Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экономическая стабильность государства нормализует большинство социально-политических процессов. Последние способствуют созданию общего положительного эмоционального фона, в котором находится общество и конкретная личность работника образовательной организации.

Важную роль в создании психологического благополучия на уровне общества играет наличие в обществе сети социально-психологической поддержки граждан. Такая поддержка позволяет избегать личности многих стрессоров, связанных с особенностями ее межличностного взаимодействия.

Влияние организационной среды на развитие стресса очень широко. При анализе такого влияния мы рассмотрим те явления, которые имеют место в образовательной организации и вызывают психическую напряженность и при определенных обстоятельствах вызывают возникновение профессионального стресса. На основе анализа литературы нами выделены следующие факторы, которые могут провоцировать развитие стресса. Такие явления как, низкая или отсутствует информированность о возможностях карьерного роста, непрозрачность кадровой политики, уровень участия в управлении учебным заведением каждого члена коллектива, неэффективное использование всех звеньев структуры управления и т.д., вызывают появление психической напряженности в деятельности членов коллектива [24, c. 69].

Нечеткая постановка целей и задач перед каждым членом коллектива, особенно выражается во время реформ, когда организация начинает работать в изменившихся условиях. Неэффективная или низкоэффективную система получения обратной связи об особенностях работы каждого члена коллектива; не всегда высококачественный уровень повышения квалификации работников организации; низкий уровень информационно-методического обеспечения деятельности педагога (наличие новых методических рекомендаций, учебников и др.) эти явления также повышают уровень психической напряженности в деятельности членов коллектива.

Неэффективная организация учебно-воспитательного процесса (неэффективное использование кабинетного фонда, частые изменения в расписании, наличии замен коллег и т. п.); низкая психологическая обеспеченность организационных процессов; наличие заорганизованности, формализма в деятельности организации является очень мощным стрессором в деятельности как руководства школы, так и всех его членов. Наличие конфликтных межличностных отношений в коллективе, преобладание негативных эмоциональных состояний среди членов коллектива, уровень благоприятности психологической атмосферы и снижено количество межличностных отношений между членами коллектива в нерабочее время, наряду с небольшим количеством культурно-массовых мероприятий, которые проводят совместно все участники коллектива, одной стороны есть ситуациями, которые будут вызывать стресс, с другой стороны, они являются показателем уровня стресса персонала [25, c. 112].


Влияние особенностей профессии на развитие стресса. На основе анализа литературы мы выделили такие стрессогенные явления, связанные с цельностью профессии менеджера и педагога. Многие исследователи указывают на то, что работники, которые полностью осознают и чувствуют свою роль в организации, как правило, имеют такой уровень напряженности, который позволяет эффективно работать. Когда появляется ощущение невозможности физически в требуемый срок выполнить все требования своей роли, и ощущение недостатка навыков и умений для выполнения своей роли, или потребность выполнять одновременно две роли (завуч и учитель, директор), то очень быстро у такого работника развивается состояние «профессионального стресса» [13, c.67].

Обычно у современного педагога наблюдается большая перегруженность в объемах работ, которые необходимо выполнить. Как следствие происходит информационное перенасыщение, а, с другой стороны, менеджер часто вынужден тратить свое личное время на выполнение своих обязанностей. Такие тенденции целенаправленно ведут к возникновению стресса. Значительный процент менеджеров (эта тенденция заметна у молодых специалистов) часто ожидает от себя чрезмерно много. Таким образом, заставляя себя работать на износ, можно оставаться недовольным результатами. При таких обстоятельствах работник способен почувствовать и осознать, что им выполнен большой объем работы. По нереалистичной оценкой перспектив обязательно возникают негативные чувства, которые обременяют эмоциональное состояние, придают ему негативную окраску, таким образом, эта ситуация приводит к стрессу.

Отношения с руководством могут вызвать напряжение и стресс потому, руководитель может влиять на жизнь и деятельность работника материально и морально (премирования, признание). Кроме того, руководители могут игнорировать предложения подчиненных, в результате чего последние не чувствуют своей значимости и ценности своих мыслей, идей.

В современных условиях директор не ограничен в общении с коллегами и такое взаимодействие дает возможность обсудить профессиональные проблемы, получить поддержку, совет, поощрения, оценку, то есть обратная связь. Но вместе с тем, среди молодых специалистов может встречаться обратная тенденция, не постоянный круг коллег часто не дает исчерпывающей, объективной информации. Эти факторы затрудняют профессиональное общение и получение качественной обратной связи. А это тоже может привести к стрессу. Потребность передачи учебного материала требует у педагога больших эмоциональных и интеллектуальных усилий, которые в зависимости от индивидуальных особенностей, исчерпываются более или менее медленно. Эти же усилия нужно поделить и на воспитание учащихся, на дополнительные занятия и на встречу с родителями учащихся. Вместе с тем есть ученики, которые требуют усиленного внимания со стороны педагога. Поэтому, как следствие, часто среди учителей такое постоянное истощение приводит к серьезным изменениям в эмоциональной сфере проявляется так называемый синдром «выгорания», который является видом профессионального стресса. Каждая профессия имеет свою специфику. Одной из особенностей работы педагога является постоянная необходимость в самосовершенствовании и профессиональном совершенствовании. Если такая самостоятельная внутренняя работа не проводится, то время от времени может появляться ощущение профессионального несоответствия. Информационные потоки настолько велики, что количество знаний, которые необходима для того, чтобы не отставать от темпов жизни, достигает огромных размеров. Поэтому возможно появление ощущение нехватки опыта, навыков, времени, энергии, приводит также к возникновению стресса. Вместе с тем наличие частых эмоциональных умственных перегрузок и, с другой стороны, монотонности в работе еще сильнее обостряет проявления стресса, который при таких обстоятельствах возникает очень быстро. Так кратко можно охарактеризовать основные стрессоры, которые постоянно влияют, как в профессиональной деятельности, так и в социальной среде на каждого индивида. Каждый из этих стрессоров имеет разную силу, продолжительность во времени и интенсивность действия. Согласно транзакционного подхода А.Б. Леоновой, к изучению «профессионального стресса», мы проанализировали основные личностные характеристики, которые выступают модераторами развития стресса. Благодаря когнитивным процессам стресс или развивается и носит пагубное влияние, или решается на стадии встречи с стрессором и не вызывает отрицательных изменений. Среди основных характеристик личности, которые играют важную роль в развитии стресса, выделяют:


1) эмоциональная реактивность свойство темперамента, которое характеризует скорость возникновения эмоционального возбуждения. Высокий уровень реактивности повышает риск возникновения профессионального стресса;

2) нейротизм свойство темперамента, которое характеризует скорость возникновения нервного возбуждения. Высокий уровень нейротизма повышает риск возникновения профессионального стресса;

3) тревожность индивидуальная особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым интенсивным переживаниям тревоги, и в низком пороге его возникновения. Высокий уровень личностной тревожности повышает риск возникновения профессионального стресса;

4) выносливость убежденность и умение контролировать события собственной жизни и влиять на них. Высокая выносливость смягчает влияние стрессоров, и соответственно, повышает стрессоустойчивость;

5) локус контроль склонность индивида объяснять возникновение значимых событий личной жизни внешними причинами (экстерналы), или внутренними, собственными усилиями (интерналы). Профессионалы с внутренним локусом контроля более устойчивы к стрессам;

6) отрицательная аффективность личности с ярко выраженной этой характеристикой склонны чувствовать себя несчастными, и недовольными жизнью вообще. Отчасти они акцентируют свое внимание на всех отрицательных сторонах своей жизни. Высокий уровень негативной аффективности положительно коррелирует с высокими показателями профессионального стресса;

7) самоуважение отражает отношение к самому себе. Результаты исследований убедительно доказывают, что индивид с развитым чувством самоуважения более стрессоустойчивые;

8) самоэффективность это уверенность профессионала в том, что он решит задачу адекватным ему способом. Индивиды, наделенные этим качеством, более устойчивы к психологическим стрессам;

9) толерантность к ситуациям неопределенности склонность индивида фрустрационно реагировать на сложные ситуации. Согласно результатам исследований низкая толерантность, т.е. быстрое возникновение состояния фрустрации, положительно коррелирует с высоким уровнем стресса;

10) поведенческий паттерн А понятие возникло благодаря исследованию склонности определенных индивидов к коронарным заболеваний сердца. Для типа А характерна высокая амбициозность, агрессивность, желание соревноваться, нетерпеливость. Личность типа Б имеет противоположные характеристики. По проведенным исследованиям тип А отличается низкой стрессоустойчивостью;


11) Тип коупинга способ преодоления стрессовых ситуаций. Учитывая высокую вариативность способов преодоления, низкий уровень стресса имеют те профессионалы, которые обладают полным арсеналом типов коупинга, и научились использовать эти способы адекватно ситуации, то есть, обладают высокой вариативностью способов поведения;

12) гендерные особенности согласно зарубежным исследованиям существует несколько различных данных. Как правило, женщины чаще жалуются на стрессогенность жизни, чем мужчины, и больше страдают от таких последствий стресса, как головные боли, снижение аппетита, нарушение сна.

Вместе с тем, мужчины в 4 раза чаще умирают от сердечно-сосудистых заболеваний. Но до сих пор неизвестно, что именно определяет реакцию на напряженность (пол, гендер или разница в стимулах окружающей среды).

Указанная модель содержит следующие основные составляющие:

1) Блок внешних факторов (стрессоров), которые связаны с влиянием среды, в которой работают менеджеры образовательных организаций;

2) Блок факторов связанных с характеристиками самих менеджеров;

3) Блок «Физиологические и психологические последствия стресса».

Что касается «Блока внешних факторов (стрессоров)», то к основным из них отнесены такие стрессоры: а) «Социальная среда»; б) «Организационно-профессиональная среда» [19, c.74].

Блок «Социальная среда»

1.Социально-политическая и социально-экономическая ситуация в государстве.

Зависимость состояния образования от экономического потенциала государства была известна с древних времен. Высокий потенциал экономики дает возможность добавить деньги и развивать бюджетные отрасли. Образовательная отрасль имеет прямую зависимость от производственной сферы, так как самостоятельно зарабатывать собственные средства нет возможности. Поэтому ресурсы, а соответственно и обеспеченность образования очень зависят от экономического состояния государства в целом, финансовые вложения дают возможность повышать заработную плату работникам образования, улучшая их статус, безусловно влияет на эмоциональное здоровье профессионально занятого человека.

Стабильность способствует постепенному развитию государства и эмоциональному покою большинства слоев населения. Отсюда вывод о том, что стабильное постепенное развитие способствует сохранению положительного эмоционального состояния, и снижению уровня развития профессиональных стрессов.

2. Социально-культурная среда.

Социально-культурные различия играют важное значение, как фактор воздействия на психологическое состояние каждого участника социального взаимодействия, потребность адаптации в измененной культурной среде является мощным стимулом изменения представлений об окружающей среде. Часто неподготовленность профессионала для работы в новой культурной среде (как, то другая организация, которой свойственна специфическая организационная культура, так и переезд на работу в другую страну мира) задерживает процесс адаптации и вызывает проявления стрессовых реакций.


3. Положение образования в обществе.

Такие явления, как низкий социальный статус работника образования, низкая заработная плата, недостаточное количество перспективы карьерного роста, это в большинстве педагогов вызывают появление стресса в профессиональной деятельности.

4. Наличие сети социально-психологической поддержки.

Социальные взаимоотношения играют огромную роль в жизни каждого человека и много исследований было посвящено влиянию социально-психологической поддержки на психическое здоровье человека. Под социальной поддержкой часто понимают разветвленную систему социальных связей, которая включает семью, близких родственников, друзей, членство в общественных организациях, церковных общинах и другие формальные и неформальные связи. Существуют интересные и вместе с тем противоположные данные исследований о существовании конфликта интересов между семьей и работой. В научных обзорах утверждается, что проведенный анализ результатов 50 исследований позволяет говорить о существовании «обратной корреляции между конфликтом интересов работы и семьи» и «удовлетворенности работой и жизнью в целом».

Таким образом, под особенностью психологической и физиологической адаптации мы понимаем то, что учителя и менеджеры которые полностью осознают и чувствуют свою роль в организации, как правило, имеют такой уровень напряженности, который позволяет эффективно работать. Когда появляется ощущение невозможности физически в требуемый срок выполнить все требования своей роли, и ощущение недостатка навыков и умений для выполнения своей роли, или потребность выполнять одновременно две роли (завуч и учитель, директор), то очень быстро у такого работника развивается состояние «профессионального стресса». У менеджеров отношения с руководством могут вызвать напряжение и стресс потому, руководитель может влиять на жизнь и деятельность работника материально и морально (премирования, признание). Кроме того, руководители могут игнорировать предложения подчиненных, в результате чего последние не чувствуют своей значимости и ценности своих мыслей, идей.

Выводы

Таким образом, изучив данную тему, я пришла к таким заключениям:

1. Служащие ‑ социальная группа, включающая всех занятых по найму нефизическим трудом в промышленности (инженеры, бухгалтеры, секретари и так далее), а также наёмных работников в торговле и сфере услуг.

2.Индивидуально-психологические особенности личности: Темперамент, Характер. Способности. Темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – это совокупность индивидуальных относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.