Файл: Система построения и организации нотариата в Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8. Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства и

профессиональных обязанностей. В соответствии со ст. 9 Основ законода-тельства о нотариате контроль за исполнением Правил нотариального делопроизводства (утверждены решением Правления ФНП от 17 декабря 2012 г. и приказом Минюста России от 16 апреля 2014 г. № 78[36]) нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами юстиции, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, – комиссией в составе не менее двух человек, в которую входят представители территориального органа юстиции и нотариальной палаты субъекта РФ (п. 180 Правил нотариального делопроизводства).

Начиная с 1993 г. Российское государство усиленно внедряло и развивало систему частного нотариата. Эти усилия государства привели практически к ликвидации государственного нотариата. По данным ФНП, на настоящий момент в Российской Федерации работает 21 государственный нотариус.[37] Таким образом, государственный нотариат фактически изжил себя.

С каждым годом численность государственных нотариусов сокращается, что показывает необходимость создания единой организационной правовой формы нотариата – частной.

2.3 Направления развития нотариата в современной России

В настоящий момент существует ряд актуальных проблем, стоящих перед государством и обществом, в решении которых нотариат может выступать эффективным механизмом. Основы законодательства о нотариате являются главным нормативно-правовым актом в этой сфере с 1993 года. По мнению многих ученых-юристов, данный закон не успевает идти в ногу со времени и не отвечает требованиям общественно-экономических отношений, формирующихся в обществе.[38] В последнее время предметно стоит вопрос о необходимости принятия нового Закона об организации нотариальной деятельности в стране.

Представленный Министерством юстиции РФ законопроект конкретизи-

рует уже существующие правовые институты нотариата, а также вводит ряд

новых правовых положений.[39]

Данные нововведения касаются организационных основ деятельности нотариата: формирования системы нотариата; имущественной ответственности нотариусов; свободного доступа к занятию нотариальной деятельностью; разграничения понятий «приостановление» и «прекращение полномочий нотариуса».


Проект Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности» четко регламентирует систему контроля нотариальной деятельности: законность нотариального действия, отказ в его совершении контролируется только судом; соблюдение нотариусом налогового законодательства – налоговыми инспекциями; организацию приема граждан, ведение делопроизводства, содержание архива – территориальными органами Федеральной регистрационной службы с привлечением возможностей нотариальных палат субъектов РФ (здесь и плановые проверки и проверки по жалобам); правильность уплаты обязательных членских взносов, соблюдение норм Кодекса профессиональной чести нотариуса и Устава Палаты – нотариальными палатами субъекта РФ; срок стажировки увеличен с одного года до двух лет у нотариуса, имеющего стаж работы не три, а пять лет; вместо лицензии на право нотариальной деятельности лицо, сдавшее квалификационный экзамен, получает квалификационное свидетельство; исключается предусмотренная Основами о нотариате возможность досрочного экзамена у стажера; разделяет оплату нотариального действия и оплату технической работы, подготовки проекта документа, юридических консультаций; исключает понятие «профессиональная деятельность нотариуса».

В соответствии с проектом измениться должны и сами процедуры совершения нотариальных действий. Это связано, в первую очередь, с внедрением информационных технологий в деятельность нотариусов, введением новых видов нотариальных действий.

Специальная Единая информационная система[40] (далее – ЕИС) обеспе-

чивает взаимодействие и обмен данными в режиме онлайн между государственными структурами. Так, в соответствии с новым регламентом уже с 1 января 2018 все нотариальные действия в РФ должны регистрироваться в данной ЕИС, после чего уже нотариус будет иметь право фактически совершить соответствующее нотариальное действие. Само по себе использование данной ЕИС не является новшеством, однако она использовалась нотариусами для фиксации только отдельных видов нотариальных действий. Начиная с 1 января 2018 г. в ней должны фиксироваться все нотариальные действия, что, по мнению законодателя, послужит целям защиты информации от утери или фальсификации.

В то же время ФНП были сформулированы и направлены в адрес Министерства юстиции РФ замечания концептуального характера. ФНП выступила против сохранения системы государственного нотариата в РФ. Полагаем, что данная точка зрения вполне обоснована и соответствует современным тенденциям развития нотариата не только в Российской Федерации, но и за рубежом.


При этом необходимо законодательно предусмотреть финансовое обеспе

чение их нотариальной деятельности путем дотирования со стороны нотариальной палаты субъекта РФ и ФНП, а также за счет установления льгот нотариусу путем предоставления помещения под нотариальную контору, по оплате коммунальных и иных обязательных платежей. Упразднение государственного нотариата позволит в новом Законе о нотариате сформулировать все его положения относительно единственного субъекта – нотариуса, без уточнения его сегодняшнего статуса: частнопрактикующий или занимающийся частной практикой.

В настоящее время ужесточение ответственности нотариуса за вред, причиненный юридическим и физическим лицам, выделяется в самостоятельное направление развития и совершенствования законодательства по регулированию нотариальных правоотношений. Согласно ст. 17 Основ законодательства о нотариате предусмотрена полная имущественная ответственность за счет страховой суммы, личных сбережений и личного имущества. Факт причинения нотариальными действиями или необоснованным отказом от совершения действий должен устанавливаться в судебном порядке, в этом случае возмещение будет производиться из страховой суммы. В случае если причинение ущерба является умышленным, то страховое возмещение предполагается не из страховой суммы, а из собственных средств нотариуса или гарантийной кассы.

Теперь каждый нотариус, удостоверяющий сделки с недвижимостью, должен быть застрахован в соответствии со ст. 18 Основ законодательства о нотариате минимум на 5 миллионов рублей. Эта норма Основ законодательства РФ о нотариате установлена Федеральным законом № 360-ФЗ.[41] Указанная сумма является первой ступенью возмещения ущерба гражданам или юридическим лицам, если он возник по вине нотариуса. Если вдруг этих средств не хватит – недостающие деньги будут выплачены из коллективной страховки региональной нотариальной палаты. Третьей ступенью гарантии возмещения ущерба является личное имущество нотариуса, а финальной – Компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты, который должен в соответствии со ст. 18.1 покрыть гипотетический ущерб любого размера.

С 1 января 2018 г. ФНП осуществляются компенсационные выплаты из своего компенсационного фонда (п. 15 ст. 11 закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ)[42].

Серьезным прорывом стало расширение участия нотариуса в корпоративных отношениях. Именно благодаря введению обязательной нотариальной формы сделок с долями ООО удалось сбить вал рейдерских захватов.[43] Это обусловлено тем, что для предпринимателей новым законом предусмотрен новый сервис нотариуса. Список участников ООО можно хранится теперь не только у генерального директора организации, но и у нотариуса – в рамках ЕИС нотариата. К 1 июля 2017 создан соответствующий реестр, в который, по аналогии с реестром уведомлений о залогах движимого имущества, через нотариуса по желанию участников общества вносятся сведения об участниках ООО, которые включают в себя не только данные о принадлежности долей, но и сведения об их оплате и прочие данные.


Прежде в случае смерти или, например, мошеннического исчезновения генерального директора ООО получить документы со списком участников общества и сведениями, подтверждающими оплату ими своих долей (в ЕГРЮЛ этот факт не фиксируется), было невозможно. Соответственно невозможным было провести сделку со своими долями или иные значимые действия для самих участников общества. Если же генеральный директор был единственным участником ООО, то, в случае, например, его смерти, возникали проблемы с получением сведений для оформления наследства.

По решению законодателя, в случае хранения этих сведений об участниках ООО в ЕИС нотариата они всегда будут доступны для участников общества, и собственник доли в ООО будет всегда застрахован от описанных проблем, которые возникают в случае исчезновения или смерти генерального директора организации.

Следует отметить важную для граждан новеллу, согласно которой отме-

нено ограничение на удостоверение нотариусом договора купли-продажи недвижимости, которое ранее требовало совершения такого удостоверения нотариусом по месту нахождения недвижимости. Теперь можно обратиться к любому нотариусу в пределах субъекта РФ.[44]

В соответствии с принятием Федеральных законов от 29.12.2014 № 457-ФЗ5 и от 21.12.2013 № 379-ФЗ[45] в организационные основы нотариата, совершение отдельных нотариальных действий внесены серьезные коррективы.

В частности, ст. 2 Основ законодательства о нотариате в новой редакции предусматривает дополнительные требования и ограничения для занятия должности нотариуса: запрет на допуск к профессии лиц, имеющих иностранное гражданство (подданство); состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; установлены возрастные критерии для нотариусов от 25 до 75 лет; более полно сформулированы основания, не позволяющие лицу стать нотариусом, в том числе вследствие представления подложных документов или заведомо ложных сведений.

С 1 июля 2015 г. утратила силу ст. 3 Основ законодательства о нотариате «Лицензия на право нотариальной деятельности». Разумно, что теперь в реестр нотариусов будут включены и лица, сдавшие квалификационный экзамен, которым вместо лицензии будет выдаваться выписка из этого реестра, дающая право работать помощником нотариуса и участвовать в конкурсе на занятие вакантной должности нотариуса.


Рассмотрев ряд проблем, касающихся деятельности современного российского нотариата, считаем необходимым отметить, что потенциал законодательного регулирования нотариальной деятельности далеко не исчерпан. Необходим качественно новый закон о нотариате и нотариальной деятельности, соответствующий новым требованиям и реалиям рыночной экономики и гражданско-имущественных отношений. Разработанный закон призван создать качественную нормативную основу для максимально эффективного функционирования органов нотариата в нашей стране.

Итак, в действующем гражданском законодательстве произошли серьезные позитивные изменения, которые заработали в 2016 г. и с начала 2017 г. В связи с этим нотариусам требуется изучить их и точно применять на практике, с тем чтобы решить поставленные государством перед нотариальным сообществом задачи.

Таким образом, с принятием нового ГК РФ и последних изменений, внесенных законодателем в 2013 г., ввиду возрастания в общественной жизни и правовой деятельности места и роли частного права, одним из его проводников и инструментов должны стать нотариат и формирующееся российское нотариальное право.

Заключение

В результате проведенной работы можно сделать вывод, что нотариат современной России должен выступать в роли полноценного многофункционального института гражданского общества, призванного обеспечивать охрану и защиту прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Анализ нотариальных функций показывает их тесную взаимосвязь и системное воздействие на нотариальную деятельность, а также наличие в нотариальном праве как охранительных, так и существенных позитивных характеристик, отражающих правосозидательную силу нотариата.

Особенностью современного российского нотариата является наличие двух категорий нотариусов: нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, и нотариусов, занимающихся частной практикой. Определяющая тенденция в развитии нотариата в РФ должна выражаться в постепенном движении к единому нотариату, действующему в форме свободной профессии – латинскому нотариату. Сохранение государственного нотариата противоречит правовой природе нотариата как института гражданского общества, не входящего в систему государственных органов, негативно отражается на принципах независимости и беспристрастности нотариусов и экономически нецелесообразно.