Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Просьба

Просьба – распространённое явление во взаимоотношениях между людьми. Обращённая к служащему, она, как правило, вызывает живой отклик, сочувствие, готовность прийти на помощь. Сознание того, что ты помог человеку, приносит моральное удовлетворение и способствует сближению между людьми.

В силу психологических особенностей просьба может служить и приемом педагогического воздействия на служащего. Она вовлекает его в выполнение того или иного полезного дела и служит основой нравственного упражнения. Просьба затрагивает наиболее чувствительные струны в человеке. Она предполагает добровольное оказание помощи, поэтому несовместима с нажимом.

8. Организация успеха в учении

Одна из закономерностей развития чувств проявляется в том, что успех в деятельности воодушевляет и окрыляет, служащего, усиливает интерес к учебе. Наоборот, непосильные трудности и неудачи огорчают и разочаровывают человека, сникают интерес к делу и даже вызывают к нему неприязнь и раздражение. Начальник, учитывающий эту закономерность, оказывает отстающему служащему помощь до тех пор, пока служащий не начнет получать положительные оценки. Эти оценки пробуждают у служащего удовлетворение, радость, воодушевление, то есть создают предпосылки для дальнейшей самостоятельной работы. Прием организации успеха в учении особенно полезен для служащих, которые временно не в состоянии справиться с заданием.

Как же поступить с таким служащим?

Прежде всего, надо ближе познакомиться с ним и установить душевный контакт. Уважение к начальнику вызывает желание прислушаться к его советам и принять помощь. Самолюбие отстающих служащих страдает. Они не чувствуют себя полноценными членами трудового коллектива, дополнительные занятия воспринимают как наказание. Помощь должна им оказываться в очень деликатной форме, щадящей самолюбие. Начальник, улавливая малейшие сдвиги, должен не скупясь, подчеркивать достижения, поощрять отстающего служащего [16, c.213].

9. Доверие.

Его сущность заключается в поручении служащему определенного ответственного дела. Доверие радует и воодушевляет служащего, развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину, организованность, инициативу, активность.

При реализации приема важно правильно выбрать поручение. Оно должно быть для служащего интересным, соответствовать его способностям. Процесс исполнения должен быть увлекательным, посильным, но не легким, иначе задача не вызовет необходимого волевого усилия. Непосильная же задача приведет к охлаждению и утрате интереса к ней. Иногда лучше поставить задачу, которая выполняется в сравнительно короткий срок, чтобы служащий сразу увидел результаты своего труда.


Деятельность в условиях доверия характеризуется большим накалом чувства, создается психологическое состояние, благоприятное для формирования положительных черт характера.

10. Упражнение

Суть приема состоит в организации обстоятельств, требующих от служащего правильных поступков, направленных своим содержанием на проявление черт характера, подлежащих корректировке. Многократное правильное поведение послужит управлением для формирования намеченного нравственного качества. Служащий не должен подозревать, что предлагаемое ему дело носит специальный воспитательный характер. Оно должно выглядеть как дело, естественно возникшее в повседневной профессиональной деятельности [18, c.78].

Диапазон приемов, применяемых в практике индивидуально-воспитательной работы, значительно шире; и каждый воспитатель должен помнить, что в ней нет универсальных, на все случаи жизни, рецептов и правил. Лучшее средство воздействия на личность служащего ‑ чуткость, заинтересованность, желание быть рядом, принимать и на себя его заботы. Нужна обыкновенная человеческая доброта. Человек устроен так, что на доброе к нему отношение отвечает добром.

Глава 3

Особенности психологической и физиологической адаптации людей, работающих в условиях стресса

3.1. Стресс: понятие и сущность

Стресс ‑ это не то, что с вами произошло, а то, как вы это воспринимаете.

Г. Селье.

Неумение человека справиться со своими проблемами может привести к стрессу. Это слово мы слышим довольно часто. Так что же это такое стресс?

Обучение, занятия спортом, участие в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, концертах, общение с друзьями, путешествия, приключения составляющие интересного, насыщенного событиями жизнь. Но иногда они нарушают психологическое равновесие.

Переволновался перед выступлением, поссорился с родителями или другом, потерялся во время экскурсии в незнакомом городе, попал в зону стихийного бедствия ... Эти, на первый взгляд, разные события могут вызвать стресс.

Стресс (от англ. напряжения) это состояние психического и физического напряжения, возникающее как реакция организма на изменение, внутренней или внешней среды. В 1936 г. понятие «стресс» впервые употребил канадский ученый Ганс Селье [17, c.49].


Стрессоры ‑ это факторы, вызывающие стресс.

Физические стрессоры:

холод;

загрязнения окружающей среды;

инфекции;

физические травмы и т.п.

Психические стрессоры:

сильное волнение;

конфликтные ситуации;

умственное перегрузки .

Стрессоустойчивость это общее свойство организма, а не устойчивость к конкретной ситуации, вызывает напряжение. Эту мысль подтверждают результаты выполнения этой задачи и слова Г. Селье «Стресс это не то, что с вами произошло, а то, как вы это воспринимаете» [5, c.19].

Рассмотрим этапы развития стресса.

Стресс имеет три этапа:

1) этап тревоги человек нервничает и плохо контролирует свои эмоции;

2) этап приспособления организм мобилизует физические, умственные и эмоциональные резервы;

3) этап истощения (дистресс) защитные реакции исчерпываются и возникают болезни.

Реакция организма на стресс. Не имеет значения, что привело стресс: настоящая угроза или словесное оскорбление, реальные события или мнимые, организм всегда реагирует одинаково. Для различных стрессовых событий эта реакция отличается только силой эмоций от легкой тревоги до паники, а также по уровню физического напряжения от почти неосязаемого к «выпрыгивания сердца из груди» [5, c.64].

Физиологические признаки стресса:

холод в животе;

дрожь голоса, рук и ног;

сухость во рту;

потные ладони;

учащение дыхания;

учащение сердцебиения;

подкашивания ног.

Психологические признаки стресса:

страх;

тревога;

чувство опасности;

возбудимость;

ощущение нехватки времени;

раздражительность;

потеря чувства юмора;

подавленное настроение.

Эти признаки свидетельствуют о том, что организм человека мобилизует свои силы для противодействия стрессу и преодоление трудностей. Умеренный стресс полезен. Он помогает человеку приспособиться к условиям окружающей среды, которые постоянно изменяются, быть способным активно справиться с проблемами, которые возникают, и научиться вести себя в других стрессовых ситуациях. Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание. Однако если человек постоянно подвергаться стрессовым ситуациям, то этап истощения будет большой, и это может привести к заболеваниям.

Каждый человек подвержен стрессу. Человеку важно знать, как стресс влияет на здоровье человека.

Из всех видов стресса опасным накопленный (хронический) стресс. Если человек переживает стресс за стрессом, у нее появляются специфические симптомы, что является признаками истощения, проблемы со сном, общая усталость, упадок сил, страдания от боли, потеря способности испытывать радость, снижение интереса ко всему, что раньше интересовало. В таком состоянии риск обострения хронических заболеваний, снижается иммунитет, возникают сердечно-сосудистые заболевания и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Поэтому нужно избегать сильных стрессов.


Таким образом, под стрессом мы понимаем состояние психического и физического напряжения, возникающее как реакция организма на изменение, внутренней или внешней среды. То есть это чувство как мы воспринимаем происшедшее.

3.2.Особенности психологической и физиологической адаптации

Особенности психологической и физиологической адаптации мы проанализируем исходя из состава тех профессий, на которых мы станем проводить психодиагностику, а именно это профессия учителя и профессия менеджера. Коротко проанализируем особенности психологической и физиологической адаптации учителя старших классов и менеджеров среднего звена.

Л. Дафт объединяя большое количество требований к должности менеджера, обнаружил три основные категории навыков, которыми последний должен обладать:

концептуальные;

человеческие;

технические [22, c.75].

Концептуальные навыки это когнитивные умения, которые позволяют менеджеру воспринимать, анализировать и управлять информацией об организации.

Человеческие навыки это умение, которые позволяют создать эффективное взаимодействие между всеми членами организации.

Технические навыки это специальные знания и умения, необходимые для выполнения всех рабочих задач. Они предусматривают овладение менеджером специальными профессиональными знаниями, аналитическими способностями для эффективного осуществления своей деятельности. Анализируя особенность профессионального стресса менеджеров образовательных организаций по сравнению с менеджерами организаций другого типа возьмем за основу исследования Л.М. Карамушки, которая выделила особенности деятельности образовательной организации. Во-первых, основной целью образовательной организации является обеспечение знаниями и воспитания и развития личности, то есть в результате создается сложный по параметрам продукт. В коммерческих организациях основной целью является получение прибыли за счет производства товаров и услуг. Уровень ответственности менеджеров в этих организациях будет разный и соответственно психическое напряжение будет иметь различное происхождение. Во-вторых, социально-психологические характеристики объекта управления достаточно отличаются по отношению к коммерческим организациям.

Так, в “образовательной организации основным объектом есть дети, которые имеют достаточно большой спектр характеристик, которые нужно учитывать при достижении основной цели” [20, c. 150].


Это, конечно, будет порождать появление многих сложностей, которые требуют привлечения значительных умственных, эмоциональных ресурсов менеджера. В-третьих, при сравнении особенностей результата деятельности образовательные организации также имеют значительные отличия от коммерческих организаций. Так, конечный продукт (уровень образованности, воспитанности) очень отсроченный во времени и не имеет ощутимого «обратной связи», также не заметны четкие материальные критерии качества продукта. Это требует от менеджеров образовательных организаций определенных усилий, которые сопровождаются психологическими напряжениями и нагрузками. Поэтому при построении модели профессионального стресса менеджера образовательной организации будем учитывать эти особенности.

Факторы влияния на развитие профессионального стресса менеджера несмотря на большое количество обязанностей и многовекторность направлений в соответствии вышеупомянутых требований, предъявляемых к менеджеру относительно процесса управления, можно говорить, что они могут и выступать причиной возникновения профессионального стресса менеджера. Такой вывод позволяет нам сделать теория психологического стресса Р. Лазаруса, из которого следует, что несоответствие внутренних ресурсов внешним требованиям становится причиной возникновения стресса. Поскольку внешние требования порожденные профессии менеджера и определенным организационно-профессиональной средой отсюда возникает и специфика стресса. В современной психологической науке он известен, как «профессиональный стресс в менеджерской деятельности». Рассматривая особенности профессионального стресса менеджеров образовательных организаций мы использовали подход Л.М. Карамушки по анализу психологических факторов в организационной среде:

макроуровень анализа явления на уровне государства и общества;

мезоуровень анализа явления на уровне организации;

микроуровень анализа явления на уровне личности [23, c. 29].

Анализируя общество, в котором функционируют образовательные организации и работники этих организаций, как основная среда, что становится источником многих стрессоров, нужно сделать акцент на важнейших факторах такого влияния на личность профессионала.

Один из самых важных факторов полноценного функционирования образовательной организации является ее экономическая обеспеченность и стабильность. Возможность работникам удовлетворять значительную часть своих потребностей непосредственно связана с их финансовой возможностью, которую обеспечивает профессиональная деятельность и позволяет избегать появления многих стрессоров.