Файл: Система построения и организации нотариата в Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– разрешение гражданско-правовых дел бесспорного характера;

2. функции нотариата, вытекающие из частноправового содержания нота-

риальной деятельности.

П. А. Кучеренко рассматривает нотариальные функции как содержатель

ные характеристики, отражающие основные направления и сущность деятельности органов нотариата в правовой системе России.[16] По мнению ученого, эти функции можно разделить на две группы. Первая группа представляет собой социальные функции нотариата, которые характеризуют место данного института в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России в целом. Вторая группа выделяется в качестве содержательных функций, которые отражают характер и специфику нотариальной деятельности. К содержательным функциям относятся охранительная и юрисдикционная функции. В рамках данной классификации правозащитная функция нотариата может быть отнесена к его социальным функциям. В современных условиях именно эта функция но-тариата выступает на первый план.

Итак, с одной стороны, нотариат выполняет государственную функцию по приданию официальной силы юридическим действиям участников гражданского оборота, прежде всего, – сделкам, а с другой стороны, общественную функцию, поскольку нотариус консультирует лиц, обращающихся за совершением нотариальных действий, прежде всего, относительно правовых последствий их совершения, проверяет действия на предмет соответствия действующему законодательству и т.п.

Таким образом, защищая права и законные интересы граждан и юридических лиц, нотариус тем самым, обеспечивает реализацию публичного интереса, что проявляется в создании благоприятных условий для экономической деятельности и гражданского оборота, для стабильного развития общества.

1.2 История развития института нотариата в России

В истории российского нотариата выделяют три основных этапа:[17]

1. Дореволюционный период. Охватывает исторический период со времен возникновения Древнерусского государства и до революции 1917 г.

2.Советский период. Это время существования государственного нотариата, длившееся с 1922 по 1993 г.

3. Современный период свободного нотариата. Он начался в 1993 г. после

распада СССР и принятия Основ законодательства о нотариате и проходит под знаком возрождения свободного нотариата России.


Точная дата возникновения в Древней Руси нотариальных или квазинота-

риальных учреждений неизвестна. Некоторые авторы считают, что история российского нотариата восходит, по меньшей мере, к концу XV в. и что еще в Судебниках Ивана III (1497 г) и Ивана IV (1550 г.) содержатся упоминания о лицах, которые занимались составлением и оформлением сделок, и об использовании письменных документов говорится еще в Псковской судной грамоте 1467 г., упоминающей об использовании в гражданском обороте письменных доку­ментов.[18]

Совершение таких грамот было в руках дьяков и подьячих (по причине неграмотности насе­ления), которые состояли при различных присутственных местах. В XIII в. эти лица именовались писцами, а по образному выраже­нию В. И. Сергеевича «письменными людьми нашей древности».[19] Отмечалось, что с

деятельностью дьяков связано постепенное раз­витие нотариального института,

а также участие органов прави­тельственной власти в совершении частно-правовых юридических актов и документов (важно, что такое участие началось гораздо раньше, чем в западноевропейском законодательстве) Уже позднее, дьяки ведали нотариальными функциями приказов, переданным им в XVI в.

Приведенные факты свидетельствует о закреплении регистрационно-но-тариального характера действий должностных лиц.

Большинство современных авторов временем зарождения нотариата в России определяют конец XV – начало XVI столетия. Так в Судебниках 1497 г. и 1550 г. имеются упоминания о лицах, составлявших и оформлявших сделки.[20]

Следующие закрепление нотариальной деятельности было в Соборном

уложении 1649 г. Наряду с приказными дьяками в XVI в. появляются особые лица, предназначенные для составления письменных актов в городах, – площадные подьячие. Площадные подьячие собирались на Ивановской площади в Москве, где и занимались составлением юридических актов.

Дальнейший исторический виток в развитии нотариата был связан с правлением Петра I и сближением России с Европой. В это время Россия стала копировать и внедрять у себя передовые правовые институты, действовавшие в продвинутых европейских государствах. Одним из этих институтов был нотариат. В начале своего правления Петр I предпринял попытку национализации и систематизации деятельности нотариата путем передачи полномочий по удостоверению соглашений от площадных подьячих на Ивановской площади в Москве в соответствующие Приказы.


Наряду с процессом формализации документооборота в нотариальной деятельности по инициативе Петра I была начата деятельность по огосударствлению порядка совершения «крепостных дел» и иных актов. Уже в 1699 году полномочия площадных подьячих были переданы в Поместный приказ столицы.

Сам термин «нотариус» впервые встречается в отечественном законода-

тельстве в 1729 г. – в Вексельном уставе, где говорилось, что неподписанный вексель может быть опротестован публичным нотариусом. Публичные нотариусы находились в ведении органов городского управления.[21]

В 1831 г. учреждены биржевые нотариусы и маклеры, в обязанно­сти которых входило свидетельствование сделок, совершаемых на бирже.

В период правления Екатерины II Юстиц-коллегия была ликвидирована, и «нотариальное делопроизводство» перешло в ведение уездных судов и палат гражданских судов. При них учреждались «крепостные отделения», состоящие из «крепостных писцов и надсмотрщиков».

Оформление акта, составленного крепостными писцами, предполагало несколько обязательных этапов: внесение акта в так называемую «докладную

книгу», рассмотрение судебным присутствием условий сделки (или письменного завещания) и соответствия ее оформления предъявляемым требованиям, наложение судьей специальной резолюции «Совершить по закону» и передача акта надсмотрщику. Последним этапом оформления акта становилось дословное копирование надсмотрщиком текст акта в «крепостную книгу».[22]

Свод законов Российской империи, составленный в годы императорства

Николая I, закрепил положения, по которому «крепостной порядок» регистрации актов определялся обязательным только для сделок об отчуждении недвижимой собственности и крепостных крестьян. Акты, касающихся иных вопросов, могли быть засвидетельствованы публичными нотариусами или биржевыми нотариусами и маклерами.[23]

Главным событием развития системы нотариата была реформа Алек-сандра II в XIX в. Состоялось формирование самостоятельного института российского нотариата. В 1866 году 14 апреля было утверждено Положение о нотариальной части.[24] Это положение закрепило. что нотариус считается государственным служащим, а также нотариусы были разделены на старших и младших. Нотариусы могли свидетельствовать подлинность подписей, доверенностей, обязательств, верности копий. Если в какой-либо местности отсутствовал нотариус, его обязанности исполняли мировые, городские и окружные судьи.


Временное положение о нотариальной части 1866 года в эволюции российского нота­риата играет особую роль как документ, закрепляющий основы функционирования единого универсального института нотариата.

Таким образом, в конце XIX века в России сложились четыре группы органов и должностных лиц, наделенных правом совершать нотариальные действия: публичные (городовые) нотариусы; биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры; узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов; при отсутствии нотариуса или маклера их функции выполняли магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые пристава, торговые словесные суды.

После Октябрьской революции официально нотариат был упразднен 23

марта 1918 г., Постановлением Совета Народных Комиссаров Москвы и Мос-

ковской губернии.[25]

Следующие коренные изменения были внесены Постановлением ЦИК СССР от 14 мая 1926 г. «Об общих принципах организации государственного нотариата», где устанавливалось подчинение нотариата судебным органам. В развитие союзного документа было принято 1930 г. Положение о государственном нотариате РСФСР.[26] Были закреплены функции нотариальных органов.   

Руководство деятельностью государственных нотариальных контор осуществлялось судебными органами. Верховный Суд РСФСР утверждал сеть государственных нотариальных контор. Председатель Верховного Суда РСФСР назначал и освобождал от должности старших нотариусов первых нотариальных контор. Нотариальные конторы содержались за счет республиканского бюджета по смете Верховного Суда РСФСР. 19 июля 1973 г. был принят Закон СССР «О государственном нотариате», сохранявший модель государственного нотариата. Нотариат получил многозвенную систему. Первая государственная нотариальная контора наделялась особым статусом, в ее функции входили совершение наиболее сложных нотариальных действий и методическая помощь остальным нотариальным конторам. Руководство нотариатом было передано органу общей компетенции (Советам Министров, исполнительным комитетам и т. д.), а также органам юстиции.

Советский период развития институт нотариата представлял собой государственный орган, входящий в систему органов юстиции, а государственный нотариус считался должностным лицом. Нотариату в советский период истории России отводилась техническая функция свидетельствования документов, связанных с гражданским оборотом и гражданско-правовыми отношениями. Процесс «вымирания» нотариата в этот период представлял собой закономерный процесс, в основе которого было отсутствие частной соб-ственности граждан СССР и, как следствие, снижение гражданского оборота.


Современный этап эволюции российского нотариата начался в 1993 году

в связи с радикальными изменениями, произошедшими в политической и эко-

номической сферах постсоветского общества. Развитие рыночных отношений в России в начале 90-х годов ХХ века предопределило реформирование института нотариата. Законодательной базой реформы стали принятые в 1993 г. Основы законодательства РФ о нотариате. Названный документ установил сов-ременную систему организации нотариата: деятельность региональных нотариальных палат в субъектах РФ, а также Федеральную нотариальную палату.

Этот документ в корне изменил правовые основы деятельности нота-риата. Выделил государственных нотариусов и нотариусов, занимающихся частной практикой, определил обязательность наличия юридического образо-вания и стажировки, а также прохождения квалификационного экзамена нота-риусом, и в конечном счете получения лицензии на нотариальную деятель-

ность.

Существующая в настоящее время система правовых норм, регулирующих порядок совершения нотариальных действий и взаимоотношения нотариуса с участниками нотариального производства, сформировала в России институт нотариата, приближенный к нотариату латинского типа. В основе латинского (свободного) типа нотариата лежат традиции римского права и общие правовые концепции.[27] В числе основных системных признаков, характеризующих национальные нотариаты латинского типа, можно указать следующие: основной функцией нотариуса определено придание частным соглашениям аутентичного характера, особой доказательственной и исполнительной силы и, что особенно значимо, защита публичного интереса.

На данный момент Основы законодательства о нотариате остаются основополагающим законом, который регулирует нотариальную действительность. Однако требование времени предопределило разработку проекта Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ и о внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации»,[28]подготовленного Министерством юстиции РФ. В связи с изменениями законодательства происходит неуклонное преобразование деятельности нотариусов.

Можно сделать вывод о том, что отечественный нотариат развивался уникальным путем до Октябрьской революции 1917 года. На протяжении всей истории он был частным, государственным или смешанным институтом. В разные периоды времени деятельность нотариусов или лиц, выполнявших их функции, была либо регламентирована достаточно жестко, либо никак не регулировалась. Однако нотариусы всех исторических эпох были ответственными перед своими клиентами и являлись гарантом законности и справедливости в государстве, и в меру своих возможностей и полномочий способствовали наиболее полному обеспечению прав и свобод человека и гражданина, созданию.