Файл: Инвестиционная политика РФ в современных условиях (Понятие, сущность и правовые основы государственной инвестиционной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Актуальные проблемы реализации инвестиционной политики Российской Федерации

2.1. Характеристика инвестиционной политики Российской Федерации на современном этапе

В современных экономических условиях все большее внимание уделяется проблемам инвестиционной политики. Отталкиваясь от того, что в России в настоящее время осуществляется развитие рыночной экономики, весьма значимым является исследование вопросов, которые связаны с её инвестиционной политикой. Поэтому можно с уверенностью сказать, что тема исследования актуальна.

В современных словарях экономических терминов можно найти несколько схожих определений инвестиционной политики. Если говорить в целом, то под данным понятием подразумевается целая система целей и мероприятий, посредством которых осуществляется обеспечение нужного уровня и структуры капитальных вложений, которые инвестируются в экономику государства и в отдельные её отрасли и сферы по отдельности. Также туда включаются все те меры, посредством которых осуществляется активизация инвестиционной активности таких агентов воспроизводственной деятельности, как населения, предпринимателей, предприятий и государства.

Специфика инвестиционной политики страны заключается в обеспечении следующих условий:

  • организация благоприятных условий, в которых осуществляют свою деятельность отечественные и иностранные инвесторы;
  • увеличение прибыльности и минимизация рисков для обеспечения стабильности в экономическом и социальном развитии [2, с. 1669];
  • повышение жизненного уровня населения.

Важнейшие принципы регламентирования государством инвестиционной деятельности, в соответствии с действующим законодательством государства, сконцентрированы на то, чтобы сформировать благоприятные условия для её развития, а также обуславливают его непосредственное принятие участия в данном процессе.


Инвестиционная политика является довольно сложным процессом, результаты которого находятся в зависимости от значительного количества разнообразных факторов.

Формирование государственной инвестиционной политики Российской Федерации осуществляется при воздействии множества факторов. Достаточно большую роль в регулировании экономической системы исполняет государство. Собственно, оно и было инициатором того, чтобы реализовать радикальные экономические преобразования. Призвание рыночной экономической системы обеспечивать существенную эффективность от той деятельности, которая осуществляется объектами инвестиционной деятельности, что имеют достаточно продолжительные сроки.

Нахождение государства и его экономической системы в переходном периоде, к числу свойственных особенностей которого принято относить политическую и экономическую нестабильность, кризис финансов мира, отсутствие стабильного развития экономического сектора [3, с. 112].

В современных экономических условиях, когда инвестиционные потоки не имеют существенной интенсивности, основную роль в обеспечении стабильности и восстановлении рынка инвестиционных вложений исполняет государство.

На современном этапе инвестиционная политика Российской Федерации требует прямого частного инвестирования, притом это должны быть не просто капитальные вложения, а умные инвестиции [4, с. 59]. Их суть состоит в том, что производится вложение не финансовых средств, а совершается передача непосредственно технологий, образование новых высокотехнологичных рабочих мест, которые будут достойно оплачиваться.

Также наличие зарубежных инвестиций весьма существенно для развития экономической системы России. Это объясняется тем, что практически полностью отсутствует государственное финансирование, нет нужных денежных средств у предприятий, случается экономический кризис, и объёмы производства существенно понижаются. Также крайне значительную роль в данном процессе исполняет износ всего того оборудования, что установлено на предприятиях [3, с. 10].

Для того, чтобы на современном этапе происходило развитие инвестиционной политики Российской Федерации, нужно выполнить для этого следующие благоприятные условия:

  • усилить роль государства как гаранта тех прав, которые имеют субъекты инвестиционной деятельности, что прибавит уверенности участникам в том, что они не лишатся, вложенного ими капитала, из-за кризисной ситуации в государстве;
  • нужно сформировать равные конкурентные условия для всех инвесторов, которые не будут находиться в зависимости от форм собственности;
  • раз и навсегда ликвидировать с законодательства государства все противоречия;
  • упростить процедуры согласования документов, которые необходимо осуществлять во время разработки инвестиционных программ, что в свою очередь поспособствует наиболее стремительному введению инвестиционных проектов;
  • основать информативно-аналитические центры, основным заданием которых будет исполнение рейтинговой оценки потенциальных инвесторов;
  • сформировать наиболее современную инфраструктуру инвестиционного рынка, что будет сберегать средства, которые были вложены в инвестиционный процесс, в процессе межотраслевых переливов финансов.

Инвестиционная политика Российской Федерации в последующем будет осуществляться в условиях существенной поддержки со стороны государства.

В настоящее время осуществляется дебюрократизация экономической системы государства, что заключается в том, чтобы упростить процедуру запуска проектов, исключении всех формальных проверок. В государстве запланировано формирование новейшей национальной системы аккредитации, что в свою очередь должно поспособствовать упрощению допуска на рынок новых товаров.

Также правительством осуществляется работа над пакетом законопроектов, которые направлены на то, чтобы образовать в виде социальных услуг налоговые стимулы для инвестирования в высокие технологии [5, с. 71].

Были введены сравнительно низкие ставки страховых взносов для представителей сектора информативных технологий. К ним также относят резидентов кампаний, которые основываются на базе высших учебных заведений.

Для того чтобы уменьшить региональную и муниципальную бюрократию, разрабатывается специальный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов [1, с. 307].

Для ускорения выбора площадок для осуществления инвестиционной деятельности подразумевается издание регионами и муниципалитетами публикаций с информацией о перспективных территориях. В данном случае также снизятся размеры издержек.

2.2. Роль современной инвестиционной политики и проблемы государственного регулирования инвестиций

Деятельность органов государственной власти Российской Федерации в первую очередь направлена на социально-экономическое развитие страны главной целью, которого является повышение качества жизни населения, его социальной защищенности развития культурной, социальной и инфраструктурной среды, обеспечения безопасности нации.

Инвестиционная деятельность является базисом успешного развития национальной экономики и не возможна без активного властного участия государства. Главенствующая роль государства как регулятора процесса инвестирования в приоритетные отрасли народного хозяйства, обеспечение равномерного развития суверенных территорий является залогом демографической и экономической безопасности страны.


Анализ современного состояния экономики страны свидетельствует о необходимости повышения качества управления, осуществляемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации в направлении реализации инвестиционной политики государства на региональном уровне.

Инвестиционная деятельность играет важную роль в экономическом развитии страны и ее отдельных регионов. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост региона, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества.

Реализация структурных изменений, направленных на оживление производства и формирование социально ориентированной рыночной экономики, в России невозможна без инвестиционной деятельности. Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «стимулирования», без которого оно лишено смысла, поскольку если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство в инвестиционный процесс государства было бы излишним.

Государство должно соединить интересы благополучия общества с интересами предпринимательской деятельности, что реализуется посредствам выработки определенной политики, реализация которой обеспечивается властными полномочиями. Государственная политика в области инвестиций должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а также поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтоб достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, то есть когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику, т. к. оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т. д. Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.


Инвестиционная политика не может существовать сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики государства. Реализация инвестиционной политики по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом.

Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющей добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования. [1]

Реализация государственной инвестиционной политики в соответствии с целями и приоритетами социального и экономического развития страны основывается на законодательной базе регулирующей инвестиционную деятельность. Государственное законодательство в области инвестиций представлено как правовыми актами федерального, так и регионального уровня.

Помимо создания четкой и стабильной законодательной базы государство формирует соответствующую систему управления, в лице специально уполномоченных органов обеспечивающих реализацию государственной политики и контрольные (надзорные) функции государства. Государственный контроль (надзор) — одна из форм осуществления государственной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых органами государственной власти.

Система государственных органов в первую очередь состоит из Правительства Российской Федерации, реализующего государственную политику в области инвестиционной деятельности. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2 — ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» оно разрабатывает и реализует государственную политику в сфере инвестиционной деятельности. Также законодателем предусмотрено разграничение предметов ведения и осуществление государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, регулирование инвестиционной деятельности является важнейшим инструментом в руках государства для воздействия на экономические и социальные процессы как на федеральном, так и на региональном уровнях. Анализ публикаций, посвященных инвестиционной проблематике, показал, что в профессиональной литературе отсутствует единый подход к определению не только понятия «государственного регулирования инвестиционной деятельности» в целом, но также — «инвестиционная деятельность».