Файл: Общение как взаимодействие (Эмпирическое исследование групповой сплоченности и уровня общительности в коллективе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Выражение чувств

Мини-лекция

Выражение чувств подразумевает, что Вы делаете однозначные утверждения, описывающие то, что Вы чувствуете, и подкрепленные невербальными средствами. Наибольшего эффекта можно достигнуть, если делать такие утверждения непосредственно в момент появления у Вас тех или иных ощущений.

Слова дают содержание, невербальная информация определяет отношение, а все вместе дает смысл.

Слова: «Я испытываю…» (эмоции) «относительно….» (ситуация) «потому что….» (поведение собеседника или собеседников) Эмоции: соответствующие выражаемому ощущению

Язык тела: поза – соответствующая выражаемому чувству

4.Выражение взглядов и мнений

Мини-лекция

Аргументированное изложение Ваших взглядов и мнений, достаточно убедительное, чтобы Вас восприняли всерьез.

Что делать: Четкое, сжатое изложение Ваших взглядов, мнений, идей, предположений, предложений и т.д. Необходимо давать не более трех аргументов в поддержку Вашего мнения. Приведя более трех доводов, вы неизбежно потеряете часть своей убедительности, слабые доводы могут быть оспорены.

Слова: «С моей точки зрения…», «Я считаю…», «Я думаю, что…», «Я предлагаю…», «Поскольку…», «Мои доводы следующие, во-первых…».

Эмоции: Спокойствие, логичность, равномерный ритм изложения, бесстрастие, убежденность без личной категоричности.

Язык тела: Поза уверенная, выпрямленная, стабильный зрительный контакт.

Выражение мнения в форме вопроса:

Выражая свое мнение в форме вопроса, вы неизбежно ослабляете его. Например, если Вы говорите: «А не кажется ли Вам, что…», подлинный смысл этого высказывания таков: «Я думаю, что…, а что Вы думаете по этому поводу?». Вторая формулировка четче и представляет меньше риска того, что Вас неправильно поймут.

Негативная аргументация:

Если Вы постоянно оппонируете взглядам других людей, не высказывая при этом собственного мнения или предложения, ваше поведение можно рассматривать как негативное.

Позитивные и негативные взгляды:

Взгляды и мнения могут быть как позитивными, так и негативными. Некоторые люди в основном склонны высказывать положительные мнения и создавать вокруг себя климат позитивизма. Другие концентрируются на негативных моментах. Если Вы будете стараться выражать, в основном, позитивные взгляды, Вы сможете повысить свой потенциал убеждения.

Упражнение на отработку навыка

5.Акцентирование и использование точек соприкосновения

Мини-лекция


Действия:

четкое выражение согласия

высказывания, определяющие области общих интересов

использование позитивной лексики

использование аналогий/метафор

подчеркнуто положительная картина будущего.

Слова: «А что если…» (концепции/перспективы), «Итак, мы сошлись на том, что…», «Я согласен с Вами…», «Посмотрим, на чем мы договорились…», «Это похоже на…», «Я уже вижу, как мы»

Эмоции: Позитивизм, энтузиазм, заинтересованность.

Язык тела: Подвижность, оживление.

Уровни точек соприкосновения:

Интересы

Взгляды и мнения

Цели

Видение будущего

Ценности.

Упражнение « Подчеркивание общности»

Инструкция:

1 этап. Индивидуальная работа. Каждый самостоятельно в течение 6 минут находит общее, что его объединяет, с каждым участником группы (что с Аней, что с Петей и т.д., то есть не общее со всеми, а общее с каждым)

2 этап. Каждый делиться с каждым своими представления, продуманными в первом этапе.

Обсуждение: что было легко, как прошло, когда возникали трудности, какие мысли навело выполнение задания.

Упражнение «Согласие»

Инструкция: упражнение проводится в общем кругу.

1-й участник высказывает какое-нибудь мнение («Все блондинки плохо водят машину») Задача следующего согласиться («Действительно, такое мнение существует»). Затем 2-й говорит свою фразу, 3-й соглашается и т.д.

Примечание: важно в процесс выполнения донести мысль, что

1. Важно выразить согласие

2. Согласие должно быть искренним

3. Если вы не можете согласиться, можно согласиться с правом на существование такой точки зрения.

Завершение

1. Упражнение «Чемоданчик»

2. Проверка выполнения ожиданий.

Заключение

Таким образом, мы провели теоретический анализ проблемы общения как взаимодействия. Рассмотрели суть понятия общения в психологии, место взаимодействия в структуре общения. А также охарактеризовали человека как субъекта общения.

Далее мы провели эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи между уровнем групповой сплоченности и уровнем общительности в данной группе. Для этого были использованы две методики, проведенные с педагогическим коллективом.

По результатам проведенного исследования гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования не подтвердилась, то есть сплоченность коллектива не зависит от уровня общительности членов данного коллектива.

Гипотеза также была опровергнута методом ранговой корреляции Спирмена (результаты находились в зоне незначимости).


Также мы разработали рекомендации и мероприятия по повышению эффективности взаимодействия в коллективе и по повышению уровня общительности.

Для дальнейшего исследования данной проблемы и получения более полных и точных результатов необходимо провести еще одно исследование. При этом необходимо учесть некоторые факторы: увеличить выборку, использовать более однородную выборку (по возрасту, по полу, стажу работы).

Библиография

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 375 с.

2. Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. – 1981. – №2. – Т.2. – С.8-18.;

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. Пер. с англ. М., 1988. – 220 с.

4. Бодалев А.А. Личность в общении / А.А. Бодалев. – М.: Педагогика, 1983. – 328 с.

5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М.: изд-во АПН РСФСР, 1956. – 503 с.

6. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения / А.С. Золотнякова. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1976. – 148 с.

7. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с.

8. Крысько В.Г. Основной вопрос социальной психологии // Вестник университета. – 2000. – № 1 (2). – С.163-168

9. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.

10. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. – 215 с.

11. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик – 2-е изд., испр. и доп.. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.

12. Обозов Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. – Л., 1979. – 159 с.

13. Обуховский К. Психология влечений человека / К. Обуховский. – М.: Прогресс, 1971. – 248 с.

14. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. – М.: Мысль, 1971. – 351 с.

15. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. – М., 1981. – 174 с.

16. Психологический журнал. – 1987. – №4. – Т. 8. – С. 52-53

17. Соковников В.М. Интракоммуникативные аспекты социализации личности / Проблемы формирования социогенных потребностей. – Тбилиси, 1974. – С. 139

18. Соковнин В.М. Социализация, общение, педагогика // Вопросы педагогики и психологии общения. – Фрунзе. – 1975. – С.3-15

19. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л.И. Уманский. – М.: Просвещение, 1980. – 160 с.


20. Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности / А.У. Хараш. – М., 1977. – 202 с.

21. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. Пер. с польск. М., 1969. – 240 с.

Приложение 1

Методика «Индекс групповой сплоченности» Сишора

Инструкция: «На каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать правильный (нужный) ответ и отметить его галочкой в текстовой части методики».

Тестовое задание

  1. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?

Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

Участвую в большинстве видов деятельности (4).

Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

Живу и существую отдельно от нее (1).

Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

  1. Перешли бы вы в другую группу, если бы вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

Да, очень хотел бы перейти (1).

Скорее перешел бы, чем остался (2).

Не вижу никакой разницы (3).

Скорее всего остался бы в своей группе (4).

Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

Не знаю, трудно сказать (1).

  1. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

Не знаю, трудно сказать (1).

  1. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

Не знаю (1).

  1. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

Не знаю (1).

Тест состоит из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенной таблице.

Максимальная сумма баллов – 19, минимальная – 5.

Интерпретация результата

Уровни групповой сплоченности:

16 баллов и выше – высокий уровень групповой сплоченности;

12–15 баллов – выше среднего;

7–11 – средний;

5–6 – низкий.

Приложение 2

Тест «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".

Опросник

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
  3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
  7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?
  12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Обработка результатов

«Да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

Классификатор к тесту В.Ф. Ряховского

32- 25 баллов – высокий уровень общительности;

24-14 баллов – средний;

13 и менее – низкий уровень.

30-32 очка – Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков – Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в вашей власти переломить эти особенности характера.

19-24 очков – Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков – у Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков – Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков – Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.