Файл: Общение как взаимодействие (Эмпирическое исследование групповой сплоченности и уровня общительности в коллективе).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Место взаимодействия в структуре общения
Взаимодействие как организация совместной деятельности
Эмпирическое исследование групповой сплоченности и уровня общительности в коллективе
Характеристика объекта и процедуры исследования
3 Рекомендации по повышению эффективности взаимодействия в коллективе
3.1 Рекомендации по повышению уровня общительности в коллективе
3.2 Мероприятия по повышению эффективности взаимодействия в коллективе
Обсуждение:
• Выбирали ли Вы какую-нибудь стратегию взаимодействия перед рукопожатием?
• Как вы думаете, почему Вы определены в эту группу?
• Что этому способствовало?
• Насколько этот выбор совпадает с Вашей обычной ролевой позицией?
(В каждый момент времени я могу быть разным. Мое восприятие себя может не совпадать с тем, как воспринимают меня другие. Я могу управлять впечатлением о себе).
Экспериментирование с проявлением разных ролей
1.Упражнение «Вербальные и невербальные проявления»
Работа в группах.
Цель: Выявить вербальные и невербальные проявления особенностей ролевых позиций.
Инструкция: Объединить участников в 3 группы: Родители, Дети, Взрослые. Каждая группа определяет невербальные и вербальные проявления, выражающие особенности ролевых позиций. Затем от каждой группы выступает по одному представителю и сообщает мнение группы.
Обсуждение:
• Что влияет на выстраивание эффективного взаимодействия?
• Какие трудности возникали в определении проявлений каждой ролевой позиции?
• Какие вербальные и невербальные проявления наиболее эффективны для взаимодействия?
(Для каждой из ролей характерны свои поведенческие и речевые проявления, которые помогают отличить роли друг от друга. Это помогает выстраивать эффективное взаимодействие).
Принятие позиции Взрослого как эффективный способ управления эмоциональным состоянием
1. Упражнение «Я – Взрослый»
Цель: Проработать разные роли и осознать, какая из них оптимальна для выстраивания эффективного взаимодействия в ситуации конфликта.
Инструкция: Участники работают в парах. В паре один из участников берет на себя роль конфликтующего, другой участник отвечает из трех ролей: Ребенка, Родителя, Взрослого. Каждый из участников должен побывать в роли конфликтующего. На каждое отреагирование в конфликтной ситуации с позиций: Ребенка, Родителя, Взрослого дается по 3 минуты.
Обсуждение:
• Что помогло Вам договориться в конфликтной ситуации?
• Кто в конфликтной ситуации в большей степени может повлиять на выстраивание отношений «взрослый-взрослый»
• Какой формат общения будет оптимальным (Р-Р, Р-В, В-В и т.д ) в конфликтной ситуации?
(Позиция Взрослого является наиболее оптимальной для взаимодействия в ситуации конфликта. Отвечая из позиции Взрослого легче снизить негативное отношение со стороны конфликтующего и договориться. Важно не подстроиться к конфликтующему, а перевести его в состояние общения «взрослый-взрослый»).
Типичные схемы взаимодействия
Мини-лекция «Типичные схемы взаимодействия»
Параллельное взаимодействие: В-В, Р-Р, Д-Д, Р-Д, Д-Р
Перекрещивающееся взаимодействие: Стимул: Взрослый обращается к взрослому, Ответ: Ребенок к Родителю или Родитель к Ребенку.
Каждый раз, высказываясь, мы находимся в каком-то конкретном состоянии и обращаемся к конкретному состоянию партнера. Отвечая, партнер тоже находится в определенном состоянии и обращается к нашему состоянию.
Если партнер отвечает из того состояния, к которому мы обращались и его реплика адресована к нашему актуальному состоянию, то разговор может продолжаться долго, конструктивно и не влиять на эмоциональное состояние партнеров.
Трансакции являются параллельными, когда векторы стимула и ответа совпадают, и перекрещивающимися, когда векторы пересекаются. При параллельных трансакциях общение идет неограниченно долго (первый закон общения), при перекрещивающихся оно прекращается и развивается конфликт (второй закон общения).
Понимание особенностей ролевых позиций, обеспечивающих эффективное взаимодействие
1. Упражнение «Амортизация»
Инструкция:
1-й этап. Группа делится на две команды. В течение 5 минут команды придумывают 5 реплик из позиции Родителя и 5 реплик из позиции взрослого.
2-й этап. Один игрок перовой команды обращается к игроку другой команды с одной из реплик, задача второго применить принцип амортизации. Затем игрок второй команды обращается к игроку первой и т.д., пока все придуманные реплики не получат ответ.
Обсуждение:
Какие впечатления?
Что было трудно?
Принятие критики. Модель взрослого поведения при обвинении
1. Упражнение «Критика»
Цель: Понять собственные эмоции в момент принятия критики и научиться использовать критику с пользой для себя.
Инструкция: Участники стоят в круге. Один из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто справа. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику с позиции Ребенка, следующий – с позиции Родителя, третий – с позиции Взрослого. Далее по кругу: четвертый – критик, схема повторяется. Важно, чтобы каждый побывал в роли критика.
Обсуждение:
• Что мы чувствуем и как мы реагируем, находясь в позиции Р, Реб., В, когда нас критикуют?
Тренер все варианты записывает на флипчарте (данные заносятся в таблицу)
Работа в группах.
Все участники объединяются в 2 подгруппы. Первая группа, отвечая на вопрос: почему бывает трудно использовать критику с пользой для себя, приводит примеры из личного опыта, либо демонстрирует небольшие сценки.
Вторая группа, знакомясь с правилами принятия критики, приводит примеры из личного опыта, на каждое из правил.
Группы обмениваются мнениями.
Высказывание критики: основные принципы действенной критики
Цель: Понять собственные эмоции в момент высказывания критики. Научиться конструктивно влиять на другого для достижения собственной цели.
Инструкция: Участники стоят в круге. Один из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто слева, с позиции Ребенка. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику спонтанно. Далее он выступает в роли критика по отношению к тому, кто слева. Выполнение упражнения происходит по кругу, при этом, каждый критикующий высказывает замечание с позиции Ребенка.
Второй круг проходит высказывание с позиции Родителя, третий – с позиции Взрослого.
Обсуждение:
• Что мы чувствуем и какие установки используем, находясь в позиции Р, Реб., В, когда мы критикуем?
Тренер все варианты записывает на флипчарте (данные заносятся в таблицу)
• Что помогает понять, что цель критики достигнута?
Модель конструктивной критики
Мини-лекция.
Конструктивная критика – это подкрепленное фактами, обсуждение целей, средств или действий вашего оппонента и обоснование их несоответствия вашим целям, условиям, требованиям.
Общие характеристики:
1) Фактологичность – оцениваются возможности, факты, события и их последствия, а не личности;
2) Корректность – допускаются только парламентские выражения;
3) Бесстрастность – анализ производится «без эмоций», отстраненно.
Неконструктивной критикой является:
- Пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека;
- грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, произведений, материальных объектов и т.п.
- Риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков («когда ты прекратишь»)
- Конструктивная критика, обращенная к человеку в тот момент, когда он ошеломлен неудачей, провалом и т.п.
Техники конструктивной критики:
- Выражение сомнения в целесообразности (Предлагаю разместить производство ложек на местном комбинате – Полагаю, что реализация этого проекта потребует слишком больших затрат)
- Цитирование прошлого случая (Наша компания планирует заключить договор на обслуживание с фирмой С. – В прошлом мы уже работали с этой фирмой и нас не устроил их уровень услуг)
- Ссылка на три причины. Сообщение о том, что предложение не может быть принято по трем причинам. 3 причины – это веско. К тому же они всегда есть. Когда человек говорит «по трем причинам», он сам структурирует свое отношение к предложению. (Я не могу принять этот метод по трем причинам. Во первых, он манипулятивен и поэтому не соответствует моим внутренним убеждениям. Во вторых, для того, чтобы найти три причины мне может понадобится некоторое время, а партнер будет вынужден ждать. В третьих, этот метод слишком длинный.)
Упражнение «Конструктивная критика»
Цель: Отработка техники конструктивной критики
Инструкция: Участники садятся в два круга: внешний и внутренний.
1 этап упражнения: Те, кто сидят во внутреннем круге в течение 5 минут перечисляют конкретные факты того, что им не нравится в человеке напротив, используя Я-сообщения. Важно отделять факты от мнений и не использовать слова, имеющие оценочный оттенок.
2 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 2 человека. Те, кто сидят во внешнем круге – проговаривают в течение 5 минут, что они чувствовали, когда слышали конструктивную критику. При этом важно помнить об использовании Я-сообщений.
3 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 3 человека. Те, кто сидят во внутреннем круге описывают свои пожелания партнеру. Например, «Я был бы Вам очень признателен, если бы Вы…….», «Я бы предпочел….»
4 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 1 человека. Те, кто во внешнем круге выражают свое позитивное отношение к личности партнера по взаимодействию. Выразите ему поддержку, как зрелой личности.
Обсуждение:
• Какие впечатления от работы?
Эффективное взаимодействие
1.Активное слушание
Мини-лекция
Активное слушание – это не просто полезный прием. Необходимо отвести на второй план себя, свои собственные мотивы, свои мысли и, вместо этого, полностью воспринимать и понимать мотивы Говорящего. Слушатель должен отказаться от попыток поиска ответов, решения проблем Говорящего и задавания наводящих вопросов, имеющих целью активно воздействовать на мнение Говорящего.
Использование приема Активного слушания
• Используйте его, чтобы показать другим, что Вы восприняли их взгляды, мысли и ощущения.
• Используйте его, чтобы установить с самого начала хорошие отношения с новыми знакомыми.
• Используйте его, чтобы уберечь себя от обмена мнениями или спора по поводу непонятной до конца идеи.
• Используйте его, чтобы помочь несогласным друг с другом людям прийти к общему мнению, перефразируя высказывания каждого.
• Используйте его во всех случаях, когда вы хотите доброго, честного и продуктивного разговора с другим человеком.
Преимущества Активного слушания для говорящего
• Говорящий чувствует, что его понимают.
• У говорящего появляется возможность выразить мысли более четко и сжато.
• У говорящего появляется возможность избежать неправильного понимания его слов.
Активное слушание: отдельные приемы
Подстройка
Эхо
Уточнение
Перефразирование
Резюмирование
Разогрев «Каприз плечами»
Инструкция: давайте немного разомнемся, один человек делает какие-то движения плечами, все остальные за ним повторяют, и так по кругу. Тренер может показать пример первым.
Упражнение «Интересная беседа»
Инструкция: тренер просит группу рассчитаться на 1, 2, 3-й. 1-е номера выходит в коридор. 2-е номера интервьюеры, 3-и номера – наблюдатели.
Инструкция 1-м: вы должны подготовить рассказ о каком-нибудь событии, отпуске, празднике и т.д. и поделиться этим со своим собеседником (вторые номера)
Инструкция 2-м: Ваша задача в течение одной минуты внимательно слушать рассказ, подстроиться под позу, темп речи, держать контакт глазами, кивать и использовать эхо. Через минуту надо изменить поведение: не смотреть, не подстраиваться, не кивать и не говорить.
Инструкция 3-м: наблюдаете за беседой и фиксируете:
1. выполнение 2-ми инструкции.
2. состояние 1-х (что делают, как течет беседа и т.д.)
Активное слушание: конкретные действия:
1. Полная концентрация внимания
2. Подтверждение информации/содержания
3. Подтверждение ощущений (эмпатическое слушание)
4. Подведение итогов
Полный объем лекции смотри в материалах к мини-лекциям.
Упражнение на отработку навыка
1. Исследование другой точки зрения
Мини-лекция
Исследование подразумевает использование вопросов и поощрительных реплик для расширения и углубления Вашего понимания вопросов, поднятых в разговоре с другими.
Что делать: задавать вопросы, поощряющие собеседника к изложению информации и описанию ощущений, важных для него.
Слова: «Расскажите мне о…», «Как Вам удалось…», «Что случилось после того, как…», «Когда…», «Есть ли у Вас что добавить по поводу…», «Что из сказанного наиболее важно для Вас…»
Эмоции: Поощрение благожелательность.
Язык тела: Стабильный зрительный контакт, поза повторяет позу говорящего.