Файл: Исследование и диагностика конфликта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования: Приступая к рассмотрению данной темы исследования, для начала необходимо отметить, что рассмотрению вопроса проблемы исследования и проведения диагностики конфликтов отводится в настоящее время достаточно большое значение.

Можно с уверенностью утверждать, что каждому человеку в своей жизни приходилось и приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Рассмотрение конфликта в широко применяемом общепринятом определении осуществляется в качестве некоего столкновения имеющих противоположную направленность целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, проявление чего прослеживается в остро выраженной форме.

Можно в аспекте рассматриваемого вопроса говорить о существовании довольно большого количества точек зрения на конфликт в целом, но доминирующие позиции продолжают оставаться за двумя: одними исследователями утверждается, что социальные конфликты представляют собой угрозу, создавая опасность того, что может иметь место распад общества, а другие исследователи придерживаются той точки зрения, что конфликт выступает в качестве препятствия окостенению социальных систем, являясь причиной возникновения стремления к обновлению и творчеству. Кроме того, можно также говорить и о третьей позиции, заключающейся в том, что конфликты обладают незаменимостью в качестве фактора всеобщего процесса социального изменения.

Владение знаниями о природе конфликта, механизме и фазах его развития, важность имеет не только в плане процедуры управления конфликтом, но и в теоретико-познавательном контексте.

Посредством конфликтологических знаний предоставляется возможность разобраться в особенностях различных типов конфликтов, которые возникают в межличностных, трудовых, семейных, управленческих, организационных, межэтнических, международных отношениях. Говоря другими словами, - имеющиеся знания способствуют тому, что происходит повышение эффективности в любой области социальной жизнедеятельности.

Методы исследования: В процессе проведения исследования были применены такие методы, как: беседа, опрос, наблюдение, эксперимент, анализ научной литературы, тестирования.

Объект исследования: студенты …………..

Предмет исследования: Конфликтные межличностные взаимоотношения.

Гипотеза исследования: Посредством ранней диагностики конфликта предоставляется возможность предотвратить деструктивные последствия конфликтов.


Цель работы: рассмотрение сущность, характерные особенности и основные проблемы исследования и диагностика конфликтов.

Задачи работы:

- сделать краткий обзор исторических исследований в области конфликтов;

- рассмотреть психологическую сущность, структуру и функции конфликта;

- охарактеризовать типы конфликтов;

- рассмотреть сущность диагностики и исследования конфликта;

- определить и охарактеризовать основные периоды и этапы в развитии конфликта;

- провести исследование и интерпретировать полученные результаты.

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы конфликтов

1.1 Краткий обзор исторических исследований в области конфликтов

Стоит отметить, что традициям накопления конфликтологических идей характерна многовековая история. Упоминание первых целостных концепций конфликта принято датировать периодом рубежа IX-XX веков [5, с.94]. Но необходимо учесть и то, что на протяжении предшествующих столетий лучшими умами человечества высказывались предложения касательно своего видения природы данного феномена, а также путей, способствующих предотвращению и разрешению конфликтов. И в этой связи не лишне также указать и на то, что идеи согласия и конфликта, мира и насилия всегда было принято считать в качестве одного из центральных в большинстве религиозных течений. Вопрос борьбы добра со злом представлен в большом количестве произведений культуры и искусства. Кроме того, обыденное создание тоже выступает в качестве источника конфликтологических идей, отражения того, как относятся люди к конфликтам различного уровня [1, с.129].

Возникнув с первыми человеческими сообществами, конфликты являлись повседневными явлениями и на протяжении длительного периода времени не выступали в качестве объекта научного исследования, невзирая на то, что наличие отдельных гениальных мыслей о них наблюдается в самых древних источниках, которым удалось дойти до нас. С течением времени подвергались изменениям условия жизни, имело место видоизменение и конфликтов. Качественно другими становились присущие им физические, экономические и социальные последствия. Подвергалось изменениям и отношение к ним со стороны общественной мысли.


Что касается периода античной эпохи, то ею оставлено нам детальное описание войн, а также предоставлены первые оценки конфликтов подобного рода. В период Средних веков и Нового времени можно констатировать предпринятие попыток осмысления сущности данного явления. Со стороны целой плеяды мыслителей-гуманистов были высказаны свои представления о вопросе конфликтов, пагубности выполняемой ими роли в процессе развития человечества, об устранении войн из жизни общества и установлении вечного мира. [6, с.119]

Первые исследования, которые дошли до нас, имеют непосредственное отношение к периоду VII-VI веков до н.э. Китайскими мыслителями того периода утверждалось, что источник развития всего существующего заключается во взаимоотношениях, которые присущи материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в состоянии постоянного противоборства и становящихся причиной конфронтации их носителей [17, с.93].

К данному периоду относят первые обобщения, которые касаются роли, которая выполняется таким социальным конфликтом, как война. Гераклит, к примеру, придерживался той точки зрения, что война выступает в роли отца и царя всего сущего, а Платоном (около 428-348 гг. до н.э.) рассматривалась она в качестве величайшего зла. Согласно точки зрения, которой он придерживался, - некогда имел место факт существования «золотого века», когда между людьми была любовь и доброжелательное отношение. Тем не менее, в «идеальном государстве» Платона имеются воины, которые готовы выступить в поход в любое время. [13, с.128]

Точке зрения, которой придерживался Гераклит, противоречил и Геродот (около 490-425 гг. до н.э.). Согласно его убеждению - никто настолько не является безрассудным, чтобы отдать предпочтение войне вместо мира. Ведь во время войны родители хоронят детей, во время же мира – дети хоронят отцов (и это является естественным процессом). Филосовом-материалистом Эпикуром (341-270 гг. до н.э.) также высказывалось мнение, согласно которого негативные последствия столкновений вынудят способны вынудить рано или поздно людей жить в условиях мира[12, с.82].

Одна из первых попыток в период Средних веков проведения систематического анализа социальных конфликтов была предпринята флорентийским теоретиком и государственным деятелем Николо Макиавелли (1469-1527 гг.). Содержание ценности высказанной им концепции состоит в факторе отхода от занимавших в то время главенствующие позиции божественных взглядов, на источники общественного развития. Великим теоретиком средневековья считался конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества по причине присущей человеку корыстности, проявления стремления со стороны различных групп к постоянному и неограниченному обогащению. Н.Макиавелли в качестве одного из источников конфликта считал знать, которой сосредотачивалась в своих руках вся полнота государственной власти. Кроме того, им высказывалось отрицательное отношение к дворянству. Тем не менее, Макиавелли усматривалась в конфликтах не только разрушительная, но и созидательная функция, суть содержания которой состояла в том, что для того, чтобы добиться уменьшения негативной роли конфликта, необходимым является оказание правильного воздействия на него. Выполнение данной миссии является функцией государства (согласно твердого убеждения мыслителя) [15, с.121].


Эрази Роттердамский (1469-1536 гг.) был сторонником той точки зрения, согласно которой война является сладкой для тех, кому она не ведома, указывая на наличие собственной логики начавшегося конфликта, который разрастается, подобно цепной реакции, продолжая вовлекать в орбиту своего влияния все новые слои населения и страны. [16, с.106]

Томас Гоббс (1599-1679 гг.) является основателем в «Левиафане» концепции «войны против всех» в качестве естественного состояния. Он придерживался мнения, что главная причина конфликта заключается в стремлении к равенству, которое является причиной, приводящей к тому, что возникают у людей одинаковые надежды, желания завладеть теми же объектами, которые необходимы для самосохранения или получения удовольствия, а это становится причиной превращения людей во врагов, порождая фактор соперничества между ними, возникновение недоверия и честолюбия [19, с.79].

Впервые изучение конфликта в качестве многоуровневого социального явления наблюдается в работе Адама Смита (1723-1790 гг.) «Исследования о природе и причинах богатства народа». Согласно высказанной им точки зрения, - основу конфликта составляет деление общества на классы (капиталисты, земельные собственники, наемные рабочие) и фактор экономического соперничества. Фактор наличия противоборства между классами Смитом было рассмотрено в качестве источника поступательного развития общества, а социальный конфликт, следовательно, - в качестве определенного блага человечества [18, с.219].

Проблеме борьбы за существование было отведено центральное место в содержании учения английского биолога Чарльза Дарвина (1809-1902 гг.), что изложено в книге «происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь» (1859г.). Главной идеей данной работы является непосредственно само название – осуществление процесса развития живой природы происходит при постоянной борьбе за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. В дальнейшем взглядами Ч.Дарвина было получено развитие в ряде социологических и психологических теорий конфликта [20, с.59].

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что с древних времен до наших дней продолжает иметь место столкновение между собой двух точек зрения на проблему конфликта:

- первая точка берет свое начало от древнегреческой философии (Аристотель и Платон). Согласно ей конфликт является противоборством, злом, а в отношениях между людьми не должно быть места конфликту. Право и справедливость заложены во всех людях от природы.


- согласно второй точки зрения, принадлежащей Томасу Гоббсу, - общество является «войной всех против всех». Он считал, что люди природой созданы равными в отношении физических и умственных способностей, однако данное равенство людей от природы само по себе не является благом.

Что же касается современной стороны рассматриваемого вопроса, то в данном случае можно отметить, что взгляд на конфликты в незначительной степени подвергся изменению. Однако в настоящее время хоть и имеет место факт выделения данной проблемы в качестве самостоятельной науки (конфликтологии), все же продолжает оставаться в ведении социологии, науки об обществе, а также, кроме этого, имеет место ее примыкание к отрасли психологического знания. В современной жизни конфликты определяются в качестве нормального явления общественной жизни, а выявление и развитие конфликта в целом является задачей, поиск решения которой стоит перед многими науками. В связи с этим становится очевидным, что общество, а также отдельно взятые граждане будут добиваться того, чтобы получить более эффективные результаты в своих действиях, если не станут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а станут следовать определенным правилам, которые направлены на то, чтобы урегулировать конфликт и обеспечить защиту от них.

1.2 Психологическая сущность, структура и функции конфликта

1.2.1 Понятие, сущность и структура конфликта

Конфликт (от лат. «conflictus» - столкновение) представляет собой форму выражения противоречия. Содержанием теории конфликтов (конфликтологии) общепринятым является подходить к описанию конфликта как борьбы, преследующей в качестве своей цели нейтрализацию противника, нанесение ему ущерба, как к психическому напряжению и антагонической враждебности, как достижению своих целей за счет подавления противоположных им. [14, с.84]

Анализ конфликта осуществляется непосредственно с точки зрения несоответствия ценностей, целей и интересов, явного или скрытого соперничества. Общепринятым, кроме того, является выделение в конфликте, по меньшей мере, двух участников, действия, совершаемые которыми, таковыми, которые взаимоисключают друг друга. Принимая данный факт во внимание, уместно сделать следующих два рабочих определения: