Файл: «Особенности политики мотивации персонала корпораций.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективная в практическом плане модель мотивации будет представлять собой симбиоз положений различных теорий мотивации, привязанных к конкретному месту и времени, к условиям предприятия. Такая модель всегда индивидуальна, а в идеальном случае она адаптирована под каждого отдельного работника. Естественно, что такая модель не может быть взята из книжки или позаимствована из опыта другого предприятия, она может являться только продуктом собственных практических управленческих наработок. Разработка такой модели дело хлопотное и непростое, но другого пути оказания эффективного стимулирующего воздействия на персонал нет.

При разработке системы стимулирования персонала организации следует обратить внимание на учет следующих принципов.

Весьма важным условием для формирования эффективной модели стимулирования является положение о необходимости учета временного фактора в мотивации людей. В наш скоростной век динамика человеческих потребностей такова, что следует постоянно проверять и уточнять классические научные представления. То, что работало вчера, совсем не так работает сегодня, и, вероятно, совсем не будет работать завтра. Внедряя новые стимулы, необходимо учитывать эффект «запаздывания» их воздействия. Длительно используемые стимулы, напротив, должны проверяться на их «выгорание», ослабление оказываемого мотивирующего воздействия.

Довольно условным представляется традиционное деление мотивов на высшие и низшие. В теориях мотивы дифференцируются довольно легко, на практике это представляет серьезную проблему. Например, мотив карьерного продвижения тесно увязан с мотивами увеличения заработной платы, повышения содержания, улучшения условий труда и т. п. Определить, что в этой «цепочке» является первичным, а что вторичным, в эмпирическом исследовании не просто.

При использовании классических мотивирующих систем на российских предприятиях необходимо учитывать нашу экономическую отсталость. Как отмечал Д. Мак-Клелланд, физиологические потребности западных работников в основном удовлетворены и на первый план мотивации вышли потребности высшего уровня. Для россиян же главным мотивирующим средством является заработная плата, причем размеры ее повышения дифференцируются в весьма скромном объеме. Возможности мотивации через содержание работы сдерживаются низким уровнем технологии и организации труда. И подобное положение будет сохраняться весьма долго. В этой связи необходимо использовать весь арсенал доступных стимулов, предоставляя работнику право выбора наиболее эффективных из них, по типу «кафетерия».


Теории мотивации показывают, что методы стимулирования должны отвечать потребностям работников. Отрыв последних от реальной жизни и возможностей предприятия ведет к мотивационному кризису, трудовой фрустрации. Руководству предприятий необходимо следить за тем, чтобы каждый работник соответствовал своему рабочему месту и возможностям предприятия по его использованию и вознаграждению.

И последнее, потребности работников необходимо не просто знать и удовлетворять, их нужно формировать. Целенаправленное воздействие на мотивационную структуру личности может существенно изменить трудовое поведение работника. Осуществляя такое воздействие, необходимо искать индивидуальный подход к каждому работнику, а не использовать шаблонные модели и схемы.

Практический опыт показывает, эффективность трудовой мотивации персонала мало зависит от состояния теоретической разработки проблемы. Более важным является уровень развития трудовых отношений, культуры предприятия. Ни одна, даже самая совершенная теория, сама по себе не способна устранить проблемы и противоречия в стимулировании труда, для этого нужны желание и ежедневная целенаправленная

Глава 2 Анализ особенностей политики мотивации персонала корпорации на примере в ПАО «Газпром»

2.1. Краткая характеристика предприятия ПАО «Газпром»

ПАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа, газового конденсата и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии.

«Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктов их переработки.

«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 18%, в российских — 72%. На «Газпром» приходится 14% мировой и 74% российской добычи газа. В настоящее время компания активно реализует масштабные проекты по освоению газовых ресурсов полуострова Ямал, арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также ряд проектов по разведке и добыче углеводородов за рубежом.


«Газпром» — надежный поставщик газа российским и зарубежным потребителям. Компании принадлежит крупнейшая в мире газотранспортная сеть — Единая система газоснабжения России, протяженность которой превышает 168 тыс. км. На внутреннем рынке «Газпром» реализует свыше половины продаваемого газа. Кроме того, компания поставляет газ в более чем 30 стран ближнего и дальнего зарубежья.

«Газпром» является единственным в России производителем и экспортером сжиженного природного газа.

Существенные факты, информация об услугах по транспортировке и перечень инсайдерской информации

Компания входит в пятерку крупнейших производителей нефти в РФ, а также является крупнейшим владельцем генерирующих активов на ее территории. Их суммарная установленная мощность составляет 17% от общей установленной мощности российской энергосистемы.

Стратегической целью является становление ПАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

ПАО «Газпром» видит свою миссию в надежном, эффективном и сбалансированном обеспечении потребителей природным газом, другими видами энергоресурсов и продуктами их переработки.

Стратегической целью является становление ПАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством диверсификации рынков сбыта, обеспечения надежности поставок, роста эффективности деятельности, использования научно-технического потенциала.

Принципы работы ПАО «Газпром»:

— постоянное повышение эффективности производственной деятельности за счет использования накопленного опыта и научно-технического потенциала;

— эффективное управление имеющимися ресурсами (природными, человеческими, финансовыми, инновационно-технологическими);

— диверсификация деятельности за счет высокоэффективных проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;

— повышение капитализации и кредитных рейтингов;

— соблюдение интересов всех акционеров ПАО «Газпром»;

— совершенствование корпоративного управления;

— повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности;

— персональная ответственность руководителей за принятие управленческих решений;

— минимизация удельного негативного техногенного воздействия на природную среду.

Конкурентные преимущества ПАО «Газпром»:

— богатая сырьевая и производственная база Компании;


— уникальная Единая система газоснабжения России, обеспечивающая возможность быстрого реагирования на изменения в любом из ее звеньев, включающая в себя действующие газовые, газоконденсатные и нефтегазоконденсатные месторождения, магистральные газопроводы с установленными на них компрессорными станциями, подземные хранилища газа, газоперерабатывающие заводы и распределительные станции, позволяющие осуществлять гарантированные поставки газа потребителям в Российской Федерации и за рубежом;

— глубокая вертикальная интеграция Компании;

— выгодное географическое положение между странами Европы и Азии;

— многолетний опыт работы с зарубежными партнерами и репутация надежного поставщика;

— портфель долгосрочных контрактов на поставку газа европейским потребителям;

— большой производственный, научно-исследовательский и проектный потенциал.

Группа Газпром является одним из крупнейших работодателей на территории России. По состоянию на 31 декабря 2015 г. списочная численность работников обществ Группы составила 431,2 тыс. человек, в том числе 27,4 тыс. человек занято в компаниях, зарегистрированных за пределами территории России.

Таблица 1 - Структура персонала Группы Газпром по обществам Группы по состоянию на 31.12.2015 г., тыс. чел.

Таблица 2 - Структура персонала Группы Газпром по категориям по состоянию на 31.12.2015 г., тыс. чел.

Увеличение списочной численности по сравнению с данными на 31 декабря 2014 г. связано с вхождением в состав Группы Газпром ПАО «Газпром нефтехим Салават» и его дочерних обществ.

Возрастная структура персонала Группы сбалансирована – работники в возрасте до 30 лет составляют 19 %, 50 лет и старше – 25 %.

В целях поддержания и повышения профессионального уровня работников Группы в соответствии с ее потребностями на базе корпоративных учебных заведений функционирует Систе ма непрерывного фирменного профессионального образования персонала ПАО «Газпром». Используемые Газпромом подходы к подготовке и переподготовке кадров позволяют эффективно управлять знаниями персонала и формировать кадровый потенциал, способный обеспечить достижение целей инновационного развития. В 2015 г. прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку 178,9 тыс. работников Группы Газпром.

Особое внимание ПАО « Газпром» уделяет работе с молодыми специалистами. В Компании реализуется индивидуальный подход к обучению и развитию данной категории работников.


В 2015 г. на работу в Группу Газпром было принято более 2,1 тыс. молодых специалистов, окончивших высшие и средние профессиональные образовательные учреждения. Затраты на подготовку молодых специалистов составили 68 млн руб.

2.2. Механизмы эффективной системы мотивации и предложения о ее совершенствованию

В ПАО «Газпром» установлена повременная оплата и сдельная заработная плата для рабочих.

Работники отдела кадров организации ознакомят работников с порядком организации системы заработной платы руководителей, специалистов, служащих и рабочих общества.

Организуются в течение года проведение работы по оценке качества труда согласно « Положению о порядке проведения оценки качества работы»

Представляются в отдел организации труда и заработной платы штатные расписания руководителей, специалистов, и служащих для утверждения генеральным управляющим.

Руководитель проводит необходимую организационную работу по изменению действующих программ расчета заработной платы с учетом введения в действие «Порядка организации системы заработной платы руководителей, специалистов, служащих и рабочих в ПАО «Газпром». Контролирует исполнение выполнения генеральный управляющий.

Оплата труда состоит из повременной и сдельной части.

Повременная часть заработной платы рассчитывается исходя из часовой тарифной ставки Работника, которая умножается на количество отработанных часов в календарном месяце. Размер тарифной ставки зависит от категории работников, устанавливаемой на основании аттестации в соответствии с положением о системе материального стимулирования сотрудников ПАО «Газпром», принятым у Работодателя. В период стажировки работнику устанавливается повременная часть заработной платы.

Сдельная часть заработной платы рассчитывается в соответствии с Положением о системе материального стимулирования сотрудников ПАО «Газпром». (% от выручки)

Компенсация сверхурочных работ отгулом не допускается

Компенсация за работу в выходные и праздничные дни производится согласно ТК РФ. Привлечение к работе в выходные и праздничные дни производится на основании графика рабочего времени.

Стимулирующая часть заработной платы включает;