Файл: Общение как взаимодействие (Эмпирическое исследование групповой сплоченности и уровня общительности в коллективе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, человек как субъект общения имеет социальные установки на самого себя, на отношение к другим людям, на сам процесс общения, формирующиеся и развивающиеся в процессе жизнедеятельности.

Образ Я считается одной из важных установок человека как субъекта общения. Центральной частью этой установки является самоуважение, включающее осознание себя и удовлетворенность собой и являющееся следствием самооценки наиболее важных для индивида качеств [11, c. 220].

От уровня самоуважения зависит реализация человеком себя как субъекта общения, поведение в процессе общения, выбор партнеров по общению и отношение к ним.

Другой важной социальной установкой является отношение индивида к партнеру по общению. Данная установка определяет проявление интереса к собеседнику, степень его зависимости от социальных, возрастных, половых и личностных характеристик данного собеседника. Индивид может воспринимать партнера по общению как приятного и ценного для себя или как неприятного, может проявлять искренность, альтруизм или эгоизм, может ждать от партнера такого же отношения. Все это зависит от сформированности установки на общительность или замкнутость.

Общительность – это развитое, устойчивое стремление индивида к установлению контактов с окружающими людьми. Как общительность, так и замкнутость формируется под влиянием различных условий и могут проявляться или не проявляться в зависимости от конкретных ситуаций [11, c. 221].

На стремление к общению оказывает влияние и социальная установка на другого человека, развитость аттракции. Под аттракцией стоит понимать взаимное тяготение людей друг к другу. В общении проявление аттракции выражается в виде симпатии, в дружбе, любви, приятельских отношениях. Для развития данной социальной установки необходимо знать ценности в сфере общения, принятые в той или иной среде.

Другой важной социальной установкой на отношение к партнеру является готовность к эмпатии (к сопереживанию, сочувствию).

К социальным установкам на процесс общения относятся установка на заинтересованность в общении, на стремление быть интересным, на активное слушание, на поддержание положительной эмоциональной атмосферы и др. [11, c. 222].

Реализация социальных установок зависит от личностных особенностей самого человека и от сформированности у него коммуникативных умений. А именно:

  1. умения ориентироваться в партнерах (умение определять характер, настроение и др.);
  2. умения ориентироваться в отношениях с партнерами;
  3. умения ориентироваться в ситуации общения [11, c. 223].

Успешное применение коммуникативных умений и реализация человеком себя как субъекта общения связаны с уровнем его информированности, с речевым развитием (объем словарного запаса). Общий уровень информированности и словарный запас оказывают значительное влияние на творческий подход человека к общению. Это важно, так как в проблемных ситуациях общения необходимо проявлять нестандартный подход.

Таковы личностные предпосылки, которые определяют проявления индивида себя как субъекта общения, которые определяют эффективность его общения с окружающими в различных группах и коллективах.

Место взаимодействия в структуре общения

Интерактивной стороной общения условно обозначают те компоненты общения, которые связаны со взаимодействием людей, с организацией их совместной деятельности.

В социальной психологии исследованием проблемы взаимодействия ученые занимаются уже давно. Трудно развести понятия общение и взаимодействие людей, поэтому многие авторы отождествляют общение и взаимодействие, обозначая их как коммуникацию, то есть как процесс обмена информацией. Другая часть авторов разделяют эти понятия и выделяют отдельно общение как процесс коммуникации и взаимодействие как интеракция [1, c. 78].

На основе совместной деятельности возникает коммуникативный процесс. Обмен знаниями, некоторой информацией по поводу этой деятельности предполагает, что взаимопонимание реализуется в совместных попытках развить эту деятельность, организовать ее. Поэтому каждый, кто участвует в этой деятельности, должен внести свой вклад, следовательно, делается вывод о том, что взаимодействие – это организация совместной деятельности. В процессе этой деятельности субъектам общения важно не толь произвести обмен какой-либо информацией, но и спланировать общую деятельность. Таким образом происходит регуляция действий одного человека теми планами, которые есть в голове у другого, что и делает деятельность совместной [10, c. 132].

Поэтому невозможно отделить коммуникацию от взаимодействия, но и нельзя их отождествлять. Общение возникает в ходе совместной деятельности, по поводу этой деятельности, и именно в этом процессе необходимо обменяться и информацией, и самой деятельностью, ее новыми формами и нормами.

В описании структуры взаимодействий с социальной психологии существует несколько теорий. Так в теории Т. Парсонса был намечен категориальный аппарат, которым описывалась структура социального действия [1, c. 80].


В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия. На основе межличностных взаимодействий строится человеческая деятельность, которая является результатом единичных действий (элементарных актов). Каждый акт состоит из следующих компонентов: деятель, другой объект, нормы, ценности, ситуация. Действия деятеля направлены на удовлетворение его потребностей, на развитие ожиданий и ориентаций в отношении другого. Предполагается, что согласно этим ориентациям можно описать все виды деятельности человека [1, c. 80].

Социолог Я. Щепаньский в своем подходе выделяет стадии взаимодействия. При описании социального поведения центральным понятием является социальная связь. Социальную связь можно рассмотреть как ряд компонентов:

а) пространственный контакт;

б) психический контакт (взаимная заинтересованность);

в) социальный контакт (деятельность);

г) взаимодействие (с целью вызвать реакцию партнера);

д) социальное отношение (системы действий) [21, c. 84].

К структурному описанию взаимодействия относится также и транзакционный подход. Согласно данному подходу каждый из участников взаимодействия может занимать одну из следующих позиций: родитель, ребенок, взрослый. Эти позиции не связаны с той ролью, которой человек выполняет в обществе, это лишь определенная тактика взаимодействия [3, c. 115].

Таким образом, разделение единого акта взаимодействия на компоненты (позиция участников, ситуация, стиль действий) способствует тщательному анализу интерактивной стороны общения, что связывает его с деятельностью.

Взаимодействие как организация совместной деятельности

Для того чтобы проанализировать содержательную сторону общения, необходимо рассматривать взаимодействие как форму организации какой-либо конкретной деятельности людей. Смысл взаимодействия в социальной психологии раскрывается тогда, когда взаимодействия включены в некоторую общую деятельность, в отличие от индивидуальной деятельности. Так, цель индивидуальной деятельности можно обнаружить только на уровне отдельных действий.

Содержанием совместной деятельности является то соотношение вкладов, которые привносят в деятельность каждый из участников. Так можно выделить три формы совместной деятельности:

  1. каждый участник делает свою часть общей работы (совместно-индивидуальная деятельность);
  2. каждый участник выполняет последовательно этапы общей задачи (совместно-последовательная деятельность);
  3. каждый участник взаимодействует одновременно с другими членами коллектива (совместно-взаимодействующая деятельность) [19, c. 131].

Так как при анализе коммуникативной стороны общения необходимо установить взаимосвязь между характером общения и отношениями между партнерами, так и при анализе взаимодействия необходимо определить как та или иная система взаимодействия связана со сложившимися отношениями между участниками [1, c. 81].

Общественные отношения – это форма организации или часть социальной деятельности. Межличностные отношения, в свою очередь, стоит рассматривать как тип взаимодействия, возникающий при определенных условиях (сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности взаимодействия, то есть успешное или неуспешное сотрудничество.

Межличностным отношениям свойственна эмоциональная окраска, что вызывает формирование в таких отношениях различных ориентаций, установок, оценок и т.д. Эмоциональная окраска может быть как положительной, так и отрицательной. При этом взаимодействие определяется межличностными отношениями, степенью зависимости от деятельности, которая выполняет группа, и от уровня развития данной группы. Немаловажную роль играет и та система социальных отношений, в которых существует та или иная группа. При этом невозможно определить мотивацию участников взаимодействия, так как она зависит от более широкой системы деятельности, в условиях которой эта мотивация порождается [12, c.73].

При анализе взаимодействия также стоит обратить внимание и на то, осознает ли каждый из участников свой вклад в общую деятельность. Данное осознание позволяет в случае необходимости вовремя откорректировать тактику своего поведения. От меры понимания партнерами друг друга, от сложившегося взаимопонимания в коллективе зависит успешность совместных действий [20, c. 29].

Проведенный теоретический анализ позволяет сделать вывод о том, что невозможно дать конкретное определение общению из-за наличия многочисленных его трактовок. Но прежде всего общение – это процесс установления контакта, это необходимое условие существования личности и ее социализации. В процессе общения происходит и обмен информацией, и реализация социальных установок индивида и т.д. Единицей общения является взаимодействие, следствием чего являются психологические отношения между людьми. Из-за наличия потребности в общении человек и становится субъектом взаимодействия.

Таким образом, для того, чтобы понять механизм общения как взаимодействия необходимо определить, какие намерения, мотивы и установки одного субъекта общения накладываются на представление о другом субъекте общения, а также как это все проявляется в принятии совместных решений. Поэтому для того чтобы исследовать проблемы общения более детально, необходимо выяснить как формируется образ партнера по общению и т.д. Поэтому необходимо рассмотреть еще перцептивную сторону общения, то есть общение как перцепция.


Эмпирическое исследование групповой сплоченности и уровня общительности в коллективе

Характеристика объекта и процедуры исследования

Наше исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа №58»

Цель эмпирического исследования – определение взаимосвязи между индексом групповой сплоченности и уровнем общительности в коллективе; разработка мероприятий и рекомендаций по повышению уровня общительности и эффективности взаимодействия в коллективе.

Задачи исследования:

- определение индекса групповой сплоченности в коллективе;

- определение уровня общительности членов коллектива;

- определение взаимосвязи между индексом групповой сплоченности и уровнем общительности в коллективе;

- разработка рекомендаций и мероприятий по повышению уровня общительности и эффективности взаимодействия в коллективе.

Выборка составила 30 человек-педагогов. Возраст испытуемых варьировался от 30 до 45 лет.

Для реализации цели и достижения поставленных задач мы использовали следующие методики:

  1. методика «Индекс групповой сплоченности» Сишора;
  2. тест «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского.

В начале нашего исследования мы определяли индекс групповой сплоченности. С этой целью была проведена методика «Индекс групповой сплоченности» Сишора.

Цель методики – определение степени интеграции и сплоченности группы.

Методика состоит из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно определенным значениям, приведенным на каждый ответ. В ходе опроса баллы не указываются. Методику можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Испытуемому предоставляется текстовая часть методики и следующая инструкция: «На каждый вопрос есть несколько вариантов ответа. Вам необходимо выбрать правильный (нужный) ответ и отметить его галочкой в текстовой части методики».

После того, как испытуемый ответил на вопросы мы приступаем к интерпретации данных. Подсчет баллов производится простым суммированием значений, соответствующих определенному ответу. Таким образом можно определить четыре уровня групповой сплоченности.