Файл: Система построения и организации нотариата в Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2 Организация нотариата в Российской Федерации

2.1 Система органов нотариата в Российской Федерации

Очевидно, что нотариат не сводится к системе правовых норм, поскольку охватывает еще и правоприменительную практику, должностных лиц и органы, осуществляющие нотариальную деятельность. В российской правовой науке существует особая точка зрения на содержание понятия «нотариат», принадлежащая Е. Б. Тарбагаевой. Уточняя, что нотариат, с одной стороны, отождествляется с материально-правовыми институтами, а с другой – с идеей превентивного правосудия (в рамках сущестующих связей нотариата и процессуальных институтов), автор указывает на многозначность термина и выделяет самостоятельное понятие «система нотариата» – субъекты, уполномоченные законом совершать нотариальные действия именем РФ.[29]

Данное определение включает в систему нотариата органы нотариального самоуправления, к которым относится Федеральная нотариальная палата (ФНП), а также нотариальные палаты субъектов РФ.

Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте РФ.

Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности.

Все нотариальные палаты РФ, в свою очередь, объединяются в ФНП – верхнюю точку в иерархии всех нотариальных палат. Деятельность нотариальных палат подробно регламентируется в гл. VI Основ законодательства о нотариате.

Ранее нотариальные палаты, ФНП относились к такой организационно-

правовой форме некоммерческих организаций как ассоциации (союзы). Федеральным законом от 7 февраля 2017 г. № 12-ФЗ[30] нотариальные палаты субъектов РФ, а также ФНП исключаются из ассоциаций и указаны в качестве самостоятельных организационно-правовой форм юрлица, являющихся некоммерческими корпоративными организациями.


В Ч.1 Гражданского кодекса РФ[31] появилась новая ст. 123.16-3 ГК РФ «Нотариальные палаты». Ее добавили в гл. 4 «Юридические лица» §6 «Некоммерческие корпоративные организации». Согласно тексту новой статьи, нотариальные палаты теперь – это некоммерческие организации, представляющие собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве и созданные в виде нотариальной палаты субъекта РФ или ФНП.

Их целью является исполнение функций, которые предусмотрены законодательством о нотариате. ФНП также является некоммерческой организацией и представляет собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, которое основано на их обязательном членстве. Создание и деятельность нотариальных палат субъектов РФ и ФНП осуществляется только на

основе действующего законодательства о нотариате. Соответствующие изменения также были внесены в ст. 65.1 ГК РФ и статью 123.1 ГК РФ, в которые были добавлены нотариальные палаты. А из ст. ст. 123.8 ГК РФ упоминание о нотариальных палатах было удалено.

Отметим, что данные изменения были приняты в силу того, что существовали серьезные разночтения между ГК РФ и Основами законодательства о нотариате. Так, ГК РФ относил нотариальные палаты к ассоциациям (союзам) (подп. 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ) а некоммерческие организации, созданные в такой форме могут нести субсидиарную ответственность по обязательствам этой организации в размере и в порядке, предусмотренном ее учредительными документами (абз. 3 п. 3 ст. 123.8 ГК РФ). При этом в Основах законодательства о нотариате эти нормы не находят своего подтверждения. ФНП в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2017 г. № 12-ФЗ является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, основанное на их обязательном членстве.

Министерство юстиции РФ и органы юстиции субъектов РФ наделены определенными полномочиями в сфере организации нотариальной деятельности. Часть этих полномочий делегирована только Министерству юстиции РФ, часть – органам юстиции субъектов. Многими же полномочиями органы юстиции обладают совместно с нотариальными палатами РФ:

– ведут реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (ч. 3 ст, 1);

– устанавливают формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах (ст. 51);


– устанавливают порядок определений места совершения нотариального действия, когда оно должно быть выполнено в определенной нотариальной конторе, но нотариус этой конторы ограничен в праве совершения данного нотариального действия в соответствии с ч. 1 ст. 47 Основ законодательства о нотариате (ч. 2 ст. 47);

– определяют порядок совершения нотариусом нотариального действия,

не предусмотренного законодательством РФ, но относящегося по международ-

ному договору к компетенции российского нотариуса (ч. 2 ст. 109).

Совместно с ФНП Министерство юстиции РФ:

– утверждает правила нотариального делопроизводства (ч. 1 ст. 9);

– определяет порядок проведения конкурса на занятие должности нотариуса (ч. 3 ст. 12);

– определяет порядок прохождения стажировки (ч. 2 ст. 2);

– утверждает положения о квалификационной и апелляционной комиссиях (ч. 6 ст. 4).

Орган юстиции субъекта РФ, в котором есть нотариусы, занимающиеся частной практикой, совместно с нотариальной палатой соответствии с Основа-

ми законодательства о нотариате:

– осуществляет контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой (ч. 2 ст. 9);

– определяет количество должностей нотариусов в нотариальном округе (ч. 2 ст. 12);

– учреждает и ликвидирует должность нотариуса в нотариальном округе (ч. 1 ст. 12);

– наделяет полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса (ч. 2 ст. 20).

В нотариальном округе, где нет государственной нотариальной конторы, орган юстиции совместно с нотариальной палатой поручает одному из нотариусов, занимающихся частной практикой, выдавать свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности пережившему супругу, свидетельства о праве собственности умершего супруга в общем имуществе, зарегистрированном за пережившим супругом, а также принимать меры к охране наследственного имущества. По данному вопросу принимается совместное решение органа юстиции и нотариальной палаты.

При отсутствии в населенном пункте нотариуса некоторые нотариальные действия в соответствии с ч. 4 ст. 1 Основ законодательства о нотариате вправе совершать должностные лица органов исполнительной власти. На территории других государств определенные нотариальные действия от имени РФ совершают должностные лица консульских учреждений (ч. 5 ст. 1 Основ законодательства о нотариате). Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ[32] значительные изменения произошли в институте замещения временно отсутствующего нотариуса. Речь идет о помощниках нотариусов, так как фактически они осуществляют его замещение. Помощник наделяется правами и обязанностями в соответствии со ст. 19.1 Основ законодательства о нотариате. По мнению А. А. Сафоновой, «отныне помощник являя


ется по должности заместителем нотариуса».[33]

Несмотря на то, что эти органы не совершают напрямую нотариальные действия, они играют системообразующую роль в рамках нотариата, выполняя организационно-управленческие и нормотворческие функции, уточняя и детализируя правила работы нотариусов, а также активно взаимодействуют с государством в вопросах совершенствования нотариального законодательства и правоприменительной практики.

Следовательно, нотариат как система органов и должностных лиц охватывает: государственных нотариусов; нотариусов, занимающихся частной практикой; помощников нотариусов и лиц, замещающих нотариусов; уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления; уполномоченных должностных лиц консульских учреждений.

2.2 Деятельность государственных и частных нотариусов

В соответствии со ст. 2 Основ законодательства о нотариате при совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности, оформленные нотариусами документы имеют одинаковую силу.

В отличие от ранее действующей редакции Основ законодательства о нотариате государственные и частные нотариусы в настоящее время обладают равной предметной компетенцией – совершают все нотариальные действия без

каких-либо ограничений (ст. 35 Основ законодательства о нотариате).

Правовая природа нотариата носит ярко выраженный двойственный характер. Р. Т. Кулишова, исследуя специфику правовой природы нотариата и нотариальной деятельности, отмечает, что «с одной стороны, нотариус осуществляет свою деятельность от имени государства, выступая как его представитель; с другой стороны, нотариус является независимым юридическим консультантом, который защищает права и обязанности физических и юридических лиц в частной сфере путем совершения нотариальных действий».[34]

Однако между организацией деятельности государственных и частных нотариусов имеются различия. Приведем наиболее существенные из них.

  1. Назначение на должность. Нотариусы, работающие в государственной

нотариальной конторе, являются государственными служащими, осуществляющими свою деятельность на основании трудового договора, заключенного с территориальным органом юстиции. Государственные нотариусы находятся в трудовых отношениях с территориальным органом юстиции и подчиняются требованиям трудового законодательства. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, назначаются на должность территориальным органом юстиции на конкурсной основе и в трудовых отношениях с этим органом не состоят.


2. Прекращение деятельности. Увольнение нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе, производится в соответствии с Трудовым кодексом РФ.[35] Частный нотариус слагает полномочия по собственному желанию либо в случаях, предусмотренных Основами законодательства о нотариате, освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности (ст. 12).

3. Назначение на должность помощника нотариуса. Назначение на должность помощника нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется нотариусом с согласия нотариальной палаты субъекта РФ (ст. 19.1 Основ законодательства о нотариате). Назначение на должность помощника нотариуса

в государственной нотариальной конторе осуществляется в порядке, установленном федеральным органом юстиции.

4. Членство в нотариальной палате. Государственные нотариальные кон-

торы открываются и упраздняются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальным органом. Должность нотариуса учреждается и ликвидируется территориальным органом юстиции по согласованию с нотариальной палатой субъекта РФ. Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть в обязательном порядке членом нотариальной палаты субъекта РФ, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность. Государственный нотариус не может состоять в членстве нотариальной палаты, и на него не распространяются требования Кодекса профессиональной этики нотариусов РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности.

5. Финансирование нотариальной деятельности. Государственная нотариальная контора финансируется полностью за счет отчислений из бюджета субъекта РФ. За свою деятельность нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, получает заработную плату. Согласно ст. 23 Основ законодательства о нотариате денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

6. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности. Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе и занимающиеся частной практикой, за совершение нотариальных действий взимают государственную пошлину.

7. Страхование деятельности нотариуса. Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор (договоры) страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности со страховой организацией, аккредитованной ФНП. Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, не осуществляют страхование своей деятельности.