Файл: Общение как взаимодействие (Эмпирическое исследование групповой сплоченности и уровня общительности в коллективе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Общение – это процесс взаимодействия людей друг с другом, который подразумевает не только передачу информации, но и понимание, и восприятие друг друга. Не смотря на то, что общение свойственно всем живым существам, лишь у человека процесс общения можно назвать осознанным актом.

В общении принято выделять три стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны, каждая из которых ответственна за выполнение той или иной функции. Поэтому общение – это не только обмен информацией, восприятие партнера по общению, но и взаимодействие субъектов общения друг с другом, приводящее к эффективному общению. Успешное, эффективное взаимодействие зависит во многом от личности самих общающихся, от их личностных качеств и особенностей, от наличия коммуникативных навыков и умений.

Так как без общения невозможна жизнь человека, то чтобы процесс взаимодействия людей друг с другом приносил пользу, необходимо развиваться, совершенствовать свои навыки, развивать умения.

Данная тема, на мой взгляд, значима не только для меня, так как каждый неоднократно в процессе жизнедеятельности вступал во взаимодействие с кем-либо, устанавливал контакт с окружающими людьми, группами людей. Все в процессе общения, также как и я, преследуют свои цели, ставят задачи, желают реализовать те или иные потребности. Достижение поставленных целей, удовлетворение потребностей зависит не только от социальной ситуации, в которой происходит общение и непосредственно взаимодействие друг с другом, не только от партнера или партнеров по общению, но и от нас самих. Это должно стимулировать нас на саморазвитие и самосовершенствование. Характер взаимодействия друг с другом в группе, коллективе определяет уровень прочности, единства и устойчивости межличностных взаимоотношений, то есть определяет уровень групповой сплоченности. Поэтому цель нашего исследования заключается в следующем.

Цель исследования: определение взаимосвязи между индексом групповой сплоченности и уровнем общительности в коллективе; разработка мероприятий и рекомендаций по повышению уровня общительности и эффективности взаимодействия в коллективе.

Задачи исследования:

  1. провести теоретический анализ проблемы общения как взаимодействия;
  2. провести эмпирическое исследование по определению взаимосвязи между индексом групповой сплоченности и уровнем общительности в коллективе;
  3. разработать рекомендации и мероприятия по повышению уровня общительности и эффективности взаимодействия в коллективе.

Объект исследования: члены коллектива.

Предмет исследования: процесс влияния уровня общительности на индекс групповой сплоченности.

Гипотеза исследования: индекс групповой сплоченности в коллективе зависит от уровня общительности членов данного коллектива.

Прикладная значимость: прикладная значимость работы состоит в том, что результаты нашего исследования могут быть использованы для повышения эффективности взаимодействия любого коллектива (педагогов, сотрудников офиса и т.д.).

А нашей работе были использованы литературные источники не только отечественных, но и зарубежных авторов, а также некоторые публикации в журналах. В данных источниках рассматривается проблемы психологии общения, рассматриваются мотивы человеческой деятельности и многое другое, что и обусловливает их использование в нашей работе.

1 Психология общения

Понятие общения в психологии

Изучение проблемы общения как социально-психологического феномена осложняется наличием множества трактовок самого понятия «общение», а также нахождением его места среди других подобных социально-психологических феноменов, например, восприятие, взаимодействие и др.

Общение – это сложный многоплановый процесс, в ходе которого устанавливается контакт между людьми. Как считает Б.Д. Парыгин, общение – это и процесс взаимодействия людей, и информационный процесс, и процесс взаимного влияния и отношения друг к другу, а также процесс взаимного переживания и понимания друг друга. Это необходимое условие существования личности и ее социализации [14, c. 175].

По мнению А.С. Золотняковой, общение – это социально-ориентированный и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются установки самой личности и установки на социальные нормы. В процессе общения одновременно передаются социальные ценности, и регулируется их усвоение социальной системой [6, c. 54].

В работах А.А. Бодалева, В.Н. Панферова под общением подразумевается такое взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью средств коммуникации. Цель такого взаимодействия – установление взаимоотношений между людьми, необходимого для процесса деятельности [4, 16].

А.А. Леонтьев, Г.М. Андреева, Л.И. Анциферова, Л.С. Выготский рассматривают общение как вид коллективной деятельности, как взаимодействие [1, 2, 5].


Поэтому в социально-психологической литературе существует точка зрения, согласно которой общение принимается за первоначальную точку понимания других социально-психологических феноменов, таких как взаимодействие, восприятие, взаимоотношения. Согласно другой точке зрения за единицу анализа необходимо принимать взаимодействие [15, c. 20].

Под взаимодействием стоит понимать процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, создающий взаимную обусловленность и связь. Поэтому один субъект в общении является причиной другого и результатом влияния другой стороны и наоборот. Таким образом происходит развитие объектов (субъектов) взаимодействия [8, c. 164].

Следствием взаимодействия являются общественные и психологические отношения между людьми. Под последними стоит понимать результат непосредственного контакта между людьми, которые могут выражать свои симпатии и антипатии, осознавать свои эмоции и чувства по отношению к взаимодействию с конкретным человеком или группой людей [9, c. 246].

Различные подходы к феномену общения существуют и в философской науке. Так, В.М. Соковнин считает, что общение – это форма передачи информация, которая возникает на определенной ступени развития, включена в трудовую деятельность и является ее необходимой стороной. Л.П. Буева выделяет влияние общения на поведенческие формы деятельности. М.Е. Каган под общением подразумевает форму взаимоотношений людей, необходимой для достижения усилиями взаимодействующих сторон их общности. При этом индивидуальность каждого субъекта сохраняется [18, c. 5].

А.А. Леонтьев выделяет следующие виды общения: предметно-ориентированное (некоммуникативная деятельность), социально-ориентированное (ораторская речь) и личностно-ориентированное.

В социально-ориентированном общении предметом выступает социальное взаимодействие внутри определенного коллектива, а не конкретный человек или аудитория. Мотивом такого рода общения является изменения в характере социальных отношений внутри определенного общества, в общественном сознании, в проявлениях социальной активности членов общества [9, c. 252].

Личностно-ориентированное общение необходимо рассматривать в двух вариантах: в диктальном общении и в модальном общении. Диктальное общение связано с предметным взаимодействием (согласование позиций, обмен информацией и т.д.). Модальное общение также связано с определенным видом взаимодействия. Обычно такое общение называют выяснением отношений [9, c. 253].


Основываясь на концепции А.Н. Леонтьева, согласно которой общение выступает как коммуникативная деятельность, необходимо рассмотреть суть процесса общения.

Процесс коммуникативной деятельности – это система сопряженных актов или система взаимодействий двух субъектов, двух склонных к общению людей. Единицей коммуникативной деятельности является диалог. Единицами диалога выступают действия, высказывания и слушания. Субъектами общения могут быть сама личность, группа, массы. Общение с другим человеком – это межличностный уровень коммуникативной деятельности. Общение с группой – личностно-массовый уровень [7, c. 58].

Общение как деятельность можно представить как систему элементарных актов. Каждый из этих актов определяется следующими факторами:

а) субъектом (инициатор общения);

б) субъектом-партнером (кому адресована инициатива);

в) нормами (организовывают общение);

г) целями участников общения;

д) ситуацией, в которой происходит взаимодействие.

Каждый акт общения можно представить в виде алгоритма коммуникативных действий, связанных между собой [7, 59].

  1. Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию.
  2. Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации.
  3. Ориентация в коммуникативной ситуации.
  4. Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия.
  5. Постановка коммуникативной задачи с учетом особенностей ситуации общения.
  6. Выработка подхода к субъекту взаимодействия.
  7. Пристройка к субъекту-партнеру взаимодействия.
  8. Привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера.
  9. Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление его готовности к вступлению во взаимодействие.
  10. Самонастройка субъекта-инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта-партнера.
  11. Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона.
  12. Коммуникативное воздействие субъекта-инициатора на субъекта-партнера.
  13. Оценка субъектом-инициатором реакции субъекта-партнера на воздействие.
  14. Стимулирование «ответного хода» субъекта-партнера.
  15. «Ответный ход» субъекта-партнера по общению [7, c. 59].

Таким образом, общение – это важнейшая причина эмоционального развития человека. Благодаря общению происходит познание человеком самого себя, формирование своего Я. А также общение выступает важным путем познания человеком окружающего мира.


Человек как субъект общения

Общение – это обмен духовными ценностями, происходящий в форме диалога с окружающими людьми. Обмен духовными ценностями характеризуется половозрастными и социокультурными особенностями и происходит в процессе непосредственного взаимодействия людей в группах, коллективах и т.д. Это позволяет говорить о том, что общение выступает основой социализации человека.

В процессе развития и социализации человек проявляет свою субъектность и субъективность. Для того чтобы человек мог полноценно проявить себя как субъект общения, необходимы определенные внешние условия и внутренние предпосылки [11, c. 218].

К основной внутренней предпосылке становления человека субъектом общения относится наличие потребности в общении. Данная потребность возникает в процессе взаимоотношений с другими людьми. Данная потребность выступает для человека стимулом к проявлению активности [9, c. 254].

Потребность в общении можно разделить на два компонента: потребность в эмоциональном контакте и потребность в уединении.

Потребность в эмоциональном контакте – это осознанная или не осознанная нужда человека в отношениях, в которых он ощущает себя как предмет интереса и симпатии со стороны других, а также где может проявить свою солидарность по отношению к другим. Реализовать эту потребность можно лишь в сфере межличностных отношений, в которые вступает индивид с окружающими людьми [13, c. 159].

Потребность в уединении – это не всегда осознаваемая нужда человека вести внутренний диалог. Данный процесс может происходить наедине или в присутствии других людей. Когда происходит разделение личности на Я и не-Я происходит реализация данной потребности [17, c. 93].

Потребности в эмоциональном контакте и уединении не могут определить того, как человек будет вести себя в той или иной ситуации общения. Поведение индивида как субъекта общения обусловливают социальные установки.

Социальная установка – это целостное изменяющееся состояние субъекта, его готовность к проявлению активности по отношению к другим объектам. В социальной установке можно выделить 3 компонента:

  1. познавательный – осознание объекта социальной установки;
  2. аффективный – оценка объекта, выявление по отношению к нему чувства симпатии или антипатии;
  3. поведенческий – поведение по отношению к объекту [1, c. 86].