поведения, что происходит как следствие накопления опыта взаимодействия между индивидами. [28, с.81]

Имеет место существование двух вариантов схизмогенеза: дополнительный и симметричный. Дополнительный наблюдается в тех случаях, где построение взаимодействия осуществляется, основываясь на взаимодополняющих действиях. Развитие симметричного происходит, когда субъектами применяются одинаковые поведенческие модели.

Этапы эскалации конфликта:

1. Двумя первыми этапами отражается развитие предконфликтной ситуации. Наблюдается рост значимости собственных желаний и аргументов.

Характеристикой этапов является следующее: имеет место возникновение страха перед тем, что может иметь место утрата почвы для совместного решения проблемы; происходит рост психической напряженности; меры, которые принимаются одной стороной с целью изменить позиции, занимаемые оппонентом, понимаются противоположной стороной в качестве сигнала эскалации.

2. Третий этап – этап непосредственно начала эскалации.

Характеристика этапа: наблюдается сосредоточение всех надежд на действии, которое заменяет проведение бесплодных дискуссий; со стороны обеих сторон выражается надежда посредством нажима и твердости вызвать появление перемен позиций оппонента; отсутствует готовность к добровольному отступлению как у одной, так и у другой стороны.

3. Характерной особенностью четвертого этапа является то, что происходит регрессирование функционирования психики приблизительно до уровня, который соответствует возрасту 6-8 лет.

Характеристика этапа: у человека присутствует образ другого; у человека отсутствует готовность принимать во внимание чувства, мысли, положение другого.

4. Характерной особенностью пятого этапа эскалации является проявление явных признаков поступательной регрессии непосредственно в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной – себя.

Характеристики этапа: имеет место постановка на карту «священных ценностей», убеждений, высших моральных обязательств; силой и насилием принимаются обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага; происходит обесценивание врага до состояния вещи, лишаясь человеческих черт.


Суть содержания особенности этапов эскалации конфликтов состоит в том, что те же люди обладают способностью осуществления нормального функционирования непосредственно внутри своей группы. По этой причине у неопытного наблюдателя вызывает трудности процесс принятия во внимание их глубоко регрессировавшего восприятия других, занимаясь принятием мер, направленных на урегулирование конфликта. Также нужно обратить внимание на то, что состояние регрессии не является неизбежным для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Многое находится в непосредственной прямой зависимости от воспитания, того, как происходит усвоение моральных норм и социального опыта конструктивного взаимодействия.

ГЛАВА 3. Исследование и интерпретация результатов

3.1 Процедура исследования

Предназначением содержания методики С.Л. Братченко «направленность личности в общении (НЛО-А)» является изучение направленности личности в общении, воспринимаемой в качестве совокупности являющихся более или менее осознанными личностных смысловых установок и ценностных ориентаций, имеющих место в сфере межличностного общения, в качестве индивидуальной «коммуникативной парадигмы», в состав которой входит представление о смысле общения, преследуемых им целях, применяемых средствах, являющихся желательными и допустимыми способах поведения в общении и т.д. [28, с.79].

1. Диалогической направленностью (Д-НЛО) является ориентацией на равноправное общение, основу которого составляет взаимное уважение и доверие, ориентацией на присутствие взаимопонимания, взаимной открытости и коммуникативного сотрудничества, проявления стремления к наличию взаимного самовыражения, развития. В данном случае в качестве наиболее существенной особенности рассматриваемой направленности выступает фактор конгруэнтности (соответствия, подобия) человека, посредством которой определяется более ясная коммуникация, отсутствие необходимости в осуществлении защиты себя, а также, как следствие, - большой свободы для слушания чужой позиции, для понимания партнера. В качестве необходимого условия диалогического общения выступает высокая показатель уровня степени доверия личности к себе и к партнеру.


2. Авторитарная направленность (АВ-НЛО) является ориентацией на наличие доминирования в общении, стремления к подавлению личности партнера, подчинив его себе. Присутствие такой направленности сопряжено с присутствие «коммуникативной агрессивности» и коммуникативной ригидности человека, у которого имеет место наличие когнитивного эгоцентризма, отсутствие уважения к чужой точке зрения, к фактору «суверенитета» сознания партнера. При этом имеет место, как правило, ее сочетание с «требованием» быть понятым.

3. Манипулятивная направленность (М-НЛО) является ориентацией на то, чтобы использовать партнера и всего общения для достижения собственных целей и получения разного рода выгод.

4. Альтероцентристская направленность (АЛ-НЛО) является добровольной «центрацией» на партнере, ориентацией на преследуемые им цели, потребности, чувства и т.п., присутствие чувства бескорыстного жертвования своими собственными интересами и игнорирование своих целей.

5. Конформная направленность (К-НЛО) является отказом от равноправия в процессе общения в пользу партнера, присутствие ориентации на подчинение силе авторитета, на то, чтобы придерживаться «объектной» позиции для себя, на наличие некритического согласия и избегание противодействия. Человек, который обладает данной направленностью в процессе общения, обладает склонностью к осуществлению подражания, к осуществлению реактивного взаимодействия. Он, как правило, отличается легкой внушаемостью, а также готовностью «подстроиться» под партнера.

6. Индифферентная направленность (И-НЛО) является доминированием ориентации на решение сугубо деловых вопросов, на наличие деловой коммуникации и предметного взаимодействия, «уходом» от общения как такового. В случае такой направленности имеет место игнорирование как партнера в качестве личности, так и непосредственно самого общения со всеми свойственными ему проблемами, а также имеет место восприятие любых ситуаций, прежде всего, в качестве «деятельностных».

Для проведения исследования в рамках темы данной работы была выбрана группа студентов. Характерной особенностью в данном случае можно назвать то, что в социальной психологии группа студентов является малой группой. Группа, существование которой находится реально не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, выступает в качестве субъекта конкретного вида социальной деятельности, в качестве звена определенной общественной системы, в качестве части общественной структуры[31, с.93]. Посредством определения происходит фиксирование и специфического признака малой группы, которым она отличается непосредственно от больших групп: общественные отношения выступают в данном случае в форме непосредственных личных контактов. Количество членов колеблется от 2 до 30 человек.


В аспекте рассматриваемого вопроса необходимо отметить, что в настоящее время можно говорить о наличии порядка пятидесяти различных оснований классификации. Целесообразным является осуществить выбор из них наиболее распространенных, в качестве каковых можно назвать три классификации:

- проведение деления малых групп на «первичные» и «вторичные»,

- проведение подразделения их на «формальные» «неформальные»,

- подразделение на «группы членства» и «референтные группы».

Как можно заметить, - каждой из этих трех классификаций задается некоторая дихотомия.

Г.М. Андреевой выделяется три основных направления в процессе исследования малых групп, которые сформированы в руслах различных исследовательских подходов[31, с.97]:

Социометрическое направление. Имеет непосредственное прямое отношение к работам Дж. Морено: в обществе уместно выделить две структуры отношений – макроструктуру и микроструктуру. Наличие всех напряжений, конфликтов обусловлено фактором несовпадения микро- и макроструктур: система симпатий и антипатий, которые выражают психологические отношения индивида, зачастую выходит за рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обязательно окружение, которое состоит из являющихся приемлемыми в психологическом отношении людей. Данное направление носило односторонний характер.

Социологическое направление. Имеет непосредственное отношение к экспериментам Э. Мэйо, которым было описано чувство социабильности (потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе).

Школа «групповой динамики». Является наиболее «психологическим» направлением исследования малых групп. Связана с именем К. Левина и его «теорией поля». Центральной идеей теории поля являются законы социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих[31, с.126].

Для проведения возникает необходимость в наличии достаточного количества текстов опросника «НЛО», а также экземпляр ключа для ответов, бланки для записи ответов.

Процедура. Респондентам проводится инструктаж, где проводится объяснение непосредственно процедуры проведения и формирование у студентов соответствующей установки. Так же проводится обговаривание таких моментов, как:

- давать ответы необходимо максимально искренне, то что ближе самому отвечающему, в противном случае исследование не будет иметь смысл,

- запись ответов осуществляется респондентом на отдельном листе, где указывается номер выбранного ответа,