Файл: Кадровая стратегия в системе стратегического управления организацией (Анализ кадровой стратегии компании «AsstrA»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 365

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Кадровая стратегия – это определенный набор основных принципов, правил, целей работы с сотрудниками компании, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.

Разработка стратегии представляет собой актуальное направление деятельности кадровых служб компаний, так как в современном мире успешное функционирование компании напрямую зависит от грамотно осуществляемой кадровой работы. Разработка стратегии управления персоналом должна обеспечивать четкость, логику, а также исполнение конкретных мероприятий.

Экономический кризис проявляется не только в уменьшении объемов производств и увеличении числа убыточных предприятий, но и в оттоке квалифицированных сотрудников в другие отрасли. В данной ситуации компании не могут решать задачи управления человеческим капиталом без стратегического планирования, без выработки адекватных внешним и внутренним условиям кадровых стратегий. Компаниям необходимы стратегические ориентиры, а также определенные подходы к решению проблемы управления квалифицированным персоналом в современных условиях.

Целью данной работы является разработка мероприятий, направленных на усовершенствование кадровой стратегии компании «AsstrA».

Цель данной работы обусловила постановку и решение следующих задач:

  • анализ теоретических положений, связанных с понятием кадровой стратегии компании в системе стратегического управления организацией;
  • оценка экономических показателей деятельности компании «AsstrA»;
  • анализ кадровой стратегии компании «AsstrA»;
  • разработка мероприятий, направленных на усовершенствование кадровой стратегии компании «AsstrA»;

Объект исследования - кадровая стратегия. Предметом исследования являются мероприятия, направленные на усовершенствование кадровой стратегии в анализируемой компании. Базой исследования является компания «AsstrA».

В исследовании использованы методы экономического анализа, сравнение, систематизации и обобщения данных.

Практическая значимость курсовой работы определяется возможностью применения основных положений и выводов, рекомендаций для усовершенствования кадровой стратегии компании, не только в отечественных организациях, но и в иностранных.

Курсовая работа выполнена на 40 страницах, включает введение, 3 раздела, 7 подразделов, заключение, список использованных источников, 4 приложения.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ КОМПАНИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.

Понятие кадровой стратегии организации

Кадровая стратегия – это разработанное руководством организации приоритетное, качественное определенное направление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и сплоченного коллектива и учитывающих стратегические задачи организации, ресурсные возможности. Любое предприятие, ориентированное на успешное существование и на развитие, планируют свою работу не только на ближайшее будущее, но и на отдаленную перспективу. Важную роль в этих планах играет кадровая политика и кадровая стратегия.

Основными чертами кадровой стратегии являются:

  • долгосрочный характер (формирование психологических установок, системы мотивации, структуры персонала, системы управления персоналом требует длительного периода времени);
  • связь со стратегией организации в целом (изменение стратегии организации требует корректировки кадровой стратегии: изменение структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления) [1, c. 75].

Выделяется четыре концепции планирования работы с персоналом на предприятии:

  1. кадровая стратегия зависит от стратегии организации в целом;
  2. стратегия организации зависит от кадровой стратегии;
  3. кадровая стратегия и стратегия организации в целом взаимозависимы;
  4. кадровая стратегия и стратегия организации определяются интерактивно [1, c. 78].

Первый тип: кадровая стратегия зависит от стратегии организации в Первый тип: кадровая стратегия зависит от стратегии организации в целом. При данном подходе выделяют кадровую стратегию как средство достижения бизнес-целей предприятия, причем с учетом потребностей каждого подразделения в отдельности и компании в целом. Объясняется это тем, что требования различных отделов к сотрудникам могут различаться. В такой ситуации работники службы управления персоналом должны приспосабливаться к действиям руководителей организации, подчиняясь интересам общей стратегии. Концепция зависимости кадровой от общей стратегии имеет некоторые недостатки. Прежде всего, она предполагает необходимость быстрой адаптации методов работы с персоналом к изменениям в ведении бизнеса. Однако именно такие ресурсы как кадровые требуют долгосрочного наблюдения.


Часто приходится не только управлять имеющимися ресурсами по-другому, а также обращаться к новым возможностям. Если необходимый потенциал не удается найти в самой компании, то используются его внешние источники, то есть рынок труда, а это всегда дополнительные затраты времени и денег. Такой метод зачастую служит одной из причин крушения смелых стратегий.

Второй тип: стратегия организации зависит от кадровой стратегии. Применение данной стратегии объясняется тем, что у работодателя не всегда есть возможность найти мотивированный персонал с нужной квалификацией на рынке труда, а его развитие внутри организации требует времени. Поэтому новые направления ведения бизнеса лимитированы потенциалом нынешних работников. Такое ограничение особенно важно в тех случаях, когда руководство считает основным ресурсом сумму знаний сотрудников.

Положительным моментом здесь является то, что стратегические планы, построенные на реально доступных человеческих ресурсах более осуществимы, чем предполагающие привлечение внешних источников.

Главный недостаток стратегии состоит в том, что бизнес-планы компании ограничены и привязаны к управлению кадрами компании.

Третий тип: стратегия работы с персоналом и стратегия организации в целом взаимозависимы. В настоящее время признанием пользуются три теории, описывающие данный тип кадровой стратегии. Это «лучшие практики» Пфеффера и «интегрированная кадровая стратегия» фон Экардштайна. Концепция «лучших практик» Пфеффера предполагает семь методов, обеспечивающих взаимосвязь кадровой и бизнес-стратегии: -гарантия долгосрочной, занятости сотрудников[2, c. 130];

  • строгий отбор персонала;
  • использование командного метода работы;
  • зависимость оплаты труда от его результатов;
  • развитая система тренингов;
  • незначительные статусные различия;
  • интенсивность предоставления информации коллективу.

Теория фон Экардштайна основывается на том, что существует некий единый взгляд на кадровые вопросы в организации, выраженный «ответственным за персонал». Такая стратегия создается на длительный период и требует согласованности на многих уровнях: кадровой и бизнес-стратегии, различных инструментов управления человеческими ресурсами, интересов ответственных лиц и персонала. Человек в ее рамках рассматривается как ресурс, который необходимо не только правильно применять, но и развивать. Теория предполагает строгий отбор сотрудников, поощрение их инициативы, нематериальную мотивацию, командную работу, отлаженную систему обучения. Данный подход предполагает вовлечение специалистов службы управления персоналом в решение стратегических задач на корпоративном уровне. Этому способствует наличие у них высокой компетентности, а, следовательно, возможности самостоятельно решать задачи, касающиеся персонала, с точки зрения перспективы развития всей организации[2, c. 132].


Четвертый тип: интерактивное определение кадровой стратегии. Многие авторы рассматривают возможность интеграции бизнес-стратегии и планирования работы с сотрудниками. Одновременно политика по управлению персоналом оказывает влияние и на ведение бизнеса, не ограничиваясь функцией предоставления необходимых человеческих ресурсов. Американская школа кадрового менеджмента предлагает исходить при стратегическом планировании из следующих факторов:

  • сильные и слабые стороны предприятия;
  • шансы и риски рынка.

Подобный интерактивный подход имеет следующие преимущества:

  • планы компании своевременно соотносятся с мероприятиями в сфере кадровой политики (обучением, набором и так далее);
  • все лица, вовлеченные в конкретные мероприятия, заранее проинформированы о стратегических кадровых событиях;
  • все подразделения компании могут делать предложения по новым стратегиям;
  • персонал и его качества расцениваются не как средство решения проблем, а как потенциал компании.

Подобная система предполагает гибкость кадровой политики, идентификацию сотрудников с компанией, широкое участие персонала в разработке ее стратегии.

Формы кадровой стратегии

Рассмотрим основные формы кадровых стратегий, выступающих в организации в роли генеральных. Условно последние могут быть разделены на две группы: стратегии функционирования и стратегии развития. Стратегии функционирования полностью связаны с поведением организации на рынке. По мнению американского исследователя М. Портера, можно выделить три варианта [3, c. 358]:

  • лидерство в низких издержках;
  • дифференциации;
  • фокусирования.

Кадровая стратегия при лидерстве в низких издержках должна ориентироваться преимущественно на привлечение и закрепление работников массовых профессий средней квалификации. Суть стратегии дифференциации состоит в концентрации организацией своих усилий в нескольких приоритетных направлениях, где она пытается достичь превосходства над другими. Соответствующая ей кадровая стратегия в отличие от предыдущего случая должна ориентироваться на персонал узкой специализации и максимально высокой квалификации - научных работников, исследователей, разработчиков. От менеджеров здесь требуются лидерские задатки и предпринимательская жилка. Если стратегия функционирования в первую очередь связана с деятельностью организации на рынке, то стратегия развития в качестве объекта имеет ее потенциал и конкурентные преимущества.


Классическими в настоящее время являются стратегии данного вида:

  • Роста;
  • Умеренного роста;
  • Сокращения-Сочетания;

Кадровая политика стратегии роста должна быть направлена, прежде всего на привлечение персонала особо высокой квалификации, с творческими и предпринимательскими задатками. Важнейшими моментами должны быть создание надлежащих систем оплаты труда и мотивации; формирование благоприятного морально-психологического климата, способствующего творчеству; постоянное повышение квалификации; обеспечение возможностей служебного и научного роста. Проблемы переподготовки, социальных гарантий, ухода на пенсию здесь имеют подчиненное значение [3, c. 378].

Стратегия умеренного роста присуща организациям, твердо стоящим на ногах и действующим в традиционных сферах.

Ориентация кадровых стратегий должна быть в этом случае несколько иной по сравнению с предыдущим случаем: привлечение и закрепление кадров, стабилизация персонала. Для такого рода организаций сравнительно большее значение начинают приобретать процессы внутреннего перемещения кадров, соответственно, и их переобучения, усиления социальных гарантий, организации ухода на пенсию.

Необходимость следовать стратегии сокращения масштабов деятельности возникает в периоды перестройки деятельности организации, когда нужно произвести ее «санацию», избавиться от всего устаревшего. Основные моменты кадровой стратегии в этом случае будут заключаться в организации массовых увольнений и помощи в трудоустройстве, стимулировании выхода на пенсию, сохранение наиболее ценной части персонала, отвечающей будущим направлениям работы фирмы, переквалификация работников. Вопросы набора новых людей, повышения квалификации практически не рассматриваются.

На практике имеет место комбинированная стратегия (стратегия сочетания), включающая в том или ином соотношении элементы предыдущих.

Кадровая стратегия может быть, как подчиненной, так и совмещенной по отношению к стратегии организации в целом. Но и в том, и в другом случае кадровая стратегия ориентируется на конкретный тип корпоративной или деловой (бизнес-стратегии).

Выделяет следующие виды стратегии организации: предпринимательский, динамического роста, прибыльности, ликвидационный, круговорота. Стратегия организации и кадровая стратегия взаимосвязаны между собой [3, c. 388].

Отнесение предприятия к какому-то конкретному типу по признаку проведения той или иной кадровой стратегии представляет сложную проблему, поскольку в реальной практике существует множество смешанных типов. Следует иметь ввиду, что наиболее существенное влияние на формирование кадровой политики оказывают структура распределения собственности предприятия и характер нововведений.