Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.».pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность исследования. Российская Федерация – это демократическое, многонациональное государство, где высокоразвита промышленная индустрия, сфера услуг, энергетика, и другие важные сферы деятельности. Россия информационное государство, где любой гражданин свободно может иметь доступ к системе Интернет, где уважают права и законные интересы человека и гражданина.
Развитая экономика нашего государства свидетельствует о том, что рабочие места разделяются как на рабочих, так и на служащих. Под служащими нам следует понимать персонал, который нанят на роботу не связанную с выполнением физического труда. К такому персоналу относятся инженеры, медицинские работники (доктор), банкиры, и др.
В нашей работе речь пойдет о приемах психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями. Решение психолого-педагогических задач осуществляется в процессе педагогического общения, совместной деятельности с обучаемыми, которое (общение) включает не только коммуникативные, но прежде всего предметно-практические взаимодействия педагога-психолога как с коллективом, так и с отдельными его представителями. Система этих взаимодействий ‑ центральный фактор в структуре любой педагогической ситуации. Именно и налаживании плодотворного психолого-педагогического взаимодействия его субъекта и объекта завязывается основной узел эффективности процесса обучения и воспитания. Кардинальные изменения в концепциях философии человека, гуманизация и демократизация педагогической среды, формирования личности человека требуют немедленного внедрения личностно-ориентированных технологий воспитания.
Предмет исследования: приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.
Объект исследования: психофизиология служащего и аспекты управления нею в рамках психолого-педагогических задач.
Цель исследования: выяснить особенности психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть личностный подход как психолого-педагогическое воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.
2. Проанализировать особенности развитие личности служащего.
3. Выяснить индивидуально-психологические особенности человека.
4. Охарактеризовать приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.
5. Изучить особенности психологической и физиологической адаптации людей, работающих в условиях стресса.
Анализ последних публикаций и исследований. Личностно-ориентированные технологии воспитания и личностный подход, в частности, представлены в трудах выдающихся педагогов и психологов: К.В. Рубчевский, Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой, Д. А. Ошанина, О. А. Конопкина, Ю.И.Александрова, Т.М. Марютина, В.В.Орлова, и др.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщения, библиографический метод.
Курсовая работа имеет такую структуру: введение, основная часть, которая состоит из трех глав, выводы и список использованной литературы.
Глава 1
Личностный подход как психолого-педагогическое воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями
1.1. Понятие и особенности личностно подхода
Одним из главных факторов в психолого-педагогическом воздействии является личностный подход.
Только непосредственные человеческие отношения должны иметь полноценное эмоциональное наполнение. Именно личностный подход помогает установить тесные контакты; это дополнительно влияет на воспитание способностей и развитие служащего [6, c.32].
В личностно ориентированных педагогических технологиях нашли отражение идеи гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания таких технологий ‑ уникальная целостная личность, которая максимально стремится к самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижения личностью этих качеств является основной целью воспитания в современных условиях.
Своеобразие личностно ориентированных технологий психолого-педагогического воздействия воспитания заключается в том, что они акцентируют внимание на личности человека, в формировании и развитии не по заказу, а в соответствии с его природными способностями.
Основная ценность личностно ориентированных технологий воздействия ‑ это личностный подход, который представляет совокупность взаимосвязанных социально-педагогических установок на взаимоотношения психолога или педагога на служащего, на восприятие самого себя и организацию педагогического взаимодействия. Это выражается в учете и признании права каждого человека на своеобразие, неповторимость, индивидуальность, уникальность своей личности, в понимании его мыслей и позиции; в готовности и безоценочного отношения психолога к служащему как к личности; в организации общения на принципах равноправия и равноценности личностных позиций психолога и служащего; в сотрудничестве, сотворчестве, взаимодействии всех участников психолого-педагогического взаимодействия.
Личностный подход к служащим в психолого-педагогическом взаимодействии ‑ ведущее направление прогрессивных педагогических технологий в бизнес- структурах и экономической жизни страны. Он объединяет и воплощает такие воспитательные идеи и принципы:
а) идеи:
‑ развития личности или личностной направленности профессиональных знаний служащего;
‑ активизации и использования внутренних механизмов саморегуляции развития личности служащего как субъекта психолого-педагогического взаимодействия;
‑ гуманизации и демократизации педагогических отношений как основы формирования демократической личности служащего;
б) принципы:
‑ углубление индивидуального и дифференцированного подхода;
‑ природосоответствие обучения;
‑ гуманизма [12, c.51].
Таким образом, личностно-ориентированные технологии ставят в центр своего внимания личность человека как объекта психолого-педагогического воздействия, основная задача состоит в том, что бы учитывать все основные психологические факторы, психофизиологические факторы данного человека с целью их развития для наилучшего и эффективного применения для повышения профессиональных знаний и умений служащего, для повышения эффективности его труда.
1.2. Развитие личности служащего
Личностный подход ставит в центр психолого-педагогического воздействия на служащих развитие всей целостной совокупности личных качеств служащего, самоуправления, сферы эстетики, нравственности и действенно-практической сферы.
Демократизация отношений. В современных условиях одним из решающих факторов воспитания является демократизация общества, которое должно пронизывать жизнедеятельность служащего. Его итогом является воспитание демократической личности. Но в профессиональной деятельности существует разделение на соподчиненности. Служащий, выполняя свои профессиональные обязанности он ограничен в своей личной свободе и демократических проявлениях. Личностный подход предполагает демократизацию психолого-педагогического процесса, обеспечения служащему равноправия с психологом [1, c. 74].
Углубление индивидуального подхода. Он предусматривает стимулирование и развитие индивидуальных задатков и способностей личности, дальнейшее развитие дифференциации, отказ от ориентации на среднего служащего.
Гуманизм. Гуманистическое содержание личностного подхода заключается в признании служащего личностью, имеющей такие же, как и психолог, качества самобытности и уникальности. Любые недостатки служащего не могут быть основой для негативной оценки его личности в целом. Личностный подход направлен на поддержку и помощь личности служащего.
Воспитание положительной "Я-концепции". "Золотой ключик" личностного подхода заключается в управлении формированием "Я-концепции" личности служащего [4, c.107].
Глубокое изучение воспитателем индивидуально-психических характеристик и особенностей питомца дает ему возможность наиболее полно использовать для его формирования психические факторы развития. Самым главным из этих факторов является формирование у воспитанника образа "Я", или "Я-концепции" личности. Успешная деятельность, положительные оценки формируют у служащего самоуважение, уверенность, радость, то есть позитивную "Я-концепцию", что в свою очередь, вызывает у него заинтересованность в самоусовершенствовании, доверие к психологу. Главной целью в саморазвитии служащего является формирование положительной «Я-концепции».
Глава 2
Применение приемов психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями
2.1. Индивидуально-психологические особенности человека и их особенности
Жизнь выдвинула перед психолого-педагогической теорией и практикой, кроме традиционных вопросов - почему и как формировать мироощущения в современных условиях, еще и приоритетную проблему: как сформировать человека как личность, которая отвечала бы профессиональным потребностям на современном этапе развития, то есть в условиях перехода к профессиональной основе.
Понимание о личности должна основываться на позициях гуманистической психологии, которая считает личность духовным содержанием человека, носителем сознания и самосознания, совокупностью всех общественных отношений.
А.Н. Леонтьев рассматривает личность как особый уровень социального развития человека [25, c,118]. Зарубежные психологи А.А. Крылов и В.П. Сочивко считали, что личность ‑ это прежде всего человек как сознательный член общества с индивидуальным составом особенностей характера и интересов, темперамента и способностей, а также других черт и качеств [3, с. 57].
Таким образом, под личностью понимают социализированного индивида, с существенными социально-значимыми свойствами, которые определяют его поведение и деятельность.
Индивидуальность человека определяется и характеризуется структурой его личности. Профессор К.К. Платонов предлагает динамическую функциональную структуру личности в основе которой лежат четыре иерархические подструктуры:
‑ направленность личности ‑ это убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы, желания, призвание;
‑ опыт личности ‑ это знания, навыки, умения,
‑ особенности психических процессов ‑ это воля, чувства, представления, мышления, восприятия, эмоции, память;
‑ биологические свойства ‑ это темперамент, половые, возрастные, патологические свойства.
Эти свойства признают черты, которые являются не только составной особой подструктуры, но и могут компенсировать какой-то недостаток. Однако в структуре личности имеется еще ряд качеств, которые нельзя отнести к какой-либо одной подструктуре. Это характер, способности и «Я-концепция» личности ‑ они образуют вместе с подструктурами определенный "каркас" личности. Все подструктуры личности воспитанника тесно взаимосвязаны, они обусловливают и часто компенсируют друг друга, создавая сложную систему ‑ личность как содержательное социальное обобщение.
«Я-концепция» личности ‑ это устойчивая и осознанная система представлений о самом себе, на основе которых она организует свое поведение.
Как интегральное качество "Я-концепция" включает в себя целую систему качеств, которые начинаются со слова "само": самосознание, самооценка, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность, ‑ и связана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения и тому подобное. В "Я-концепции" прежде всего, выделяются следующие компоненты:
Во-первых, это триада осознанной, эмоциональной и поведенческой составляющих:
‑ "Я осознал" ‑ осознанные представления о себе, своих качествах;
‑"Я эмоциональный" ‑ эмоции, самочувствие, вызванные взаимодействием с окружающими;