Файл: Исследование и диагностика конфликта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- конфликт является взаимодействием, происходящим непосредственно между двумя или более субъектами, имеющими взаимоисключающие цели и реализация которых осуществляется ими один в ущерб другому (либо же один за счет другого).

В качестве субъектов конфликта могут выступать индивиды или группы индивидов, которые объединены посредством некоторой общей цели. Основываясь на этом, уместно различать персональных (индивидуальных) и коллективных субъектов конфликтов.

- конфликт является столкновением противоположных тенденций, намерений, целей, позиций, ценностей, мнений или взглядов тех или иных субъектов взаимодействия.

В данном приведенном определении акцентируется внимание на предмет столкновения, представленный в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов оказываемого воздействия продолжает оставаться неизвестным.

Чуть более позже была предложена формула, которая была призвана дополнить определение, представленное выше [11, с.129]:

КОНФЛИКТ=КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ +ИНЦИДЕНТ

Таким образом, уместным является перейти к формулировке признаков, которыми обладает конфликт:

- имеет место факт наличия определенной ситуации, которая воспринимается со стороны участников как конфликтная;

- фактор неделимости объекта конфликта (говоря другими словами, - предмет конфликта не представляется возможным поделить справедливо между сторонами - участниками конфликтного взаимодействия;

- факт присутствия желания со стороны участников к продолжению конфликтного взаимодействия для того, чтобы иметь возможность достичь поставленную цель/цели. [7, с.124]

Кроме того, также можно указать и на то в аспекте рассматриваемого вопроса, что психологическую структуру конфликта представляется возможным описать посредством двух важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента.

Конфликтная ситуация является непосредственно объективной основой конфликта, посредством которой осуществляется фиксирование факта возникновения реального противоречия в интересах и наличия потребностей сторон. В данном случае необходимо уточнить, что по своей сути это еще не является самим непосредственно конфликтом, что объясняется тем, что существующее объективное противоречие может определенное время продолжать оставаться в качестве не осознаваемого со стороны участников взаимодействия.

Кроме того, также необходимо обратить внимание на наличие у конфликтной ситуации определенной структуры[9, с.127]:


внешняя позиция

внутренняя позиция

внутренняя позиция

внешняя позиция

объект конфликта

стороны конфликта

стороны конфликта

Рисунок 1 Структура конфликтной ситуации

Как можно заметить из представленной схемы, - в объективной конфликтной ситуации имеет место факт присутствия объекта конфликта, представляющего собой реальный или идеальный предмет, который является причиной спора, а также стороны конфликта или его участников, под которыми принято понимать отдельных людей или групп людей. Для сторон характерным является факт наличия у них внешней и внутренней позиции, занимаемой в конфликте. Под внешней позиции принято понимать мотивировку принятия участия в конфликте, открыто предъявляемую сторонами своим оппонентам. Она может быть совпадающей или не совпадающей с внутренней позицией, которая представляет собой набор истинных интересов, мотивов и ценностей, принуждающих человека или группу включаться в конфликт. Характерной особенностью, на которую необходимо обратить в данном случае, является тот немаловажный фактор, что внутренняя позиция зачастую является скрытой не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъекта, что объясняется тем, что она является неосознаваемой [2, с.62] (к примеру, - конфликт между подростком и взрослым первого за свое «Я», неосознаваемого подростком).

Конфликт превращается в психологическую реальность для участников с того момента, когда возникает инцидент. Инцидент представляет собой ситуацию взаимодействия, посредством которой предоставляется возможность осознания со стороны его участников того, что имеет место факт наличия объективного противоречия в их интересах и целях.

Причины, которые вызывают конфликт, так же отличаются разнообразием (в принципе, - как и сами непосредственно конфликты). Необходимо видеть различие между объективными причинами и их восприятием индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно уместно подразделять на ряд укрепленных групп:

- фактор ограниченности ресурсов, которые подлежат распределению;

- фактор наличия различия в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

- наличие взаимосвязи заданий, неправильном распределении ответственности;

- фактор плохих коммуникаций.

Однако стоит учесть то, что объективные причины только в том случае выступают в качестве причин конфликта, когда сделают невозможным личности или группе осуществление реализации своих потребностей, задев личные и\или групповые интересы.


В конфликте обычно общепринятым является выделение четырех основных фаз [8, с.81] (рис.2): предконфликтной; осознания конфликта; конфликтной; послеконфликтной.

Осознание конфликта

Конфликтные действия

Разрешение конфликта

Возникновение объективной конфликтной ситуации

IV стадия

III стадия

II стадия

I стадия

Рисунок 2 Стадии конфликта

Таким образом, можно указать (как уже было указано выше), что возникновение конфликта имеет место с появлением объективного противоречия в целях и интересах участников, становится для них психологической реальностью после того, как происходит осознание противоречия в реальном инциденте, проходит стадию конфликтных действий и приходит к определенному разрешению.

Характерным в данном случае является необязательность двух промежуточных стадий. Так, объективно возникновение конфликта может иметь место, однако продолжать оставаться в качестве неосознанного вплоть до того, как исчезнет сама конфликтная ситуация. Конфликтом может быть найдено разрешение непосредственно на стадии осознания, без перехода к действиям. Однако в реальной ситуации имеет место прохождение большинства социально-психологических конфликтов в той или иной форме всех основных стадий.

1.2.2 Функции конфликта

Рассматривая данный вопрос, нужно отметить, что в условиях повседневной жизни людей имеет место формирование достаточно жесткого и однозначного отношения к конфликтам, считая их негативным явлением. В связи с этим факт возникновения конфликта принято рассматривать в качестве некоего симптома неблагополучия в отношениях, а также происходит направление всех сил заинтересованных сторон на быстрейшее его «замазывание», зачастую без проведения серьезного предварительного анализа причин, возникших противоречий, временного состояния, которое продолжает сохраняться до ближайшего серьезного инцидента. Кроме того, конфликт является совершенно неизбежным в той или иной форме, и это имеет непосредственное прямое отношение как к объективной трудности организации такого управления, посредством которого предоставлялась бы возможность осуществлять поиск решений объективных конфликтных ситуаций как на стадии их возникновения, так и с субъективными причинам: в группе имеет место функционирование живых людей, для которых почти естественным является осуществление поиска решений многих противоречий посредством конфликта.


Однако наряду с так называемыми деструктивными функциями (процесс разрушения совместной деятельности, наличие ухудшения или распада отношений, ухудшения самочувствия участников и др.), конфликтом выполняется значительная конструктивная задача, что объясняется тем, что он выступает в качестве отражения объективных процессов, которые имеют место в различных межличностных взаимодействиях. В целом, можно отметить, что суть конструктивной функции сводится к следующему:

- конфликт представляет собой важный источник развития личности, группы, межличностных отношений, наделяя возможностью им подняться на новую высоту, осуществить расширение и изменение сферы и способов взаимодействия;

- посредством открытой конфронтации конфликтом освобождается группа от подтачивающих ее факторов, добиваясь снижения вероятности застоя и упадка группы;

- конфликт является фактором, способствующим тому, что развивается взаимопонимание между участниками взаимодействия.

Основные функции конфликтов представлены в таблице (приложение 1) [3, с.317].

1.3 Типы конфликтов

Можно говорить о существовании большого количества классификаций типов конфликтов, исходя из их оснований.

В соответствии с формой проявления, конфликты принято подразделять на два вида: агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые).

Для аогнистических конфликтов характерным является следующее: [10, с.176]

- наличие конфронтации – пассивного противостояния, оказываемого социальными группами противоборствующим политическим, экологическим, социальным интересам (конфронтацией не принимается форма открытого столкновения, однако предполагается присутствие разногласий и может иметь место перерастание в соперничество);

- соперничество представляет собой борьбу за то, чтобы были признаны достижения и способности отдельно взятого человека или какой-либо общности (в качестве цели, к достижению которой стремится соперничество, выступает возможность приобретения лучших социальных позиций, достижение престижных целей, кроме того, может иметь место перерастание соперничества в конкуренцию);

- конкуренция – является особым типом конфликта, в качестве цели которого выступает возможность получения выгод, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Что же касается антагонистических конфликтов, то в данном случае имеет место подразделение их на следующие виды:


- смута, представляющее собой неясно выраженное недовольство существующим положением;

- бунт и мятеж, являющиеся целенаправленным выражением личной или коллективной активности в агрессивных формах;

- восстание, представляющее собой целенаправленное выражение личной или коллективной агрессии с наличием высокой степени организации коллективного протеста;

- революция является высшей формой конфликта, крайней формой несогласия, политическим способом свержения существующего строя, означающим наступление качественных перемен социально-экономического порядка.

Исходя из целей и последствий, к которым приводят конфликты, их подразделяют на: позитивные, негативные, конструктивные, деструктивные; по характеру потребностей, которые оказались блокированными и стали причиной конфликта, конфликты выступают в качестве материальных, статусно-ролевых и духовных; в соответствии с направленностью подразделяются на горизонтальные (между коллегами и т. д.), вертикальные (между начальством и подчиненными) и смешанные (наиболее часто встречаются вертикальные и смешанные конфликты); в соответствии с временными параметрами подразделяются на кратковременные и длительные.

В случае, если в качестве критерия принимается фактор длительности и степени напряжения, то конфликты уместно подразделить на такие типы, как [23, с.191]:

- бурные и быстротекущие, характерной отличительной особенностью которых является большая эмоциональность, крайнее проявление негативного отношения конфликтных сторон (могут заканчиваться тяжелыми исходами и иметь трагические последствия). Их основу составляет психологическое состояние конфликтующих людей;

- острые и длительные – возникновение имеет место преимущественно в тех случаях, когда имеющие место противоречия являются достаточно глубокими, устойчивыми, непримиримыми или труднопримиримыми. Конфликтующими сторонами контролируется своя реакция и совершаемые поступки. Прогноз решения в данном случае является преимущественно неопределенным;

- слабовыраженные и вялотекущие, наличие которых является характерным для противоречий, которые носят неострый характер, либо для столкновений, где активность проявляется только одной стороной конфликта, а второй не проявляется стремление к четкому обнаружению занимаемой ею позиции или имеет место избегание в целом ею конфронтации;

- слабовыраженные и быстротекущие – о благоприятном прогнозе можно говорить лишь в случае присутствия такого конфликта в определенном эпизоде.