Файл: Инвестиционная политика РФ в современных условиях (Понятие, сущность и правовые основы государственной инвестиционной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статьей 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлено, что инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. [2]

В научных публикациях встречаются разнообразные толкования понятия «инвестиционная деятельность», а именно:

  • инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций; [3]
  • инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; [2]
  • совокупность мер экономического и организационного характера, осуществляемых всеми участниками инвестиционного процесса при реализации инвестиционных проектов, составляет их инвестиционную деятельность; [4, с. 12, 21.]
  • инвестиционная деятельность — деятельность юридических, физических лиц и государства, направленная на привлечение и увеличение средств для реализации инвестиционного процесса с целью получения экономического и социального эффекта; [5, с. 39]
  • совокупность практических действий по реализации инвестиций называется инвестиционной деятельностью (инвестированием). [6, с. 121]

Следует отметить, что в определениях, данных законодателем, не указывается субъект инвестиционной деятельности, хотя нам представляется, что для четкого понимания самой сущности инвестиционной деятельности в определении должны быть четко указаны субъекты. С учетом вышесказанного, считаем целесообразным сформулировать понятие инвестиционной деятельности как деятельность юридически, физических лиц или государства, включая управление ими и всей системой инвестиционных отношений, направленную на получение экономического и или (иного) полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации, является по своей сущности составной частью экономической деятельности, поэтому государственное регулирование инвестиционной деятельности является одним из направлений государственного регулирования экономики государства в целом.

Выводы:

В современных условиях инвестиционная политика государства сформирована на законопроектах, в которых предусматривается значительное количество внесений изменений в концессионные контракты. Также данные законопроекты в определенной степени защищают конкуренцию и государственную приватизацию. В числе основных положений проекта важнейшее место занимают расширение перечня для оплаты, который предусматривается концессией, добавление некоторого количества новых условий в соглашение концессии, появление возможности подписания его в связи с просьбой инвестора и другие.


Инвестиционная политика Российской Федерации в современных экономических условиях своей приоритетной целью ставит развитие долгосрочного отечественного инвестирования. Поскольку основным условием множества иностранных инвесторов, которые намерены вступить в долгосрочный проект, есть участие в нем капитала страны.

Собственно, потому и появилась необходимость в дополнительных инструментах, посредством которых можно осуществлять аккумулирование инвестиционных ресурсов, которые находятся в государстве. Для того, чтобы сформировать благоприятный инвестиционный климат в России, а также взбодрить её инвестиционную деятельность, нужно оказание функционального влияния государства на данные процессы.

Глава 3. Современное состояние инвестиционной политики РФ

3.1. Характеристика инвестиционной политики Российской Федерации на современном этапе

Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет особого труда. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов. Сейчас же важно сказать о том, что теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как внутри страны, так и за её пределами.

Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата.


Неблагоприятно на состояние инвестиционного климата в России влияют следующие факторы:

  • · Отсутствие научно-обоснованной экономической и социальной концепции развития страны - одно из самых уязвимых мест российского инвестиционного климата.
  • · Правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов. С советских времен сохраняется тенденция приносить экономические интересы в жертву политике. Нет четкого разделения функций между властью и бизнесом, что приводит к сращиванию капитала и государства, чрезмерному влиянию частных лиц на выработку государственной политики и к личной заинтересованности федеральных чиновников в определенных решениях. В течение последних лет в России так и не был достигнут социальный консенсус. Экономические трудности, ломка общественных отношений, реформы и противостояние им - все это поддерживало острый конфликт на политической сцене, подрывало политическую стабильность.
  • · Слабость банковской системы - существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска. Кроме сложности получить кредит по доступной цене, агентам экономики трудно проводить расчеты, получать деньги со счета, что замедляет скорость трансакций и увеличивает их стоимость. Широко применяется “черный нал”, то есть проведение операций помимо банков. Значительная их часть в целях выживания переориентировалась на операции по “отмыванию” денег и обналичиванию, на обслуживание иных полукриминальных и криминальных операций.
  • Высокий уровень инфляции, нестабильность обменного курса рубля;
  • Низкий уровень развития рыночной инфраструктуры;
  • Изношенность производственной и транспортной инфраструктуры. Необъятные просторы страны оборачиваются значительными транспортными издержками, что снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Из-за отсутствия современной инфраструктуры многократно возрастают необходимые первоначальные затраты;
  • · Радикальное преобразование собственности в России не сопровождалось созданием адекватных механизмов корпоративного управления и контроля. Большинство российских компаний не воспринимают создание инвестиционной привлекательности в качестве приоритетной задачи. В последние 3-4 года произошло множество нарушений прав инвесторов, особенно в компаниях, где контрольный пакет акций принадлежит одной из финансово-промышленных групп. Портфельные инвесторы, среди которых много иностранных, лишаются возможности влиять на решения и получать информацию по основным вопросам деятельности предприятий и вытесняются из компаний.
  • · Сильная бюрократизация страны, коррупция, преступность и др. Масштабы преступности и коррупции в России чрезвычайно велики и оказывают крайне негативное влияние на инвестиционный климат. По наиболее вероятным оценкам, теневая экономика охватывает около ј ВВП. Организованная преступность стала реальным конкурентом государства в “сборе” налогов. Кроме того, она объективно препятствует переходу предпринимателей из теневой экономики в легальную.
  • Валютное регулирование, реализуемое в настоящее время банком России, предполагает лицензирование ввоза капитала в полном соответствии с российским законодательством, которое зачастую создает запретительный режим для иностранных инвестиций.
  • Проблемы в области внешней торговли часто связаны с такими факторами, как сертификация, стандарты и различные требования к маркировке. Число наименований ввозимых товаров, подлежащих сертификации, многократно превышает соответствующие сертификационные требования, действующие в странах ЕС.

Инвестиционную привлекательность России в глазах иностранных инвесторов существенно снижает отсутствие того режима благоприятствования по отношению к иностранным инвестициям, который они имеют в других странах с переходной экономикой.

По оценкам отдельных экспертов, слабые стороны России -- неэффективная система управления; не стабильная и не отвечающая современным требованиям кредитно-финансовая система. Но есть и сильные стороны - научно-технический потенциал, трудовые, природно-сырьевые ресурсы. Оптимальное использование их позволит повысить ее конкурентные возможности. Что касается отраслевой конкурентоспособности, то лидирующие позиции здесь могут занимать такие сферы экономики, как аэрокосмическая, приборостроение, судостроение и отдельные отрасли военно-промышленного комплекса.

Основополагающей задачей государства, которая позволит упрочить международные позиции России, должна стать разработка стратегии роста конкурентоспособности страны, охватывающая последовательное достижение целей как макроуровня (присоединение к Всемирной торговой ассоциации, углубление сотрудничества с Европейским Союзом и трансформация экономических связей в рамках Союза Независимых Государств), так и регионально-отраслевых ориентиров.

Особая роль в стратегии должна отводиться диверсификации экономики через оптимизацию национальных и привлеченных иностранных факторов производства (капитала, технологий, квалифицированной рабочей силы), а также эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Стратегия и тактика государственной политики должна быть направлена на стимулирование развития новых отраслей перерабатывающего сектора хозяйства, а также преодоление диспропорций в регионально-отраслевой структуре привлечения внутренних и внешних инвестиций. И первостепенной проблемой здесь выступает рост объемов реальных инвестиций.

Что же касается территориального размещения инвестиций, то решающее значение имеет уровень социально - экономического развития региона, который определяется главным образом типом воспроизводства (расширяющийся, сужающийся, деградационный). При отсутствии достаточных масштабов внутри региональных источников инвестиций объемы внешних поступление не позволяет регионам обеспечить высокие темпы экономического роста.

Динамика инвестиционных процессов как в стране в целом, так и в отдельных регионах сдерживается: высокими страновыми рисками инвестирования в российскую экономику; значительными размерами государственного долга; трудным финансовым положением многих банков и их повышенной осторожностью в кредитовании реального сектора экономики; большими объемами задолженности предприятий; низким уровнем реальных располагаемых доходов большинства групп населения и др.


Все это формирует неблагоприятный инвестиционный климат и более худшие позиции, которые занимает Россия, особенно на рынке прямых иностранных инвестиций.

3.2. Статистический анализ структуры инвестиций в РФ

Индексный анализ используется для сопоставления количественных показателей за разные периоды времени, в данном случае это прямые инвестиции в РФ. Используется два вида индексов:

– цепные – сопоставляется два периода с постоянно меняющейся базой;

– базисные – сопоставляются два периода, причём за базу выбирается какой-то из периодов.

Рассчитываем цепные и базисные индексы.

Таблица 1 – «Индексный анализ инвестиций»

Период времени

Объем инвестиций за отчетный период, млн. дол.

Цепные индексы

Базисные индексы

Год 2015

1 квартал

623

2 квартал

450

0,722311

0,722311

3 квартал

411

0,913333

0,659711

4 квартал

1278

3,109489

2,051364

Год 2016

1 квартал

642

0,502347

1,030498

2 квартал

751

1,169782

1,205457

3 квартал

659

0,877497

1,057785

4 квартал

838

1,271624

1,345104

Год 2017

1 квартал

536

0,639618

0,860353

2 квартал

469

0,875

0,752809

3 квартал

661

1,409382

1,060995

4 квартал

1048

1,585477

1,682183

На основе анализа цепных индексов можно сделать вывод, что изменение инвестиций происходит волнообразно. При этом максимальное значение цепного индекса за все три года достигается в четвёртом квартале 2015 года. При анализе 2015, 2016, 2017 гг. по отдельности, цепной индекс достигает максимума также в 4-м квартале каждого года, что закономерно, так как на инвестиции сильно влияет сезонность работ.

Анализ базисных индексов показал, что объем инвестиций изменяется скачкообразно, то увеличиваясь, то уменьшаясь. Минимальное значение зафиксировано в третьем квартале 2015 года, оно равно 0,659711; Максимальное значение зафиксировано в 4-м квартале 2015 года – 2,051364 [23].